Алфёрова Ольга Андреевна
Трудовая деятельность, как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работ с любовью, видеть в ней радость –необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства.
Публикация «Трудовая деятельность, как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
К. Д. Ушинский придавал важное значение трудовому воспитанию, он говорил, что «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзно трудиться»
Проблема формирования трудолюбия детей дошкольного возраста является одной из актуальных для современной науки.
Трудолюбие –проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде. Хорошо выполненная работа должна вызывать у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное.
Организуя трудовую деятельность, надо стараться обеспечивать всестороннее развитие детей, помочь им обрести уверенность в своих силах, формировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывать ответственность и самостоятельность.
Основная задача трудового воспитания в дошкольном детстве – формирование положительного отношения к труду, то есть:
1. ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;
2. организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
Работу по выполнению выше поставленных задач я начала с создания необходимых условий в группе.
Изучив литературу и используя интернет-ресурсы, создала картотеку пословиц и поговорок о труде.
Также собрала альбом иллюстраций «Профессии».
Разнообразила предметно-развивающую среду настольно-печатными играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр.
Совместно с родителями сшили костюмы доктора, форму для дежурных.
Так же эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда :
Самообслуживание. Дети в группе научились одеваться, раздеваться, аккуратно складывают одежду в шкафчики, оказывают друг другу посильную помощь, умеют своевременно и самостоятельно использовать навыки личной гигиены: правильно моют руки перед едой и по мере загрязнения, после приема пищи полощут рот.
Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей. Он постоянен и необходим: приготовить рабочее место, убрать вс по окончанию работы, вымыть и аккуратно составить игрушки и спортивный инвентарь, протереть полки с игрушками. Приучая детей к хозяйственно-бытовому труду, формируется бережное отношение к вещам, умение замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление: дети с большим удовольствием следят за чистотой одежды у кукол, моют игрушки и т. п. Вместе с детьми мы ремонтируем (лечим) игрушки и книги. Очень важно, чтобы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности : инициатива, товарищеская взаимопомощь, хорошее и качественное выполнение трудовых процессов.
В группе имеется уголок дежурства. Дети помогают младшему воспитателю сервировать и убирать со столов, помогают мне в подготовке к занятиям. Поручения и дежурства стали постоянными формами труда в группе и дети достигли определённых успехов.
Труд в природе очень любимый детьми вид трудовой деятельности. В процессе трудовой деятельности в природе у ребенка формируется ответственность за тех, кто беззащитнее его. Ребенок ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции. Труд в природе особенно ответственен, потому что небрежность и забывчивость могут нанести вред растениям. Дети с особым теплом заботятся о растениях: протирают листья комнатных цветов от пыли, опрыскивают, поливают, удаляют сорняки с грядок с овощами и на клумбах. Вместе с детьми в марте мы сажаем лук, за которыми ухаживаем, наблюдаем за их ростом. Дети видят непосредственный результат своего труда – собранный урожай и радующие глаз цветочные клумбы.
Ручной и художественный труд несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Вместе с детьми мы делаем разнообразные поделки из бумаги, картона, природного и бросового материала (человечки, представители фауны, открытки к праздникам). Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
Детский труд своеобразен : он прост по содержанию, доступен по характеру выполняемых действий, связан с игрой. В игре дети отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещ именно игра, а не труд. Так на участке организовываем в игровой форме уборку участка (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах», тачках, с огорода увозят урожай).
Часто в совместной деятельности с детьми в режимных моментах я использую такой методический прим, как решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если б не было строителей (врачей, водителей, парикмахеров и т. п. ?». Ребятам очень нравится рассуждать на предложенные темы, строить предположения. Тем самым мы приходим к выводу о необходимости и важности труда людей разных профессий. Для ознакомления детей с профессиями ближнего окружения были организованы экскурсии по детскому саду: прачечная, пищеблок, кабинеты медицинской сестры, наблюдения за работой младшего воспитателя. Сотрудники нашего учреждения рассказывали о своем труде, о том какую пользу приносит труд для детей, посещающих детский сад и о том, как важно добросовестно относиться к труду.
Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых. Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. В социально-коммуникативное развитие дошкольника труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом.
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы.
Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Поэтому особое внимание в вопросах трудового воспитания детей уделяю взаимодействию с родителями: обмениваюсь рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду (родительские собрания, консультации, беседы, информационные стенды, папки-передвижки, буклеты, анкетирование). Родители принимают активное участие в педагогическом процессе: изготавливают игровое оборудование, атрибуты, костюмы для сюжетно-ролевых игр, дидактических и развивающих игр, инвентарь для организации трудовой деятельности (лопаты, метлы, оформляют участок; участвуют с детьми в совместных творческих выставках рисунков и поделок.
Таким образом, можно сделать вывод, что методы и приемы, используемые в моей работе, достаточно действенны. Важно помнить, что ребенок – это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, если выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах.