Ирина Жилиховская
Трудовая деятельность в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельной трудовой деятельности. Основным видом труда в средней группе остается труд по самообслуживанию. Мы поддерживаем у детей интерес к этому виду труда, продолжаем формировать и совершенствовать трудовые навыки, воспитывать привычку к трудовому усилию. Эти задачи решаются успешней при использовании игровых приемов, при систематическом напоминании и контроле за действиями детей. Например, перед мытьем рук приговариваем : "Водичка-водичка, умой моё личико…» и объясняем - у кого будет грязное полотенце? У того, кто плохо намыливал руки и плохо смывал их". Во время раздевания, обязательно напоминаем, в каком порядке снимается одежда. В этом возрасте у ребенка начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеет сам. То, что кто-то из детей постоянно ждет от товарищей помощи, не должно остаться незамеченным. Мы терпеливо и настойчиво воспитываем у каждого ребенка навыки по самообслуживанию.
Публикация «Трудовая деятельность в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
На конкретных примерах учим детей делать простейшие выводы, устанавливая причинные связи: забыли убрать в свой шкаф сменную обувь - будете долго ее искать после прогулки; не повесили аккуратно свое платье – будете после сна в мятом и т. д.
В средней группе хозяйственно-бытовой труд начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и на предыдущем этапе, основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Поскольку дети 4-5 лет еще слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребенку. Но наряду с этим уже даем и коллективные поручения, объединяем нескольких детей в общем труде.
В процессе коллективного труда у детей воспитываем гуманные чувства, положительные взаимоотношения, навыки культурного общения. Например, мы говорим троим детям, что решили доверить им важное дело, которое нужно выполнить быстро, аккуратно и дружно, - навести порядок в шкафу со строительными материалами :"Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг такой беспорядок!"; "У нас много дел, давайте договоримся, кто что будет делать". Пока дети занимаются уборкой, мы обращаем внимание всех присутствующих на то, как они трудятся : "Как приятно смотреть на детей, когда они работают дружно и старательно - дело быстро спорится!". Выполняя подобное поручение, дети начинают понимать общественную необходимость своей работы, учатся ответственно подходить к делу.
Наиболее эффективными являются такие приемы, как игровые, совместная деятельность взрослых и детей, показ, напоминание способов деятельности, поощрение. Использование игрового приема позволяет нам дать объективную оценку трудовой деятельности ребенка и при этом не обидеть его. Например, зайчик говорит: "Мне сегодня очень не понравилось, как Соня и Коля убирали игрушки, - они меня уронили на пол и не поставили на полку. А Яна наступила мне на ножку. И я очень обиделся".
В этом возрасте усложняется содержание хозяйственно-бытового труда. Если в младшем возрасте дети постигали отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают кукольную одежду и т. д.).
Дети любят трудиться со взрослыми. Организовываем труд детей совместно с воспитателем, с дворником, няней. Например, мы производим обрезку кустов, а наши маленькие помощники подбирают и относят веточки в определенное место; сгребаем сухие листья, а дети переносят их в кучу и т. п. Вместе с няней дети могут протирать стульчики, столы, полки.
В процессе совместной деятельности мы показываем детям пример положительного отношения к труду, товарищеских отношений. Естественно, что в такой совместной деятельности основная роль отводится труду взрослого, а дети выступают в качестве помощников. Но важно то, что ребенок чувствует свою причастность к общему делу, лучше начинает понимать общественную значимость труда. Так постепенно в результате целенаправленной воспитательной работы дети учатся ценить труд взрослых и свой труд, познают культуру труда, овладевают умением планировать свою работу, рационально ее организовывать.
С этого возраста мы приучаем ребенка выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца, поощряем его за проявленную инициативу, за умение прилагать волевое усилие.