Тамара Полуян
Творческий проект по экологии «Дерево» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Полуян Тамара Оттовна, воспитатель 1 квалификационной категории.
Творческий проект по экологии "Дерево" для детей старшего дошкольного возраста.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и родители.
Тип, вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно -практико-ориентированный; фронтальный.
Публикация «Творческий проект по экологии „Дерево“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Срок реализации: один год, так как ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни деревьев в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года.
Цели :
- проследить за изменениями в жизни дерева в разное время года, обратить внимание на то, что деревья бывают разными;
- развивать мышление, фантазию, наблюдательность, эмоциональную сферу ребенка,
- формировать у него сенсорные навыки, бережное отношение к природе и основы экологически грамотного поведения.
Задачи: продолжать формировать представления о жизни деревьев. Расширить кругозор. Сформировать элементарные исследовательские умения у детей,обогащать словарный запас.
Актуальность.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Деревья сопровождают нас всю жизнь: очищают воздух, украшают парки, дают, плоды и семена, служат лекарством, спасают от жары, являются домом и столовой для многих животных. Одним словом, деревья - наши друзья! Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В нашем детском саду создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого - образовательнного пространства.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств и стал проект «Здравствуйте, дерево».
Проект, включает три этапа:
1 этап. Подготовительный: постановка целей и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов беседа о деревьях. Чтение сказки В. Бианки «Теремок. (приложение 1)
2 этап. Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
Наблюдение, эксперименты, загадки,приметы, игры. (приложение 2)
Дневник наблюдений (приложение 3)
Сказка придуманная совместно с родителям. (приложение 4).
Экскурсия в парк с родителями (приложение 5).
3 этап. Заключительный: Реклама, пожелания (приложение 6)
Праздник «Бережем книгу - сохраняем лес» (приложение 7)
Объект исследований.
В качестве объекта исследований нами было выделено два дерево, что обусловлено рядом причин.
1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Часто воспринимают их, как неживые объекты.
2. Дерево – прекрасный объект для наблюдений. На примере лиственных деревьев могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой.
3. С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с травянистыми растениями. Дерево легче представить своим другом.
Приложение 1
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Беседа с детьми о деревьях – деревья – самые большие в мире растения, долго живут. Деревья растут в лесу, вокруг домов. На границе поля, у воды, вдоль дороги. У дерева есть корни, ветви, ствол, который покрыт корой. Корни у дерева играют очень важную роль в жизни дерева. Они забирают из земли воду и минеральные вещества, без которых дерево не может расти. Благодаря корням дерево крепко держится за землю. Корни помогают дереву прочно стоять на земле, не давая ветрам повалить его. Ветви растут у деревьев в течение года. У деревьев весной появляются почки. Они покрыты чешуйками, которые ее защищают, под чешуйкой скрыты новый стебель и листья. Вырастает новый стебелек, сначала он гибкий, тонкий, а с каждым годом он становится толще, длиннее и отвердевает. Появившиеся молодые листочки мягкие и яркие, со временем листья становятся темными и большими. С помощью листьев деревья дышат. Осенью листья меняют окраску, лист засыпает до весны.
1. Выяснить представления детей об этих растениях, их отношение к ним.
2. Заинтересовать проблемой:
- Обратить внимание детей на разнообразие деревьев, их красоту.
- Определить особенности внешнего вида, сходство и различие.
- Определить настроение дерева, о чем оно думает. Кто помогает этим деревьям? Есть ли у них друзья? Погладить дерево, прижаться к стволу щекой, обнять дерево. Кто живет на дереве? Как птицы используют деревья? Насекомые и дерево? Как используют в промышленности? Какую пользу приносят деревья? Деревья, как и люди, дышат, этому служат маленькие отверстия на листьях, которые для нас не заметны. Растениям нужен чистый воздух, от грязного они погибают. В то же самое время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для дыхания человека и др. живых существ. Дерево не может жить без света- это солнце. Оно, окрашивает листики в зеленый цвет. Подумать, любят ли наши деревья свет, где они растут (на открытом или затененном месте).
Чтение сказки «Как медведь пень потерял». Бианки «Теремок».
Приложение 2.
Предложить детям выбрать два дерева на территории детского сада, за которыми они будут наблюдать, и ухаживать в течение года. Выбор детей: осина и ель.
