Мария Коледова
Творческий краткосрочный проект для воспитанников средней группы «Моя любимая игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий краткосрочный проект для воспитанников
средней группы «Одуванчик»
«Моя любимая игрушка»
Творческий краткосрочный проект для воспитанников средней группы «Моя любимая игрушка»
Подготовили:
Воспитатели : Коледова М. Ю., Писковатская Ю. А.,
музыкальный руководитель Пинчук С. А.
Публикация «Творческий краткосрочный проект для воспитанников средней группы „Моя любимая игрушка“» размещена в разделах
Сроки реализации: 9 сентября - 20 сентября 2019 года
Проблема:
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети многие игрушки используют не по назначению, не умеют играть с ними.
Актуальность проблемы:
В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Развивать детей стремятся как можно раньше и наиболее всесторонне. Считается, что игрушки, предназначенные для детского развития, должны быть обязательно обучающими. Ребенок должен уметь собрать, соотнести, сделать что-то по образцу и т. д. Тем самым, игрушки, которые не предполагают подобной цели (обычные машинки, куклы, мячики и мишки) в разряд развивающих вроде бы и не вписываются.
Для дошкольников важнейшей составной частью образовательного пространства являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - это та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать свои чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются или ломаются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Если малыш не знает, что делать с игрушками, то они ничего для него не будут значить.
Поэтому чем больше внимания мы уделим формированию у ребенка собственного игрового багажа и творческих способностей, тем больше шансов, что при знакомстве с миром взрослых они окажутся действительно востребованы. Развивающий эффект игрушки определяется прежде всего свободным от директивных указаний характером игры, а главная функция всякой игрушки заключается в активизации свободной самостоятельной детской деятельности. Ведь главное качество игры – это возможность представить то, чего в данный момент в реальности нет, что некоторой части дошкольников бывает достаточно трудно.
Паспорт педагогического проекта
Вид проекта : творческий
Тип проекта : краткосрочный
Участники проекта : воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.
Цель проекта :
Формирование у детей социально - нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающими известные им жизненные ситуации.
Задачи:
. учить игровым действиям с игрушкой в соответствии с ее назначением, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей;
. обогащать и расширять словарный запас детей, развивать связную речь, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки;
. развивать воображение, речь, общую моторику, координацию движений;
. формировать эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам;
. создавать условия для развития творческих способностей воспитанников.
Предполагаемый результат:
• Умение переносить знакомые действия в игру.
• Умение составлять описательный рассказ об игрушке.
• Умение бережно обращаться с игрушкой.
Знание художественных и музыкальных произведений, написанных об игрушках.
• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей, как участников педагогического процесса.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап:
. Мониторинг знаний детей по теме.
. Определение цели, задач проекта
. Проектирование предметно – развивающей среды в группе
. Подбор методической и художественной литературы по теме
. Разработка мероприятий
Практический этап:
. Подборка консультаций, памяток, рекомендаций для родителей
. Игровая, изобразительная деятельность, конструирование
. Беседы
. Организация двигательной деятельности
. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений
Заключительный этап:
. Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка» (совместное творчество детей и родителей)
. Развлечение «Любимые игрушки»
. Рефлексия
План – график реализации проекта
. Создание условий для реализации проекта, подбор литературы, информации для теоретической части проекта, материалов для изобразительной деятельности, разработка сценария итогового мероприятия
. Анкетирование родителей с целью определения их отношения к детской игре и выбору игрушек
. Опрос детей: «Что знаем о, что хотим узнать о?»
. Анализ полученной информации, корректировка содержания проекта с учетом полученных данных (и потребностей родителей)
Практический этап 09.09 – 20.09.2019
1. Познавательные беседы: цикл бесед по познавательному блоку: «Игрушки», «Как мы играем с игрушками», «История возникновения игрушки на Руси», «Дымковская и филимоновская игрушки», «Современные игрушки»
Цель: познакомить детей с историей появления игрушки, как выглядели «первые» игрушки, из чего были изготовлены, как менялась игрушка с течением времени, из каких материалов теперь изготавливают игрушки.
2. Игровые ситуации: «В парикмахерской», «День рождения Мышки», «Мы строители», «Оденем куклу на прогулку», «Искупаем куклу», «В магазине продуктов», «Приготовим обед», «Уложим куклу спать» Организация сюжетно – ролевой игры: «Магазин игрушек».
3. Художественное творчество
Лепка «Пирамидка», рисование «Раскраски-игрушки», аппликация «Украсим кукле платье»
4. Занятие музыкального руководителя по теме «Игрушки»
5. Видеопросмотры: мультфильмы об игрушках : «Забытые игрушки», «Зай и Чик», «Машенькин концерт», «Розовая кукла», «Стойкий оловянный солдатик», «Щелкунчик» и др. ; фильмы об игрушках «Щелкунчик», «Дети в стране игрушек», «Приключения Буратино или Золотой ключик».
6. Выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка.
7. Дидактические игры: «Назови игрушку», «Кто скорее соберет игрушки», «Найди пару», «Что из чего сделано», «Найди половинку», «Познакомим Мишку с игрушками», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домино», собери игрушку из пазлов.
8. Подвижные игры «Прокати игрушку», «Мой веселый звонкий мяч»
Танец с игрушками и «Колыбельная для игрушки»
9. Подбор, чтение и заучивание художественных произведений: разучивание стихотворений об игрушках А. Барто «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка»; Я. Тайц «Кубик на кубик», В. Шипунова «Мячик», Л. Толстой «Была у Насти кукла», Н. Матвеева «Я леплю из пластилина», Е. Благинина «Лодочки»;
10. Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского («Деревянные солдатики», «Игра в лошадки», «Новая кукла», «Болезнь куклы», А. Гречанинова, Г. Свиридова «Альбом пьес для детей. Музыкальный ящик», А. Лядова «Музыкальная табакерка», пьеса для фортепиано «Куколки», Д. Шестаковича «Шарманка» и «Танцы кукол», К. Дебюсси «Ящик с игрушками».
11. Инсценирование песенок «Паровоз», «Мы милашки – куклы неваляшки», «Мишка с куклой бойко топают»
III. Работа с родителями
1. Консультация «Игра и игрушка – это серьезно».
2. Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка».
Итоговое мероприятие: музыкальный досуг с родителями «Любимые игрушки»
. Подведение итогов проекта
В результате реализации проекта :
. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
. Дети научились:
- переносить знакомые действия в игру.
- составлять описательный рассказ об игрушке.
Дети познакомились с художественными и музыкальными произведениями, написанными об игрушках.
У детей стало более сформировано эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
. Родители получили важную информацию о значении игр и игрушек в жизни своих детей.
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, речевую, музыкально-игровую).
Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагог – родители.
Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
Педагоги удовлетворены проведенной работой и достигнутыми результатами проекта.
Список литературы:
1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. – 8–15 с.
2. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. – 82 –85 с.
3. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979. – 27–36 с.
4. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2. – 20–24 с.
5. «Игра дошкольника» (под редакцией С. Л. Новосёловой) Москва «Просвещение» 1989.
6. Игра дошкольника. Абрамян Л. А. Антонова Т. В. Артемова Л. В. М. : Просвещение, 1989. – 286 с. : ил.
7. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. – М. : Просвещение, 1987. – 6–13 с.
8. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М. : Просвещение, 1980. – 64
9. Коссаковская, Е. А. Игрушка в жизни ребенка : пособие для воспитателя детского сада. [Текст] / Е. А. Коссаковская – М. : Просвещение, 1980.
10. Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М. : Просвещение, 1969. – 7–34 с.
11. Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре» /Под ред. Т. А. Марковой Москва «Просвещение» 1982.
12. Менджерицкая Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, №3. – 15–24.
13. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, №2. – 123–128 с.
14. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, №12. – 86–89 с.
15. Педагогические требования к игрушкам. С. Л. Новоселова, Г. Г. Локуциевская, Е. В. Зворыгина.
16. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М. : Академия, 1997. – 81–85 с.
17. Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение» 1976.
Картотека игр с куклой
1. Устроим кукле комнату.
Задачи: Расширять представления детей о предметах мебели (стол, стул, диван, кровать, их назначении; называть предметы и действия доступными детям речевыми средствами (звукосочетаниями, облегчённые слова). Побуждать к активным действиям.
2. Укладывание куклы спать.
Задачи: Познакомить детей с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, положить куклу, накрыть её одеялом). Научить детей ласково обращаться с куклой, как с дочкой.
3. Купание куклы.
Задачи: Учить детей купать кукол. Учить последовательно выполнять цепочку игровых действий, сопровождая их речью, мимикой, жестами. Формировать умение передавать отношение к кукле, как к ребёнку, выражать ласку, понимать её состояние (весёлая, грустная, холодно ей или тепло и т. д.)
4. Постираем кукле платье.
Задачи: Способствовать обогащению игр новыми сюжетами. Воспитывать интерес к труду, желание принимать в нём посильное участи
5. Угостим куклу чаем.
Задачи: Учить детей поить куклу чаем (впоследствии мишку, зайца и т. д.). Формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними. Воспитывать ласковое, заботливое отношение к кукле.
6. Накормим куклу обедом.
Задачи: Продолжать учить детей игре с куклой. Помочь разнообразить игровые действия. Воспитывать заботливое отношение к кукле, как к дочке.
7. Кукла проснулась.
Задачи: Закреплять умения детей узнавать и называть доступными речевыми средствами знакомые предметы; понимать их назначение; включаться в общение с взрослыми в форме речи и игровых действий.
8. Оденем Куклу на прогулку.
Задачи: Расширять представлена детей о предметах зимней одежды, их отличительных признаках (зимой надевают тёплую одежду); обогащать словарь: пальто, куртка, шапка, шарф, варежки и т. д. Побуждать детей к активной речевой реакции, к диалогу.
9. Кукла заболела.
Задачи: Учить детей выполнять основные действия врача (измерить температуру, дать лекарство, пользоваться атрибутами по назначению. Воспитывать чувство заботы, сопереживания больному.
Игровая ситуация «Из чего сделаны игрушки?»
Цель: Обогащать и совершенствовать представления детей об игрушках, материалах, из которых сделаны игрушки. Учить использовать обобщающее понятие «Игрушки», Обогащать словарный запас за счет обозначений качеств.
Развивать зрительную память, связную речь. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материалы: Кукла, игрушки из различных материалов, коробка или корзина для игрушек, разрезные картинки по теме «Игрушки», предметные картинки: барабан, мяч, юла, матрешка, деревянные матрешки, лото «Игрушки».
Ход:
1.«У каждой игрушки свое место».
Кукла приходит в гости к детям, здоровается и знакомится с ними.
- А вашей группе есть куклы? - Где они живут? Пойдемте в кукольный уголок, вы меня познакомите с куклами. (Каждой кукле дать имя)
- А еще я люблю кататься на машинах. Где у вас стоят машины? Как можно играть с машинками? Поставим машинки в гараж.
- А еще я люблю играть в конструктор. Возьмите по 1 детали. Сколько у тебя деталей, Маша, какого она цвета? Сколько всего деталей? Много. Положим все детали на место. - В вашей группе все игрушки знают свой домик, свое место. Это хорошо, значит у вас всегда порядок. Я вам принесла игрушки. Рассмотрите, что это? Выставить игрушки на стол. Дети называют игрушки.
2. Игра «Что изменилось?».
- Рассмотрите, что это? Выставить игрушки на стол. Дети называют игрушки. Затем дети закрывают глаза и воспитатель меняет две игрушки местами или убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Повторить 3 раза.
3. Игра «Найди игрушку из такого же материала»
- Из какого материала сделан этот слоненок? Из резины. Из резины, значит, он резиновый. Возьми, Маша слоненка. Какой он на ощупь? Холодный, мягкий, гладкий. Передай игрушку Ване и скажи : «Слоненок резиновый».
- Есть у нас в группе еще резиновые игрушки? Найдите и принесите на этот стол по 1 резиновой игрушке.
- А из какого материала сделана эта пирамидка? Из дерева. Есть ли еще деревянные игрушки в группе? Найдите в группе и принесите на этот стол по 1 деревянной игрушке. Какие они на ощупь? Теплые, твердые, гладкие.
- Из чего еще делают игрушки?
Дидактические игры
"Узнай на ощупь"
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Узнай игрушку по описанию»
Взрослый загадывает предмет и предлагает малышу узнать по описанию, что он загадал. Загадывать можно игрушки, которые есть у ребенка, а потом переходить на предметы. Например: «Отгадай, пожалуйста, что за игрушку я загадала. Она большая, коричневая, с глазками и носиком. Она мягкая, может сидеть и лежать, ее можно брать на руки». Если малыш быстро догадывается, что это его любимый мишка, то предложить теперь ему загадать игрушку, а если не догадался, продолжить: «У этой игрушки есть лапы и уши, ее купил тебе папа на день рождения».
«Угадай, что звучит?»
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
«Чудесный мешочек»
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.