ирина щипко
Опыт работы по теме «Развитие речи детей посредством приобщения детей к русскому фольклору»
▼ Скачать + Заказать документы
С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне, сказке, в узнанной первой игре. Искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Искусство народа или фольклор (народная мудрость) глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.
Своеобразие русской культуры, ее древность, ее гармония и красота отражены в языке. Родная речь - это важнейший путь передачи духовного наследия из поколения в поколение. Русский язык -богатейшая кладезь фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, скороговорок и т. д.)
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие речи детей посредством приобщения детей к русскому фольклору“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особое звукосочетание - вот чем богаты произведения малых фольклорных жанров.
Я работаю на логопедической группе. Помимо коррекционной программы, парциально я использую в своей работе программу
О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Работая на логопедической группе, я стараюсь привить детям любовь к народному фольклору.
При отборе фольклорного материала нужно учитывать возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста более доступными является такой фольклор как : потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте «малые формы» усложняются, и все большее место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми мы используем более сложный фольклорный материал и такую форму работы, как беседа.
Самым ярким и запоминающимся для детей становятся игры со словом, движением. И в этом немалую роль играют потешки. Потешки с движением позволяют развивать речевой слух, ставить правильное дыхание, лучше воспринимать динамику речи, совершенствовать произношение. Конечно, важен и интонационный фон т. е. интонация, с которой читается потешка. Необходимо учитывать следующие моменты:
1. Возрастные особенности ребенка. Предлагая игру в основу, которой положено исполнение потешки в сопровождении движений, нужно принимать во внимание физическое развитие детей. Постепенно материал должен усложняться.
2. Дозировка и распределение нагрузки во время игры. Одни дети проговаривают потешку, другие сопровождают ее соответствующими движениями или: педагог читает потешку, дети двигаются.
3. Неоднократный показ личного образца выполнения упражнений. Только так ребенок запомнит текст потешки и научится правильно воспроизводить все движения. И, возможно, самое главное, педагог должен с таким мастерством прочитать это малененькое фольклорное произведение, чтобы детям захотелось повторять слова и движения. Именно заинтересованность ребенка в воспроизведении услышанного и увиденного - залог успеха.
Игры с потешками и движением хорошо использовать на занятиях по развитию речи, на музыкальных и физкультурных занятиях, при проведении развлечений и праздничных утренников.
В результате работы по данному направлению я столкнулась с проблемой. Это особенности народного фольклора при произношении и знакомстве со старославянскими понятиями. Некоторые выражения детям трудно понять, осмыслить и проговорить, ведь в поговорках, закличках, потешках, часто употребляются слова давно не встречающиеся в современной речи. Поэтому приходится больше времени уделять словарной работе, объяснению новых понятий. Знакомство с новым словом происходит на занятии, а закрепляется слово в процессе игры в Горнице, при взаимодействии с этим предметом.
Обратим внимание на скороговорку.
Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры народа. Маленькие коротенькие рифмованные фразы, великолепные упражнения для отработки правильной четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас ребенка.
Русский народный фольклор помогает нам в коррекционной работе по развитию речи. Например: при дифференциации звуков «ш» и «щ» в связной речи мы используем следующие пословицы и скороговорки:
«Тащу не дотащу
боюсь, что выпущу»
«Щеки красные у Саши
Щей он много ел и каши»
Тощий Тимка всех тощее
Тоще тощего Кащея
Он соломинки не толще
Волосинки толще Тимки
Он не ест у нас ни щей
Ни борщей ни овощей
Вот и тонкий как Кащей
При дифференциации звуков с и ч в связной речи используем скороговорку:
Синичка синичка воробью сестричка
Пословицы поговорки:
Не место красит человека а человек место
Ученый водит а неученый следом ходит
При автоматизации звука ч в связной речи используем и загадки:
Из горячего колодца через нос водичка льется
Заучиваем скороговорку:
На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи
Пословицы, поговорки:
Скучен день до вечера коли делать нечего
Хочешь есть калачи не сиди на печи
Практические упражнения работы со скороговоркой
1. Можно попросить ребенка объяснить сложное слово или значение слова объясняет взрослый.
2. Игры с мячом. Взять мяч и ритмично подбрасывать и ловя его
руками проговаривая скороговорку, подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
3. Попросить ребенка проговорить скороговорку, прихлопывая ритм ладошками.
4. Предложить проговорить скороговорку три раза подряд и не сбиться.
5. Проговорить скороговорку, включая мелкую моторику кулачок, ребро, ладонь.
6. Некоторые скороговорки после их запоминания и правильного повторения, можно усложнить: надо произнести первоначальный вариант скороговорки, а затем произнести ее, поменяв местами начало и конец:
Например:
у бабы-бобы
у деда-дубы
у деда-дубы
у бабы-бобы
Русский народный фольклор мы используем и в лексических темах.
Например: тема «Овощи» разучиваем потешку:
Иван Иван вырывай бурьян- наклоны вперед
Чтоб росла морковка
Чтоб росла репка - имитирует вырывание
Сладкая и крепкая - поднимают руки
Одним из самых таинственных видов устного народного творчества, эхом древнейшего культурного пласта, метафорического языка символом, является загадка. Загадку мы используем как игровой прием перед тем, как познакомить детей с каким то предметом.
При знакомстве детей с утюгом загадываем загадку:
В полотняной стране по реке Простыне
Плывет пароход то назад то вперед
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать
Значение загадки не только в том, что она способствует развитию образного мышления. Умение разгадывать загадки (т. е. понимать язык иносказаний) является своего рода заветным ключом к познанию мира ведомого и неведомого.
Таким образом: благодаря тому, что ребенок заучивает и помногу, раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшается звукопроизношение и дикция. Формируется фонематическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой. Накапливая словарь детей, воспитывая у них интерес к слову, у детей появляется любовь к родному языку и гордость за его богатство.