Татьяна Мацык
Творческий проект «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект «Космос»
Подготовила: воспитатель Мацык Т. Н.
1. Обоснование необходимости проекта
История нашего района неразрывно связана с историей Космоса. Подрастающие поколения должны знать знаковые события своего края, такие как приземление Ю. А. Гагарина на Энгельсской земле и элементарные знания о работе космонавта и современной космонавтики. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представление о космосе в целом.
Публикация «Творческий проект „Космос“» размещена в разделах
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в различных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями. Для оптимизации процесса обучения старших дошкольников приемам наглядного моделирования была выбрана образовательная область (ознакомление с окружающим миром).
Проектная работа по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребенка. Содержание плана проекта доступно возрасту, дает детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
2. Цель: формировать у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; развитие позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; развитие потребности, в реализации собственных творческих способностей.
Задачи:
- формировать у детей старшего дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых и их разнообразной деятельности;
- пополнять знания детей историческим содержанием о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики;
-закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России – Ю. А. Гагарин.
- развивать интерес к научному познанию социальной действительности, любознательности;
- воспитывать интерес и уважение к людям, работающим в космической отрасли;
- воспитывать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения;
- привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя создание поделок для мини – музея «Космос»;
- пополнить и обогатить методическим, дидактическим и наглядным материалом по теме «Космос».
3. Участники проекта : дети, родители, воспитатели групп.
Адресация: для детей.
4. Описание проекта : стратегия и механизмы достижения, поставленных целей:
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
С целью выявления у детей знаний о космосе разработала диагностическую карту уровня знаний детей.
Диагностика выявления знаний детей проводилась в качестве: бесед, дидактических игр, наблюдений на НОД. По итогам диагностики составила план мероприятий необходимых для решения каждой из поставленных задач.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности
Для привлечения родителей к решению данной проблемы размещаю на личном сайте информацию о предстоящем проекте и на информационном стенде «для вас родители» в приемной комнате группы: «Детям о космосе», «Как познакомить дошкольников с космосом».
3. Подбор литературы о космосе, фотографии, плакаты.
Приобрела новые книги для детей: М. Голдсмит «Космос», Л. Петрановская «Звездное небо», М. Гарлик Иллюстрированный атлас «Вселенная», наглядно – иллюстрированное пособие «Рассказы детям о Космосе», К. Булычёв «Тайна третьей планеты», В. Бороздин «Что видно из окошка», «»Первый в космосе», Л. Томилин «Кто первым догадался, что земля это шар», В. П. Кушанцев «О чем рассказал телескоп?», Н. Носов «Незнайка на Луне», Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом», детская энциклопедия «Звезды и планеты». Использовала интернет ресурсы: WWW.maam.ru ; azbuka-uma.by.
4. Проведение по разработанной технологии.
Для реализации проекта мною был составлен план мероприятий, который разработан в форме тематических недель. Тематическая неделя включает в себя беседы, НОДы, наблюдения, чтение художественной литературы, игры, развлечения. Считаю, что работая над данной темой, в течении недели у детей сформируются устойчивые знания.
Содержание плана работы по проекту соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей старшего дошкольного возраста, давала в играх, чтении художественной литературы, экспериментах, моделировании, при создании проблемных ситуаций.
Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта – схема Солнечной системы (объемный и плоскостной, карта звездного неба, макеты поверхностей Марса и Луны, иллюстрации, фотографии, модели планет Солнечной системы и пр.
Построение образовательного процесса строится согласно плану, адекватных возрасту формах работы с детьми (игровая деятельность, художественно – продуктивная, проведение досугов и развлечений).
В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы: форме, размере, движении вокруг Солнца по своим орбитам. Узнали исторические названия планет. Пополнили знания о жизни и деятельности первого космонавта Ю. А. Гагарине. Дети узнали о значении слов: орбита, астрономы, обсерватория, телескоп.
Данная деятельность способствовала формированию у детей диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе.
При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно – поисковые ситуации, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.
Большое внимание было уделено созданию условий для развития у детей любознательности, стремлению к самостоятельному познанию, развитию умственных способностей и речи.
Построение воспитательно – образовательной работы в контексте проекта позволяет учесть следующие принципы:
- принцип гуманизации (уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса);
- принцип преемственности образования (сотрудничество с музеем краеведения города Энгельса, другими Дошкольными организациями);
- принцип системности (все компоненты в плане проекта взаимосвязаны и взаимозависимы).
Для познавательного развития с детьми проводили еженедельные беседы на темы: «Земля наш дом во вселенной», «Кто придумал ракету», «Первые открыватели Космоса», «Почему бывает день, ночь, лето, зима», Юрий Гагарин – первый космонавт планеты Земля», «Сколько звезд на небе», «Пришельцы из Космоса». Целью бесед является развитие интереса к научному познанию, социальной действительности, любознательности.
Во время проведения проекта дети конструировали ракеты, лепили веселых инопланетян, рисовали звездную туманность (по мокрой бумаге, нашу красавицу Землю и пр. Детские работы выставлялись на выставке мини – музея детского сада «Космос».
