Папки-передвижки

Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности

Екатерина Полежаева
Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов «Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности»

Екатерина Полежаева

Мастер-класс для педагогов «Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности»

-Добрый день уважаемые участники мастер-класса!

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее, всё складывается и получается.

Публикация «Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности» размещена в разделах

В каждом из нас живет играющий, непосредственный и безумно любознательный ребенок. Каждый из нас – прирожденный импровизатор.

Но взрослея, мы теряем способность к спонтанности и начинаем жить строго по правилам. Сегодня мы попробуем учиться опираться на самого себя, на реальные чувства, на реальное отношение к происходящему. Вы будете присутствовать в моменте «Здесь и сейчас».

Вам придется столкнуться с нестандартными ситуациями. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.

Сегодня мы с вами вместе постараемся понять влияние импровизации в игре на развитие детской инициативы и самостоятельности.

Тема моего мастер – класса: «Импровизация в игре, как форма развития детской инициативы и самостоятельности».

Актуальность данной темы заключается в следующем:

Готовить сегодня ребенка к жизни — это значит, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Проблема развития детской инициативы остается одной из актуальных тем, так как избавиться от стереотипного мышления и поведения поможет импровизация в игре, как один из эффективных методов развития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Прежде чем перейти к практической части я хотела бы немного окунуться в теорию.

I. Теоретический этап (5 мин)

Импровизация — это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, экспромт.

Игры - импровизации направлены на развитие воображения у детей.

Воображение - это психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся. Он выводит человека на практическую и творческую предприимчивость. В импровизации заложен механизм имитационного поведения, что очень важно для детей.

Воспитательные возможности импровизаций в игре усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Дети – актёры от природы. Они сами сочиняют роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К. С. Станиславский, детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.

Импровизация в игре универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях. Она имеет коллективный характер, что создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. Она помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети становятся не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности. Наконец, импровизация в игре является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Для правильной организации игр - импровизаций учитываю следующие принципы:

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение игр-импровизаций во все виды организации образовательной деятельности, что делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые игры.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе импровизацию в движениях, в мимике, в интонационной речи, в пластике, в музыкально-двигательной импровизации.

Классификация игр - импровизаций :

Мимические импровизации представляют воспроизведение ребёнком того или иного настроения при активной работе лицевых мышц. Условием включения детей в мимические импровизации является их умение ориентироваться в различных эмоциональных состояниях, умение регулировать и управлять ими. К играм, которые учат детей различать эмоциональные состояния и управлять ими, относятся следующие: «Кубик настроения», «Наши настроения», «Эмоциональная угадайка», «Весело-грустно», «Дружные настроения», «Чудо-голова» и «Говорящее лицо».

Пластические импровизации - это совокупность выразительных движений тела человека, охватывающая те изменения в походке, осанке и жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношения к тем или иным явлениям. Большое значение в пластических импровизациях имеют жесты (особенно, движения рук, осанка, поза, походка. Среди них: «Волшебные руки», «Заколдованные шаги», «Что мы делаем?», «Кто я есть?».

Музыкально-двигательные являются особой формой организации деятельности детей, основанной на фантазировании посредством выразительных движений под музыку. В основе музыкально - двигательных импровизаций лежат музыкальные образы, которые необходимо воплотить в мимике и пластике. Среди них игры: «Семечко», «Волшебное гнёздышко», «Музыкальный портрет», «Киндер-сюрприз».

Интонационно-речевые развивают умение сопереживать, адекватно реагировать на эмоциональное состояние другого человека, и выразительную сторону речи. Они предполагают передачу голосом эмоциональных переживаний героя (грусть, радость, тревога и т. д.) и различного рода интонаций (требование, вопрос, жалоба и т. д.). К ним относятся игры: «Перепревращения», «Театр слова».

Темброво-имитационные представляют собой озвучивание стихотворных и сценических образов на детских музыкальных инструментах. Импровизация заключается в разнообразных звуковых имитациях образов (ветер, ручей, гроза, снег и т. д.). При этом дети свободны в выборе инструментов (ориентируясь на их тембры) и средств музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, ритм, приёмы игры и т. д.). Темброво-имитационные импровизации получили название «Театр музыкального звука».

В результате игр - импровизаций дети научатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров. В процессе игры – импровизации обогатится эмоциональный опыт. Дети более открыто станут проявлять инициативу в импровизации и продуктивной деятельности.

Уважаемые коллеги, вы прослушали теоретическую часть м. кл.

Я представлю вашему вниманию игры-импровизации и упражнения, которые можно будет включать во все виды деятельности. Такие включения могут заранее планироваться или импровизироваться.

II. Основной этап (практическая часть)

Для того, чтобы вы включились в работу, я начну с упражнения – «Вопрос-ответ». Для проведения этого упражнения, я прошу выйти 5 человек. Предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть.

Содержание Комментарии

1. Дидактическое упражнение «Вопрос-ответ» (2 мин)

1. Зачем ты вешаешь шторы?

