Зимфира Санировна ЮЛДАШЕВА
Творческий практико-ориентированный проект «Зимний автогородок «Городок безопасности» с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. Исследования в данной области показывают, что все причины дорожно-транспортных происшествий с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями. Находясь на проезжей части, или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами дорожно-транспортных происшествий.
Публикация «Творческий практико-ориентированный проект „Зимний автогородок „Городок безопасности“ с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Зима. Безопасность детей зимой
- Зима. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым. Ведь для них дословная трактовка «Правила дорожного движения» - неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно, всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
Социальная острота проблемы детского дорожно-транспортного травматизма диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Проектная идея: Создание на территории ДОУ снежного автогородка- «Городка безопасности».
Цель :Создание благоприятных условий для воспитательно -образовательной работы с детьми, по профилактике детского дорожного - транспортного травматизма на прогулке в зимнее время.
Основные задачи «Городка безопасности»:
1. Создание условий для:
изучения правил дорожного движения и основ безопасности движения;
обучения нормам поведения на дороге и закрепление поведенческих навыков;
обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
выработки системы взаимоотношений (культуры поведения) пешеходов и водителей на улицах города;
повышения квалификации педагогического состава по обеспечению основ безопасности дорожного движения.
2. Создание зимнего автогородка, как модели безопасного движения на дорогах, стимулирующей детей, и педагогический состав к выполнению установленных правил дорожного движения.
3. Обобщение и распространение опыта педагогической деятельности образовательного учреждения, разработка и внедрение современных программ, учебно-методического обеспечения системы профилактики безопасного поведения детей на дорогах.
Особенности проекта
По типу: коллективный;
По методу: творческий, практико-ориентированный;
По продолжительности: краткосрочный (4 месяца);
По уровню контактов и масштаба организации: на уровне ДОУ и за его пределами.
Участники проекта
Педагоги ДОУ
Воспитанники ДОУ
Родители (законные представители) воспитанников
Интеграция образовательных областей
Социально–коммуникативное развитие (ОБЖ, ПДД, дидактические игры, сюжетно ролевые игры);
Познавательное развитие (Познавательные мероприятия, экскурсии, занятия);
Речевое развитие (Чтение худ. литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, снежных построек, дорожных знаков);
Художественно – эстетическое развитие (продуктивные виды деятельности);
Физическое развитие (Подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры).
Новизна проекта
В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности.
На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоционально- волевые качества.
Возведение снежного автогородка на территории ДОУ позволит воспитанникам, не выходя за пределы дошкольного учреждения, знакомится с улицами города. Формировать и развивать умение и навыки безопасного поведения, превращая их в устойчивые привычки и стереотипы, являясь сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.
Принципы реализации проекта
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей. Содействовать укреплению и развитию детско –родительских отношений через практическую деятельность.
Предполагаемые результаты
Дети:
Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
Знание правил безопасного поведения на улицах города;
Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
Формирование представлений о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
Осознанная причастность к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улицах села.
Педагоги:
Сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Социальный эффект
Повышение компетентности педагогов и родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей;
Создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения детского травматизма на дорогах.
План реализации проекта
1 этап - организационно - проектировочный:
Создание инициативной, творческой группы;
Разработка проекта, изучение материалов по теме;
Разработка схемы постройки снежного автогородка;
Обсуждение плана проекта с коллегами ДОУ, утверждение проекта администрацией ДОУ;
Формирование интереса, определение цели и задач проекта;
Подбор необходимых материалов для строительства и оформления «Городка безопасности».
2 этап – строительство снежного автогородка - «Городка безопасности»:
Организация строительства снежного автогородка;
Организация покраски и оформления снежного автогородка;
Изготовление и установка дорожных знаков;
Моделирование дорожных ситуаций (дорожных ловушек);
3 этап – практический:
Проведение образовательной деятельности с детьми в «Городке безопасности» в зимнее время года (познавательные экскурсии, мероприятия, развлечения, НОД, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и т. д.).
4 этап – заключительный (продукт проекта):
Пополнение методической копилки по теме проекта;
Оформление выставки детских рисунков и поделок «Движение без опасности!»
Изготовление альбома детских рисунков по теме проекта «Внимание, дорога!»;
Обработка и оформление материалов проекта;
Размещение материала в социальной сети работников образования.
Планируемые снежные постройки в «Городке безопасности»
1. Пересечение двух улиц.
Цель: Закрепить понятие «перекресток» - самое опасное место для пешеходов и автомобилей.
2. Тротуары. Дорожная разметка (пешеходный переход).
Цель: Уточнить представление о проезжей части и тротуаре, повторить правила движения пешеходов через дорогу.
3. Специализированная техника (пожарная машина, скорая помощь, полицейский автомобиль, автобус).
Цель: Закрепить знания о видах специализированных машин и о том, что спецтранспорт помогает людям в чрезвычайных ситуациях. Формировать умение вызывать в случае необходимости «скорую помощь», «пожарную машину» и «полицию».
4. Автобусная остановка.
Цель: Знакомить с правилами соблюдения дорожного движения в роли пешеходов и пассажиров, формировать представление о правилах пользования общественным транспортом и правилах поведения на остановке и в автобусе.
5. Дорожная «ловушка».
Цель: Формировать умение применять на практике правила дорожного движения, и демонстрировать свои знания в этой области.
6. Больничный городок (больница, скорая помощь).
Цель: Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
7. Детская площадка (горка, дома, снежные фигурки «смешарики», забор).
Цель: Закрепить правила безопасного поведения на детских площадках вблизи проезжей части.
8. Многоэтажные дома (жилая зона).
Цель: Научить детей правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах села.
Дополнительное оборудование (оформление) «Городка безопасности»
Для того чтобы снежный автогородок был максимально приближен к реальным улицам, при строительстве дополнительно использовано следующее оборудование: машины, макеты людей (оформление автобусной остановки, пластмассовый декоративный забор, искусственные ели, дорожные знаки.
Практическая часть реализации проекта
Предварительно, творческая группа разработала схему снежных построек максимально приближенную к реальным улицам.
В возведении «Городка безопасности» приняли участие воспитатели, специалисты, родители (законные представители) воспитанников.
На первоначальном этапе мы разбили большое снежное поле на 4 части. Обозначили, где будет находится перекресток, жилые зоны, больница, остановка, детская площадка, специализированный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полиция). И вырезали из снега задуманные фигуры. Таким образом, не пришлось делать двойную работу – расчищать площадку, а затем насыпать снег.
Уже готовые снежные фигуры раскрасили в необходимые цвета, что придало яркости и красочности автогородку.
В завершении строительства городка установили дорожные знаки, оформили улицы декоративным забором, искусственными деревьями.
Большим и дружным коллективом, с большим воодушевлением, в течении двух дней мы построили наш «Городок безопасности».
Также, мы запланировали наличие дорожной ситуации «дорожной ловушки» - снежный зайчик с мячиком на проезжей части. Чтобы воспитанники сами определили, какие правила он нарушил.
В период зимнего времени года всеми возрастными группами дошкольного учреждения осуществлялось практическое использование снежных сооружений в образовательной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Результат реализации проекта
На территории ДОУ возведен снежный автогородок – «Городок безопасности»;
Дети на практике закрепили правила дорожного движения на улицах села и овладели соответствующими навыками поведения, не выходя за пределы ДОУ;
В результате практической деятельности в автогородке ребята получили необходимые знания о дорожных знаках и их графическом изображении;
Дети проявляют интерес к различным видам транспорта, в том числе к специализированной технике;
Сформировалось представление о правилах безопасного поведения на детских площадках, вблизи проезжей части;
Воспитанники осознанно выполняют элементарные правила дорожного движения;
Родители (законные представители) приняли активное участие в проекте «Городок безопасности»;
Родительский опыт обогатился приемами воздействия и сотрудничества с ребенком по воспитанию «грамотного пешехода»;
Повысилась компетентность педагогов и родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей.
Анализ эффективности и перспективы дальнейшего развития проекта
В завершении данного проекта можно сделать вывод, что задачи проекта, реализованы в полном объёме.
Благодаря созданию в ДОУ зимнего автогородка, максимально приближенного к реальным улицам села, воспитанники в различных видах деятельности закрепили понятие «перекресток», уточнили представление о проезжей части и тротуаре, повторили правила движения пешеходов через дорогу, закрепили знания сигналов светофора. На улицах «Городка безопасности» ребята познакомились с большим количеством дорожных знаков. На автобусной остановке дети знакомились с правилами соблюдения дорожного движения в роли пешеходов и пассажиров, формировали представления о правилах пользования общественным транспортом и правилах поведения на остановке и в автобусе. Так же дети закрепили правила безопасного поведения на детских площадках вблизи проезжей части. Пополнили знания о видах специализированной техники.
Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность на практике закрепить правила дорожного движения на улицах города, не выходя за пределы ДОУ.
В реализации творческого, практико-ориентированного проекта «Зимний автогородок – «Городок безопасности» родители (законные представители) оказали помощь в возведении снежного автогородка, активизировались с позиции участников воспитательно -образовательного процесса, направленного на воспитание грамотного пешехода. Педагоги пополнили опыт общения с родителями по совместной деятельности.
Опыт реализации данного проекта был освещен в средствах массовой информации на сайте МАДОУ детского сада «Солнышко» с. Юмагузино
Проект даёт возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.
С целью отражения полученных знаний по результатам проекта оформлена выставка детских рисунков «Движение безопасности».
Также, создан альбом детских рисунков «Внимание, дорога!» с целью пополнения методической копилки ДОУ.
В перспективе планируется продолжать совершенствовать систему работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий, разрабатывать новые технологии и приемы образовательной деятельности с воспитанниками по изучению и закреплению правил дорожного движения.
Литература
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-маровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – с.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
Репин Я. С. Дорожная азбука. - М: ДОСААФ, 1987
Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. - М: Просвещение, 1998г.
Т. Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013
К. В. Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013
Е. Я. Хабибуллина "Дорожная азбука в детском саду",2013
Н. В. Елжова "ПДД в детском саду", 2013
Первая помощь. Учебник. 13. Азбука пешехода: для дошкольников. - М. : издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.
Фотографии из архива педагога Юлдашевой Зимфиры Санировны
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео, формы работы с семьёй и педагогами.