5. Организация сюжетно – ролевых игр, дидактических и подвижных игр.
В увлекательной форме дошкольники получали элементарные представления о Вселенной, Солнечной системе, спутниках, работе космонавтов и изобретателях. Полученные знания закрепляли в процессе игры. Наиболее эффективной является сюжетно – ролевая игра «Космическое путешествие», «Юные исследователи космоса». Так же дети с удовольствием играли в: строительные, дидактические, игру - ассоциацию, а также досуги и развлечения: «День космонавтики», «Будем космонавтами», «Солнечный круг».
В совместной деятельности читали художественную литературу Л. Томилина «Кто первым догадался, что Земля круг», р. н. сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», К. Булычев «Тайна третьей планеты» и пр., рассматривали иллюстрации и фотографии. Использовали полученную информацию, как предварительную работу перед НОД.
6. Работа с родителями по заданной теме.
Наилучшим результатом является высокая поддержка родителями данного проекта. С помощью родителей был создан мини – музей «Космос», организованна выставка семейных поделок «Ракеты на старт!», выставка картин «Звездный вернисаж».
Родители стали нашими активными помощниками. Участвовали в сборе наглядной информации для выставок (открыток, сувениров, изготовлении атрибутов для игр: скафандр, кислородные баллоны, телескоп, модели планет Солнечной системы, пульт управления.
При поддержке родителей, было организованно посещение Энгельсского краеведческого музея, где сотрудники музея провели интереснейшую экскурсию о первом полете космонавта Ю. А. Гагарине и его историческом приземление на нашей земле.
Необычным опытом было для детей выступать в роли экскурсовода по мини – музею «Космос» для детей других групп и детей других детских садов. Где дети могли «блеснуть» новыми знаниями.
Итогом нашей работы по проекту стала непосредственно образовательная деятельность с детьми в образовательной области познавательного развития по развитию окружающего мира на тему «Конференция астрономов», на которой дети смогли показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку.
5. Рабочий план реализации проекта
Рабочий план проекта разработан в форме тематических недель. Тематическая неделя включает в себя беседы, наблюдения, чтения художественной литературы, игры, развлечения.
Темы недели:
1. Неизвестная вселенная;
2. Немного истории;
3. От телескопа до зондов;
4. Покорители космоса;
5. Земля в космосе;
6. День и ночь сутки прочь;
7. Солнце и другие звезды;
8. Солнечная система.
Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный за выполнение
Февраль III неделя. Понедельник МБДОУ №63
Вечерняя прогулка на территории детского сада.
Гр№ 6 Беседа: «Земля наш дом во вселенной»
Наблюдение за звездным небом. Воспитатель
группы Мацык Т. Н.
Вторник МБДОУ №63
Гр№6 Совместное решение о создании мини – музея «Космос» Воспитатель
Мацык Т. Н.
родители
группы
Среда МБДОУ №63 Гр№6 Чтение К. Булычева «Тайна третьей планеты» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Четверг МБДОУ №63 Гр№6 Конкурс поделки «Космические фантазии» Воспитатель.
Пятница Энгельсский краеведческий музей Посещение музея Воспитатель
Мацык Т. Н. ,
Родители
группы.
Февраль IV неделя. Понедельник МБДОУ №63 Гр№ 6 Беседа на тему: «Кто придумал ракету?» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Вторник На территории детского сада
МБДОУ №63 Гр№6 Наблюдение Солнца по небосклону.
Составление нового календаря (модель). Воспитатель
Мацык Т. Н.
Среда МБДОУ №63 Гр№6 Конструирование из строительного материала «Ракета» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Четверг МБДОУ №63 Гр№ 6 Чтение художественной литературы: В. Бороздин «Что видно из окошка?» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Пятница МБДОУ №63 Гр№6 Спортивный досуг «Будем космонавтами» Воспитатель
МацыкТ. Н., физ. инструктор.
Макеенко Е. С
Март I неделя. Понедельник МБДОУ №63 Гр№ 6 Беседа на тему: «Сколько звезд на небе?» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Вторник В детском саду и дома Гр№6 Изготовление телескопа Воспитатель,
Мацык Т. Н.
родители гр.
Среда МБДОУ №63 Гр№6 Рассматривание иллюстраций современной космической техники. Воспитатель
Мацык Т. Н.
Четверг МБДОУ №63 Гр№6 Чтение художественной литературы В. П. Кушанцев «О чем рассказал телескоп?» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Пятница МБДОУ №63 Гр№6 Рисование космической техники Воспитатель
Мацык Т. Н.
Март II неделя. Понедельник МБДОУ №63 Гр№ 6 Беседа на тему: «Первые открыватели космоса»
Наблюдение за работой космонавтов через видеозапись. Воспитатель
Мацык Т. Н.
Вторник В детском саду и дома Гр№6 Сбор информации Ю. А. Гагарине
Чтение В. Бороздина «Первый в Космосе» Воспитатель
Мацык Т. Н.
и родители
группы
Среда МБДОУ №63 Гр№6 Аппликация на тему «Космонавт» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Четверг МБДОУ №63 Гр№6 Чтение художественной литературы Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Пятница МБДОУ №63 Гр№6 Сюжетно - ролевая игра «Юные исследователи космоса» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Март III неделя Понедельник МБДОУ №63 Гр№ 6 Беседа на тему: «Наша Земля – красавица» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Вторник МБДОУ №63 Гр№6 Моделирование Земли из плас
телина (ядро, мантия, кора)
дид. игра «Что изменилось» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Среда МБДОУ №63 Гр№ 6 Рисование на тему: «Луга и леса – это наша Земля» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Четверг МБДОУ №63 Гр№6 Чтение художественной литературы Л. Томилин «Кто первым догадался, что земля это шар». Рассматривание «атлас Земли» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Пятница МБДОУ №63 Гр№6 Строительная игра «Космодром». Воспитатель
Мацык Т. Н.
Март IV неделя Понедельник МБДОУ №63 Гр№ 6 Беседа на тему: «Почему бывает день и ночь, лето и зима?» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Вторник МБДОУ №63 Гр№6 Наблюдение за частями суток (смена, длительность)
Эксперимент с глобусом и лампой Воспитатель
Мацык Т. Н.
Среда МБДОУ №63 Гр№6 Рисование на тему «Времена года» с прослушиванием П. Чайковского Воспитатель
Мацык Т. Н.
Четверг МБДОУ №63 Гр№6 Чтение художественной литературы С. Маршак «Времена года». Воспитатель
Мацык Т. Н.
Пятница МБДОУ №63 Гр№6 Чтение художественной литературы К. Ушинский «Четыре желания». Дидактическая игра «Когда это бывает?» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Апрель I неделя Понедельник МБДОУ №63 Гр№6 НОД ознакомление с окружающим миром «Полет в космос» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Вторник В детском саду и на улице. Гр№6 Опыт (звезды светят постоянно)
Наблюдение за звездным небом Воспитатель
Мацык Т. Н.
Среда МБДОУ №63 Гр№ 6 Рисование на тему: «Звездная туманность» (по мокрой бумаге) Чтение художественной литературы Сказки народов Сибири «Небесный олень» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Четверг Энгельсский район место приземления Ю. А. Гагарина Гр№6 Поездка к месту приземления Ю. А. Гагарина Воспитатель
Мацык Т. Н.
Родители
группы
Пятница МБДОУ №63 Гр№6 Досуг «День космонавтики». Дидактическая игра «Звезды на небе» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Муз.
руководитель
Ливадная С. К.
Апрель II неделя Понедельник МБДОУ №63 Гр№6 Чтение художественной литературы Н. Носов «Незнайка на Луне» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Вторник МБДОУ №63 Гр№6 Рисование «Среди планет» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Среда МБДОУ №63 Гр№6 Дидактическая игра «Найди ошибку» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Четверг МБДОУ №63 Гр№6 Чтение художественной литературы Албанская сказка «Как Солнце и Луна друг другу в гости приходили» Воспитатель
Мацык Т. Н.
Пятница МБДОУ №63 Гр№6 НОД ознакомление с окружающим миром «Конференция астрономов» Воспитатель Мацык Т. Н.
6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта
Краткосрочные результаты: Дети вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет, телескопов и пр. космической техники. Возможность участия в создании мини – музея, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых соревнованиях, представить свои поделки, рисунки.
Систематизировалось и повысилось качество работы с детьми по развитию познавательно – исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности. Распространение личного педагогического опыта.
Долгосрочные результаты: Проект помог сформировать у детей: элементарные знания по теме «Космос»; диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе; нравственно патриотические чувства; проявление познавательной активности. Родители приобрели: практические знания и навыки взаимодействия с ребенком, приобрели партнерские отношения с педагогами группы в совместной организации жизни группы. Полученный положительный опыт по работе над проектом повысил уровень педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).
7. Оценка эффективности реализации Проекта
С целью выявления у детей уровня знаний о космосе провела повторное диагностическое обследование. Работа по проекту «Космос» дала положительную динамику уровня знаний детей. О чем свидетельствуют результаты. Диагностика выявления знаний детей проводилась в качестве итогового мероприятия (НОД по окружающему миру «Конференция астрономов).
8. оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.
В запланированной работе по проекту «Космос», могут возникнуть некоторые риски. В запланированный день наблюдений за звездами, солнцем может быть облачность, поэтому наблюдения можно провести в любые дни в течении данной недели. Если в день поездки к месту приземления Ю. А. Гагарина возникнут непредвиденные трудности с транспортом или не позволят погодные условия нужно подготовить для просмотра видеофильм «Первое приземление Космонавта». Запланировать индивидуальную работу с детьми, пропустившими по болезни, какую-то запланированную тему.
9. Дальнейшее развитие проекта
Результатом проектной деятельности «Космос» стал мини-музей, который мог бы стать необычным опытом для детей, выступивших, в роли экскурсоводов для воспитанников других групп или детей других детских садов. Где дети могли «блеснуть» новыми знаниями, полученными в ходе проекта «Космос».