Ирина Панкратова
Информационно-творческий проект «Что такое космос?»
▼ Скачать + Заказать документы
[ Актуальность проблемы: В процессе обучения мы выяснили, что дети имеют поверхностные знания о космосе, о планетах Солнечной системы, о первом человеке, полетевшем в космос, о существовании в нашей стране праздника — День Космонавтики.
Проблема: недостаточные представления детей о космосе и об истории развития Российской космонавтики.
Обоснование проблемы:– поверхностные представления о космическом пространстве и строении Солнечной системы;
– недостаточное количество занятий и мероприятий по этой теме;
Публикация «Информационно-творческий проект „Что такое космос?“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
– недостаточное внимание родителей к этой теме.
Таким образом, необходимость формирования у детей представлений о космосе привели к выбору темы проекта: «Что такое космос?»
Цель: расширить знания и представления старших дошкольников о космосе.
Задачи: Развивающие:
- провести цикл занятий и мероприятий по теме;
- развивать у детей наблюдательность, любознательность, творческие способности.
Обучающие:
– закрепить термины, касающиеся этой темы;
– привлечь родителей к участию в проекте.
Воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность и познавательный интерес.
Тип проекта: информационно-творческий; среднесрочный.
Участники проекта: дети разновозрастной группы №3, воспитатели, родители.
Необходимые материалы:
– Детская художественная литература;
– Стихи, загадки о космосе;
– Модели планет;
– Дидактические игры;
– Иллюстрации.
Предполагаемые результаты: формирование и расширение представлений о космосе, повышение познавательной активности учащихся, интереса к истории своей страны.
Результат проекта: пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими и развивающими играми, иллюстрациями, литературой, макетом и поделками на тему «Космос». Выставка поделок и рисунков «Открытый космос».
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап — постановка целей, составление плана совместной деятельности.
2. Сбор и анализ информации — подбор иллюстративного, обучающего, наглядного материала для занятий с детьми, организация развивающей среды в группе.
3. Коррекция.
4. Основной этап — работа с детьми: проведение занятий, изготовление дидактических игр, макета, поделок для расширения развивающей предметно-пространственной среды в группе.
5. Осуществление проекта.
6. Презентация проекта.
На первом этапе мы обозначили проблему: Знают ли дети о космическом пространстве?
Определили задачи для каждой группы участников:
для детей: узнать новое и интересное о космосе, выучить названия планет Солнечной системы;
для воспитателя: помочь детям узнать новое и интересное о космосе, воспитывать познавательную активность. Координировать действия всех участников проекта. Обобщить и систематизировать материал. Совместно с детьми презентовать проект;
для родителей: поддержать интерес детей к этой теме, совместно с детьми изготовить поделки для выставки «Открытый космос».
На втором этапе возникла необходимость в подборе информации для реализации проекта. Была проведена консультация с родителями о возможных источниках информации о космосе.
Решение поставленных задач с детьми:– проведение организационных мероприятий с детьми;
– расширение предметно-развивающей среды в группе по теме проекта;
– подготовка и проведение презентации проекта.
Решение поставленных задач с родителями:
совместно с родителями организовать выставку «Открытый космос».
На третьем этапе была проведена коррекция, обработка новой информации, увеличилось число мероприятий.
На четвертом этапе был составлен план организационных мероприятий:
Рассматривание иллюстраций «Космос»;
Чтение художественной литературы Е. П. Левитан «Земля – наша планета» из сборника «В семье Солнышка «танцуют» все».
Прогулка: наблюдение за Солнцем. «Почему людям необходимо Солнце?»
Беседа «Земля – наш дом во Вселенной»;
Чтение энциклопедической информации, посвящённой полётам в космос, космической технике, (Энциклопедия «Что? Где? И почему?», Энциклопедия дошкольника)
Познавательное развитие. Тема: «Космическое пространство». Цель: расширить представления детей о космических полётах, воспитывать восхищение их героическим трудом, гордость за то, что первым космонавтом был русский человек Ю. Гагарин.
Беседа – рассуждение «В далеком космосе».
Занятие: развитие речи «Профессия - космонавт»
Просмотр презентации о космосе и космических кораблях, космонавтах.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Тема: «Звёзды светят постоянно»
Материал: дырокол, картон размером с открытку, белый конверт, фонарик.
Ход: пробить в картоне дыроколом несколько дырок. Положить картон в белый конверт. Стоя в хорошо освещённой комнате, взять конверт в одну руку, а фонарик в другую на расстоянии 5 см от конверта, сначала посветить на одну его сторону, потом на другую.
Вывод: дырки в картоне не видны, если освещена повёрнутая к ребёнку сторона конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет направлен с противоположной стороны. Со звёздами происходит то же самое. Днём они светятся тоже, но небо столь яркое, что свет звёзд затемняется.
Сюжетно-ролевая игра «Будущие космонавты», «Летим на ракете».
Гимнастика после сна «Парим в воздухе»:
«Мы друзей хороших на Луне нашли
Пригласили в космос их и летим
Мы парим, как ласточки в вышине
Звёздами любуемся в тишине.
Ветерок - проказник вскоре прилетел,
Опустив на Землю нас, тихо шелестел».
Подвижные игры «Земляне и инопланетяне», «Космонавты». Описание: дети делятся на две команды: землян и инопланетян (первые в ракете, вторые в пещере). Музыка играет – все веселятся. Музыка заканчивается – земляне ловят инопланетян, затем наоборот. Убегая, земляне должны вернуться в ракету, а инопланетяне спрятаться в пещере.
Дидактические игры «Расположи планеты правильно», «Собери ракету». Цель: обобщение и систематизация представлений о планетах Солнечной системы. Развивать умение применять знания в игре.
Конструирование «Космодром» - строительство из большого конструктора и мелкого конструктора Лего.
Изготовление ракет и космических кораблей для выставки;
Рисование «Лунный пейзаж». Цель: закреплять навыки рисования «по сырому», рисовать одним цветом по другому по мере высыхания.
Занятие: аппликация и нетрадиционное рисование в технике мелки + акварель «Полёт в космос»
Аппликация «Звездное небо».
Рисование в технике восковые мелки + гуашь «Дорога к звёздам»
Организация выставки раскрасок детей: «Разноцветный мир космоса!»
Совместное творчество родителей и детей «Выставка космических объектов».
На пятом этапе была проведена встреча с родителями, посвященная реализации проекта: были подведены итоги, показаны знания, приобретенные детьми по данной теме, рассмотрены дидактические игры, макеты, альбомы, созданные родителями, даны рекомендации родителям по ознакомлению детей с историей своей страны.
Шестой этап - презентация проекта.
Результаты проекта:
участие в проекте более 80% семей обучающихся;
изготовление и приобретение новых дидактических игр, альбомов по теме проекта;
заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности и индивидуальности;
при проведении опроса родителей в конце проекта: «Какую памятную дату отмечает наша страна 12 апреля?» и «Кто первый из людей полетел в космос?» большинство родителей отмечали расширение знаний в этом вопросе;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе новой литературой, поделками по данной теме.
Выставка «Открытый космос», в которой приняли участие дети и родители нашей группы.
«Космическая тренировка» - утренняя гимнастика
Ходьба в колонне.
Все в колонну становись!
Подготовка к полёту началась!
Ходьба высоко поднимая колени
Ровным кругом, друг за другом,
Ходьба обычная
Дружно, весело шагаем
Выше ноги поднимаем.
Ходьба врассыпную
Врассыпную мы пойдём.
Ходьба змейкой, бег змейкой змейкой, шагом и бегом.
Бег приставным галопом. Ходьба приставным галопом, шагом.
Общеразвивающие упражнения
1.«Проверим ремни» 6-8 р.
И. п. стоя на коленях, руки на поясе прикрепи
а) руки в стороны – назад, сесть на пятки б) и. п.
2. «Подышим глубже при взлёте» 6-8 р. Ракета ввысь лети!
и. п. : сесть с прямыми ногами, руки на коленях
а) руки в стороны – назад, туловище слегка назад; б) и. п.
3. «Состояние невесомости» 4-6 р.
и. п. : лёжа на животе, руки в стороны
а) приподнять голову, ноги, руки
б) и. п.
4. «Пытаемся сесть в кресло» 3 – 4 р.
И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища
а) – сесть с прямыми ногами, руки вниз.
б) – и. п.
5. «Разминаемся перед выходом» 6-8 р.
И. п. - ноги врозь, руки в стороны
а) – выпад вправо, коснуться правой
рукой носка правой ноги,
б) и. п.
в-г) тоже влево
6. «Радость прибытия»
и. п. – Ноги вместе, руки на поясе.
Прыжки на месте на двух ногах.
Чередование с ходьбой
Ходьба. Бег. Ходьба.