2. Зачем ты рисуешь квадратики?

3. Для чего ты собираешь яблоки?

4. Зачем ты занимаешься актерским мастерством?

5. Для чего ты фотографируешь слона?

6. Зачем ты смотришь телевизор?

7. Какое у тебя настроение?

8. Для чего ты варишь кашу?

9. Что ты ждешь от сегодняшнего дня?

10. Зачем ты катаешься на лыжах?

Упражнение используется для психологической настройки на работу, на сплочение группы.

Участники встают в круг, водящий бросает мяч участнику, задавая вопрос, на который тот должен ответить тем, что первое пришло ему в голову.

Замечательно, продолжим импровизировать? Следующая игра – речевая импровизация. Предлагаю упражнение на развитие дикции. Повторяйте за мной все вместе четко, дружно и громко. Приготовились! Начали!

Следующая игра называется «Театральная разминка»

2. Игра «Театральная разминка» (3 мин)

Раз, два, три, четыре, пять

Вы хотите поиграть?

Называется игра

«Разминка театральная».

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, иль на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

Жесты и, конечно, мимика.

Что такое мимика, друзья? (Выражение лица.)

Верно, ну, а жесты? (Это движения)

Бывает, без сомнения,

разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас.)

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

(«иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», «да»).

Подошла к концу разминка.

Постарались все сейчас

И за это благодарю я вас!

Игра учит распознавать эмоции по интонации и изображать их, используя мимику, жесты, движения, голос. Способствует обогащению эмоциональной сферы.

Спасибо! Уважаемые коллеги! Ваши эмоции меня потрясли.

В следующей игре участвуют все присутствующие,

попрошу всех встать.

3. Игра «Как живешь?» (2 мин)

Условия игры: Я буду задавать вопросы, а вы быстро будете отвечать на них: «Вот так!», сопровождая ответы жестами. Делаем все четко и быстро:

-Как живешь? - Вот так!

-Как плывёшь? - Вот так!

-Как бежишь? - Вот так!

-Вдаль глядишь? - Вот так!

-Ждёшь обед? - Вот так!

-Машешь вслед? - Вот так!

-Утром спишь? - Вот так!

-А шалишь? - Вот так! Игра развивает быстроту реакции, координацию движений и умение владеть жестами.

Спасибо! Уважаемые коллеги! Я очень довольна вашими успехами.

Благодарю всех за активное участие!

Главная задача педагога не заставить и приучить, а помочь ребенку научится быть активней и смелей в познавательной деятельности и в повседневном общении со сверстниками. Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании ребенка. Нужно помнить, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Василий Сухомлинский

III. Заключительная часть

С целью определения эффективности проведенного мною мастер-класса, возьмите, пожалуйста, по две маски. Белая маска будет означать ваш положительный ответ, а черная - отрицательный.

Мне очень приятно, что мой мастер-класс вам понравился!

Благодарю всех за участие!

Уважаемые коллеги, я показала лишь малую часть видов игр-импровизаций, надеюсь вам было интересно, и в дальнейшем вы будете применять представленный опыт в своей деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольниковКоллекционирование как эффективный способ поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников» Работая с дошкольниками, мы.

Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группыПоддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы «Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы» «Представьте,что будет, если курица начнет доставать своих цыплят.

Детский мастер-класс как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте Детский «мастер – класс» как способ развития инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте Составила: Матлыгина Н. Е. Проблема формирования.

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательном развитии детей младшего возраста Доклад «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательном развитии детей младшего возраста (3–4 года)» Добрый день, уважаемые.

Презентация «Клубный час как средство развития детской инициативы» Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии человека. И в работе с дошкольниками.

Поддержка детской инициативы, самостоятельности детей раннего возраста в процессе художественно-эстетического развития Инициатива – почин, внутренне побуждение к деятельности, начало процесса инициации. Инициативность дошкольника - личностное качество, характеризующее.

Презентация из опыта работы воспитателя «Проектная деятельность как средство развития детской инициативы» Данный материал будет очень полезен и интересен не только для ознакомления воспитателям детских дошкольных учреждений, но и для активного.

Проектная деятельность как средство развития детской инициативы 1 слайд Я Тимофеева Оксана Алексеевна, воспитатель МБДОУ Детский сад «Полянка» с. Бичура. Хочу представить Вашему вниманию презентацию из.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе ДО как основа развития детской инициативы и самостоятельности детей Развивающая предметно- пространственная среда -определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, предназначенное.

Выступление «Технология лэпбук как эффективное средство поддержки детской самостоятельности и инициативы»Выступление «Технология лэпбук как эффективное средство поддержки детской самостоятельности и инициативы» «Технология лэпбук как эффективное средство поддержки детской самостоятельности и инициативы» Опыт работы «Технология лэпбук как эффективное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности
Опубликовано: 1 июля 2019 в 19:19
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Полежаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД