Ирина Марченко
Творческий отчёт по развитию детской инициативы и самостоятельности в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 г. Ейска муниципального образования Ейский район
Творческий отчет по развитию детской инициативы и самостоятельности
Подготовили воспитатель:
Марченко И. П.
2016 год
Современный педагогический процесс немыслим без поиска новых, новаторских педагогических технологий. А с введением ФГОС этот аспект становится особенно актуальным.
Раньше от нас требовалось четкое следование рабочей программе.
Публикация «Творческий отчёт по развитию детской инициативы и самостоятельности в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Насыщенность занятий одинаковыми упражнениями сковывало инициативу детей, делало невозможным для нас ориентироваться на особенности детей группы, их конкретные интересы. Мы же в настоящее время, следуя за ФГОС, даем возможность самостоятельно выбрать разнообразный материал. Мы на данный момент сами учимся подбирать подходящие по содержанию конспекты НОД, учитывая интересы детей и развивающие задачи.
Самое сложное в нашей работе это почувствовать и подхватить инициативу к теме, которая вызывает интерес у ребят, которую мы стараемся раскрыть вместе со своими воспитанниками, увидеть все грани новой для них темы. Найти то, что будет мотивировать ребят на поиск, на решения проблемных ситуаций или возможно подтолкнет их к творческой деятельности.
В старшем дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбрать дело по своему желанию, подключиться к разговору, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко входит в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности.
Продуктивная деятельность охватывает собой несколько видов активности — рисование, конструирование, лепку, аппликацию, – традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место.
В начале года в конструктивно-модельной деятельности по теме «Транспорт», детям предлагался готовый образец, а в октябре мы стали работать по графическим схемам, а в декабре в работе «По замыслу», дети по словесной инструкции в продуктивной деятельности использовали свой маленький опыт и знания в разнообразных постройках.
Например. В НОД по ФЭМП детям дали карточки с разнообразными геометрическими фигурами (незавершенный продукт) и предложили дорисовать картинку так, чтобы получился какой – нибудь предмет (завершенный продукт).
Для организации самостоятельной деятельности детей мы создаем центры продуктивной деятельности, где для ребенка всегда доступны различные материалы для творчества, образцы для возможной работы. Материалы и образцы, использованные взрослым в совместной деятельности с детьми обязательно должны на некоторое время переходить в свободное пользование детей, чтобы они могли продолжить понравившуюся работу.
В полном распоряжении детей во время их свободной деятельности многообразие конструкторов, которое позволяет им конструировать по своим интересам. Свои навыки по конструированию дети используют в сюжетно-ролевой игре.
В этом году по инициативе детей был выбран долгосрочный проект по теме «Времена года», который позволяет нам решать следующие задачи:
• развивать самостоятельность и инициативу ребенка;
• побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
• приобщать детей к процессу познания;
• формировать, обогащать и расширять представления об окружающем мире;
• побуждать детей к совместной деятельности;
• формировать эмоциональную заинтересованность;
• учить различным способам решения поставленных задач.
В первой части проекта «Осень» была проявлена детская инициатива в творческой деятельности. Дети выполнили разнообразные работы по теме «Фрукты», используя аппликации методом обрывания и пластилинографию.
В изготовлении книжек-малышек «Осенние листья» на первом этапе мы рассмотрели букет разнообразных осенних листьев, который принес в детский сад Костя. Вспомнив, что в уголке ИЗО есть трафареты листьев, Гасан начал рисовать. Дети заинтересовались и последовали его примеру. (они находили в трафаретах такой же листик как в букете). Видя интерес детей в этой деятельности, мы подтолкнули детей к изготовлению книжек-малышек.
Наблюдения на прогулках в осенний период, подтолкнули нас и Светлану Валентиновну, раскрыть у детей эмоционально – положительное отношение к природе через посещение выставки картин «Осень глазами детей», организованная родителями и «Музыкальной гостиной», где дети научились видеть и слышать прекрасное в разное время года средствами музыки. Для заинтересованности родителей и вовлечение их в проект мы используем разные формы работы: групповые и индивидуальные консультации для родителей, родительские собрания с показом презентаций. Работая с родителями, в группе организовали фотовыставку «Осенняя мозаика».
Родители включаются не только в проектную деятельность, но и активно помогают в посещении: выставок народно-прикладного искусства, музыкальной школы и предприятия АОО»Ейскхлеб».
Используя проектный метод мы не только способствуем развитию детской инициативы, но и решаем ряд коррекционных задач по преодо-лению речевых нарушений.
Детская инициатива очень важна для всестороннего развития каждого ребенка, воздействует на ум, волю, чувства детей, побуждает их к творческому самовыражению, позволяет решать психологические и нравственные задачи.