1. Ель. Что за дерево: и в зиму и в лето - зелено одето?
Приметы. Ель не сосна- шумит неспроста. Длинные, сухие еловые ветки к метели сгибаются, к спокойной погоде распрямляются.
У всех деревьев, как и у людей, есть руки, ноги и другие части тела. Что есть у дерева?
Дети рассматривают ель (рассказ для чего дереву нужны: листья, ствол, корни,ветви, кора)
Описание: по форме похожа на треугольник, у ели короткие иголки, острые, колются, светло- зеленого цвета с голубизной, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в разные стороны, не опадают осенью.
Чтение сказки С. Михалкова «Елочка»
Беседа: О чем беседовали белочка и сорока? Чего боялась елочка? Что сделал человек, когда пришел к елочке? Почему лесник не срубил елочку?
Каждый год у ели вырастают новые ветви, их можно отличить по цвету (они более светлые). Сверху на дереве ветки молодые, короткие. А снизу старые и длинные. Если сосчитать снизу вверх ряды ветвей (еще ветви называют- лапы) можно узнать возраст дерева. Ель растет медленно, маленькой елочке, которой 3-5 лет, намного ниже ребенка этого же возраста, поэтому к молодым деревцам нужно относиться бережно и осторожно. Наша ель выше детского сада, ей около 30 лет, а назвали мы елочку «Зеленочка»
Ветви у ели до самой земли, поэтому солнце туда не попадает. На земле рассыпаны сухие иголки и старые шишки, весной на ели появляются новые мягкие и молодые иголочки и молодые шишечки. Под елью всегда сыро и тень, живут мокрицы, которые любят влагу.
Ель- основное сырье в бумажной промышленности, широко применяется в строительстве, изготовлении мебели, различных частей музыкальных и др. инструментов. Из иголок - эфирное масло.
Осина.
Загадка. Что за дерево стоит: Ветра нет, а лист дрожит?
Приметы. Если листья осины лежат кверху лицом - зима будет холодной, если кверху изнанкой - теплой.
Вспомнить сказку «Как коза избушку построила». Почему коза не стала строить избушку под осиной?
В народе говорят: «Дрожит как осиновый лист», почему так люди говорят? (наблюдение за осиной). Ветра нет, а листья у осины дрожат, шелестят.
Осина выросла до второго этажа нашего детского сада, ствол (предложить ребенку обхватить руками) широкий. Как можно измерить ширину ствола? (заслушать предложения детей). Ширину замеряем веревкой. На осине с помощью родителей установили скворечник. Весной поселились скворцы, осине это очень нравится, скворцы будут ее защищать от насекомых. Под осиной в земле муравейник и много божьих коровок, они поедают тлю, которая падает с дерева. На стволе дерева хорошо видны муравьи, так как ствол светлый, серый, а муравьи коричневые. Листья у осины зеленые с серебром, волнистые, гладкие, круглые держатся на черенках. Если лист приложить к щеке, он прохладный. В солнечный день от осины тень распространяется на большое расстояние, значит ее крона густая, много листьев (наблюдение за движением тени в течении дня). Почему летом люди ищут тень?
Назвали осину «Серебрянка».
Сравнения:
Чем отличается осина от ели? Как расположены ветви? Почему под осиной можно стоять и обнять ствол, а под елью нельзя? Опадают ли листья у ели? Когда?
Осина цветет. Мелкие цветки собраны в сережки. Цветки появляются еще до появления листьев, мохнатые сережки свисают, считается, что с началом цветения осины приходит весна.
Осина употребляется для производства спичек, бумаги, для изготовления бочек, фанеры и др.
Дидактические игры:
1 «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
2 «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина,ель, ромашка).
3 «Определи дерево по листочку». Цель: дети должны по листочку назвать дерево.
4 «Скажи по- другому». Цель: назвать листья по- другому (лист клена кленовый, осины- осиновый и т д.).
5 «Чьи семена». Цель: по семенам определить с какого дерева (семена осины, семена клена и т д.).
Музыка. Пластические этюды.
«Изобрази как растет дерево». «Распускаются листочки». «Дует ветер». «Дерево выросло большое». «Листочки осыпаются». «Дерево уснуло».
Приложение 3
Для оформления результатов исследований мы завели «Дневник наблюдений», где дети фиксируют результаты исследований, рисуют на протяжении всего года.
Загадка: На ветках плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки (Почки).
Ранней весной начинаем наблюдение за почками, из которых развиваются листья. Потрогать их, какие они? (зарисовать). Измерьте размеры листа в начале в начале весны и в конце лета.
Загадка: Сидит- зеленеет, падает- желтеет, лежит- чернеет. (лист).
- Сколько листьев на дереве осенью, сколько весной?
- Погладить листок руками, рассмотреть через лупу.
- Потрогать кончик листа (острый он или тупой, мягкий или твердый).
- Какой край листа ровный или с зубчиками?
- Какого цвета листья (в разные сезоны?
- Какой запах у листьев?
- Как листья прикрепляются к ветке?
- Отметить время появления первых листочков, время опадания листьев.
- Выяснить, куда деваются опавшие листья?
- Нарисовать в альбоме листочки с дерева.
- Опавшие листья можно засушить.
4. Исследовать ствол дерева.
-Найти место, где ствол дерева самый широкий, а где самый узкий.
5. Исследовать кору.
- Определить, какая кора (теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая).
- Определить запах коры.
6. Исследовать следы, оставленные человеком?
- Определить, есть ли на коре следы, оставленные человеком (ободранная кора, царапины от ножа, сломанные ветки). Кто мог это сделать и зачем? Может ли дерево залечить эти раны? Как помочь дереву?
7. Исследовать корни (при посадке дерева).
- Найти место, где ствол дерева постепенно переходит в корни. Какие корни (толстые или тонкие, крючковатые, прямые, твердые, мягкие).
- Уходят корни в глубину или расползаются в стороны?
- Нарисовать в альбоме корни дерева, такими, какими их представляют дети.
8. Исследовать почву.
- Куда исчезают опавшие листья, если люди не убирают их?
- Какими опавшие листья были осенью, и посмотрите на них внимательно весной, после таяния снега, что изменилось? (листья разлагаются почвенными организмами и возвращаются в почву).
- Собрать листья осенью и зарыть в небольшую ямку, проследить, что происходит с листьями.
- Проверить, живет ли кто-нибудь в почве под деревом.
- Проверить сухая земля под деревом или сырая, по необходимости полить.
9. Изучить состояние дерева в дождливую и холодную погоду.
- Отметить дату, когда под деревом появился первый снег.
- Измерить глубину снега осенью, зимой и весной.
- Как снег помогает дереву?
- Пронаблюдать где снег тает раньше – под деревом или на открытом месте?
- Куда бегут ручейки после таяния снега – от дерева или к нему?
- Какого цвета снег под деревом? Чистый или нет?
- Хорошо ли спасает ваше дерево от дождя? Почему?
- Любит ли дерево дождь?
- Зарисовать дерево в различную погоду.
АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Составить рассказы по результатам исследований в разные сезоны. 2. Обсудить результаты наблюдений, рассмотрев альбом «Дерево»
3. Предложить детям темы рассказов:
- Наше дерево летом;
- Наше дерево весной;
- Наше дерево в дождливую погоду;
- Наше дерево в морозную, снежную погоду;
- Друзья нашего дерева,
- Как мы помогли дереву? и т. д.
4. Записать рассказы детей в дневник наблюдений.
5. Прослушать разные музыкальные произведения:
- Шум листьев;
- Настроение дерева в дождливую или солнечную погоду;
- Дерево в любое время года;
- Состояние дерева, когда человек ломает его ветки или режет ножом кору;
- Состояние дерева, когда оно испытывает жажду в засушливую погоду и после того, как его поливали.
6. Выразить свои впечатления об окружающем мире через рисунки. 8. Рассматривание репродукций картин разных художников.
Приложение 4
Сказка о елочке и осинке.
В одном большом, большом лесу росли два молодых деревца. Вечнозеленая колючая елочка и стройная осина. Росли они на самом краю леса. За ними шумел огромный лес. А перед ними была очень красивая поляна, с мягкой. Зеленой травкой и разноцветными цветочками. Юным деревцам нравилось наблюдать за играющими детьми.
«Мне хочется побежать за ними. Там огромный мир и много интересного. Какой толк в том, что мы здесь стоим», - говорила осинка.
«Здесь наш дом и мы нужны здесь»,- отвечала елочка. «Зачем, зачем?»- горячилась осинка.
Они часто спорили и не соглашались друг с другом. Но однажды на поляне, как обычно, отдыхали и после их ухода, елочка заметила дымок, поднимающийся из травы.
«Пожар, пожар!»- закричала она.
«Ну где ты видишь пожар? Всего лишь маленький дымок и он далеко от нас»,- успокаивала ее осинка.
Но дымок становился больше, и вот уже показались языки пламени. Огонь побежал по траве и быстро приближался к лесу.
«Что же делать? Мы погибнем!»- заплакала осинка.
«Не время плакать»,- сказала елочка. «Мы можем спасти себя и спасти свой дом, наш лес. Делай как я!»
Они стали хлопать своими ветками по траве и сбивать огонь. Осинка очень боялась обжечься. Но когда представила, что могут пострадать все деревья в лесу, присоединилась к елочке. Долго боролись деревца с огнем, не обращая внимания на потерянные листочки и обожженные и поломанные ветки. И огонь сдался, стал слабеть, и наконец, совсем затух.
Обугленные деревья с трудом могли поднять свои изломанные веточки. Но они были счастливы, что смогли спасти родной лес. Со временем раны их зажили, и они снова стали зелеными веселыми деревцами. Покрылась свежей травкой и полянка. Все стало как прежде. Как прежде приходили на полянку люди. И как прежде елочка и осинка на краю леса, наблюдая за играющими детьми. Вот только о том, нужны ли они здесь, деревца больше не спорили.
Семья Севостьяновых: мама Лена и Леша.
Приложение 5
Экскурсия в парк с родителями.
План:
1 По дороге в парк наблюдение за небом, погодой, ветром. «Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое»!
2 Обратить внимание на необычные растения, камешки, на причудливую форму семян и т д.
3 Наблюдение за насекомыми.
4 Правила поведения в природе.
5Наблюдение за птицами.
6 Рассматривание деревьев, кустарников. Что можно найти под деревом.
7 Загадки: Весь в пыли, хоть сил немного у дороги он торчит, у него согнулись ноги неприметен он на вид (подорожник).
Белая корзинка, золотое донце, в ней лежит росинка и сверкает солнце (ромашка).
Растет зеленый кустик, дотронешься- укусит (крапива).
8 Игры: «Что где растет?», «Как поет песенку комар», «Отгадай насекомое по описанию», «Полетаем как бабочки», «Попрыгаем как кузнечики», «Кто поет угадай», «У кого кто».
Объяснить детям, что лесопарк находится за селом. В нем нет домов, здесь растут разные деревья, кустарники, их очень много. Здесь нет людей, не ездят машины. В парке тихо и темно, потому что деревьев много, они высокие, своими ветвями закрывают солнышко.
В нашем парке, очень много муравейников. Рассказать о пользе муравьев и почему их называют друзьями леса. Собрать природный материал, не нанося ущерб природе. Это: шишки, семена, корни, изогнутые веточки, древесина, кора, ветви, желуди и т д.
Приложение 6
Реклама
Наша ель - самая высокая в селе, с голубым отливом. У нее всегда богатый урожай шишек.
Наша осина красивая, зеленая, даже скворцы ее полюбили.
Пожелания.
Чтобы деревья дольше жили, нужно о них заботиться, но хотя бы не обижать. Поливать по надобности, не ломать ветви. Зимой, побольше белого пуха и снежного одеяла, чтобы не замерзли. Пусть птицы каждый год прилетают к ним, поют песни, выводят птенцов. Дождик пусть поливает и умывает веточки, листики, иголочки. И подольше лета и солнечного света.
Приложение 7
Сценарий праздника. «Бережем книгу - сохраняем лес!»
Цели: закрепить знания о деревьях, и их красоте и пользе; воспитывать бережное отношение, к «зеленому другу», книгам, учить беречь природу.
Вед. Все мы любим лес. Да разве можно его не любить? Наши леса очень красивы! В них мы находим отдых, тишину и прохладу, защиту от ветра. Лес нам дарит грибы, ягоды, лекарственные растения. В лесу заготавливаем древесину, пушнину, мясо. Мы любуемся красотой цветов.
Вальс с цветами (в исполнение девочек).
(приходит лесник)
Лесник. Здравствуйте, ребята! Я очень рад встрече с вами, приглашаю вас в свои владения. Добро пожаловать на лесную полянку. (звучит запись «Голоса птиц»).
Вы наверное помните правила поведения в лесу? Чтобы попасть на лесную поляну надо правильно ответить на мои вопросы:
-Как правильно собирать грибы?
-Отчего в лесу происходят пожары?
-Почему в лесу нельзя шуметь?
-Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки?
Ответы детей.
Лесник. Молодцы ребята! А как можно лес отличить от поляны? И какие деревья вы знаете? (ответы)
Вед. Ребята, кто-то в гости к нам пришел. Инсценировка сказки «Как коза избушку построила».
Лесник. Ребята, вы и сами не заметили, как оказались на лесной полянке. Давайте поиграем. «Собери шишки». В шишках спрятаны семена ели и сосны. Ими могут питаться звери, птицы, а также попадая в землю, из них вырастают новые деревья.
«Нету леса- посади, мало леса- не руби, много леса- береги!»
Известно ли вам, что из древесины делают бумагу? А из бумаги- интересные книги, которые вам читают родители. Вы очень, много знаете, за вас я спокоен. Вы лес в обиду не дадите. До свидания. (раздаются голоса)
- Я лучше тебя!
-Нет, я лучше!
Вед. Ребята, кто это там ссорится? Давайте посмотрим. (Входят старая и новая книги).
Новая книга. Посмотрите на меня, какая у меня обложка чистенькая, целенькая, странички белые, и даже пятен нет. А ты растрепанная, старая, рваная. Вот скажи,почему ты такая?
Старая книга плачет. Мне самой горько и обидно. Я тоже когда- то была новой. Вот послушай, что со мной произошло. Дело было так… Сценка. (заходит Вовочка в портфеле рваная книга, обращается к библиотекарю)
Вовочка. – Здравствуйте, Ольга Борисовна! Я книгу принес.
Биб- рь. –Здравствуй Вовочка! Я тебе книгу на 10 дней дала, а ты через месяц принес. Почему во время не приносишь книги?
В-ка- Некогда было.
Биб- рь- Хорошо, что вообще принес, давай книгу. (подает книгу)
- Где она у тебя находилась? Что с ней произошло?
В-ка. Она у меня и под кроватью была и мой пес Шарик с ней играл. Я случайно на нее суп разлил, когда обедал…
Биб- рь. Вовочка, я тебе целую книжку дала с чистыми страницами, а это что? Разве ты не знаешь как правильно обращаться с книгами. (заходит королева книг)
-Здравствуйте ребята, а куда я попала?
Вед. – Здравствуй королева книг! Пришла ты в детский сад.
Исполняется песня «Детский сад»
Королева. Очень хорошо. Наводила я порядок в своем королевстве и нашла свои бедные книги в ужасном состоянии. Некоторые ребята их не любят, пачкают, рвут (смотрит на Вовочку, тот прячется).
В-ка. – Я больше не буду так, честное слово. Можно я сам вылечу эту книжку, и принесу, потом в библиотеку целую и отремонтированную.
Королева книг обращается к библиотекарю:
-Поверим этому мальчику в последний раз, пусть возьмет книгу и приведет ее в порядок. А ты, Вовочка сам правильно обращайся с книгами и расскажи своим друзьям об этих правилах. Если каждый будет рвать книги как ты, то мы скоро без леса останемся.
(мальчик берет книгу и уходит)
К-ва. - Ребята, а где вы берете книги? Что вы с ними делаете? Ходите ли вы в библиотеку?
-Я хочу проверить ваши знания:
1) Угадайте сказку по картинке.
2) Из какой сказки отрывок.
3) Из какой сказки предмет.
К- ва- Молодцы ребята, хорошо знаете сказки вы умные, догадливые дети. Загадка: Не дерево, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а рассказывает.
Хочу вам на память в подарок оставить эту книгу о деревьях. До свидания.
Биб-рь. – Ребята, а у меня для вас есть письмо, в нем обращение к вам от книг.
Послушайте: Мы живем в библиотеке
Здесь у нас свои порядки;
Есть шкафы, есть стеллажи,
Есть у нас свои квартиры,
Полки адреса свои.
Приходите к нам играть
Приглашаем почитать.
Ваши друзья- книжки!
Приходите к нам в библиотеку, мы с книгами будем рады встрече с вами. До свидания!
Конец.