Получи документы

Трудовая деятельность, как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников

Алфёрова Ольга Андреевна
Трудовая деятельность, как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работ с любовью, видеть в ней радость –необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства.

Публикация «Трудовая деятельность, как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников» размещена в разделах

К. Д. Ушинский придавал важное значение трудовому воспитанию, он говорил, что «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзно трудиться»

Проблема формирования трудолюбия детей дошкольного возраста является одной из актуальных для современной науки.

Трудолюбие –проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде. Хорошо выполненная работа должна вызывать у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное.

Организуя трудовую деятельность, надо стараться обеспечивать всестороннее развитие детей, помочь им обрести уверенность в своих силах, формировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывать ответственность и самостоятельность.

Основная задача трудового воспитания в дошкольном детстве – формирование положительного отношения к труду, то есть:

1. ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;

2. организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Работу по выполнению выше поставленных задач я начала с создания необходимых условий в группе.

Изучив литературу и используя интернет-ресурсы, создала картотеку пословиц и поговорок о труде.

Также собрала альбом иллюстраций «Профессии».

Разнообразила предметно-развивающую среду настольно-печатными играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр.

Совместно с родителями сшили костюмы доктора, форму для дежурных.

Так же эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда :

Самообслуживание. Дети в группе научились одеваться, раздеваться, аккуратно складывают одежду в шкафчики, оказывают друг другу посильную помощь, умеют своевременно и самостоятельно использовать навыки личной гигиены: правильно моют руки перед едой и по мере загрязнения, после приема пищи полощут рот.

Хозяйственно-бытовой труд пронизывает всю повседневную жизнь детей. Он постоянен и необходим: приготовить рабочее место, убрать вс по окончанию работы, вымыть и аккуратно составить игрушки и спортивный инвентарь, протереть полки с игрушками. Приучая детей к хозяйственно-бытовому труду, формируется бережное отношение к вещам, умение замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление: дети с большим удовольствием следят за чистотой одежды у кукол, моют игрушки и т. п. Вместе с детьми мы ремонтируем (лечим) игрушки и книги. Очень важно, чтобы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности : инициатива, товарищеская взаимопомощь, хорошее и качественное выполнение трудовых процессов.

В группе имеется уголок дежурства. Дети помогают младшему воспитателю сервировать и убирать со столов, помогают мне в подготовке к занятиям. Поручения и дежурства стали постоянными формами труда в группе и дети достигли определённых успехов.

Труд в природе очень любимый детьми вид трудовой деятельности. В процессе трудовой деятельности в природе у ребенка формируется ответственность за тех, кто беззащитнее его. Ребенок ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции. Труд в природе особенно ответственен, потому что небрежность и забывчивость могут нанести вред растениям. Дети с особым теплом заботятся о растениях: протирают листья комнатных цветов от пыли, опрыскивают, поливают, удаляют сорняки с грядок с овощами и на клумбах. Вместе с детьми в марте мы сажаем лук, за которыми ухаживаем, наблюдаем за их ростом. Дети видят непосредственный результат своего труда – собранный урожай и радующие глаз цветочные клумбы.

Ручной и художественный труд несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Вместе с детьми мы делаем разнообразные поделки из бумаги, картона, природного и бросового материала (человечки, представители фауны, открытки к праздникам). Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.

Детский труд своеобразен : он прост по содержанию, доступен по характеру выполняемых действий, связан с игрой. В игре дети отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещ именно игра, а не труд. Так на участке организовываем в игровой форме уборку участка (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах», тачках, с огорода увозят урожай).

Часто в совместной деятельности с детьми в режимных моментах я использую такой методический прим, как решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если б не было строителей (врачей, водителей, парикмахеров и т. п. ?». Ребятам очень нравится рассуждать на предложенные темы, строить предположения. Тем самым мы приходим к выводу о необходимости и важности труда людей разных профессий. Для ознакомления детей с профессиями ближнего окружения были организованы экскурсии по детскому саду: прачечная, пищеблок, кабинеты медицинской сестры, наблюдения за работой младшего воспитателя. Сотрудники нашего учреждения рассказывали о своем труде, о том какую пользу приносит труд для детей, посещающих детский сад и о том, как важно добросовестно относиться к труду.

Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых. Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. В социально-коммуникативное развитие дошкольника труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом.

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы.

Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Поэтому особое внимание в вопросах трудового воспитания детей уделяю взаимодействию с родителями: обмениваюсь рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду (родительские собрания, консультации, беседы, информационные стенды, папки-передвижки, буклеты, анкетирование). Родители принимают активное участие в педагогическом процессе: изготавливают игровое оборудование, атрибуты, костюмы для сюжетно-ролевых игр, дидактических и развивающих игр, инвентарь для организации трудовой деятельности (лопаты, метлы, оформляют участок; участвуют с детьми в совместных творческих выставках рисунков и поделок.

Таким образом, можно сделать вывод, что методы и приемы, используемые в моей работе, достаточно действенны. Важно помнить, что ребенок – это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, если выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Центр образования №4»,структурное подразделение №1 Консультация Тема: «Театрализованная.

Логическая игра как эффективное средство развития процессов самостоятельного мышления старших дошкольников Обобщение педагогического опыта. «Многознание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова, сказанные две.

Книжка-малышка как эффективное средство речевого и познавательного развития у дошкольников Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хочу вас познакомить с таким видом книг, как книжка – малышка. Книжка – малышка это книга, сделанная.

Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников Слайд 1 Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников. Игра - один из тех видов детской деятельности,.

План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи у старших дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 388» Утверждено: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 388» Дрягина.

Проект «Игра как средство социально-коммуникативного развития» (подготовительная группа) Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Отрадненский Детский сад» Проект: «Игра как средство социально-коммуникативного.

Проект «Подвижная игра в славянской культуре как условие социально-коммуникативного развития дошкольников» Автор: Мавруда Татьяна Борисовна - воспитатель I категории МБДОУ д/с №83 Участники: дети, родители, воспитатель Вид: инновационный База.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативного опыта дошкольников Дошкольный возраст является начальным этапом социального развития ребёнка. Именно поэтому в Федеральном образовательном стандарте дошкольного.

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников. Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и.

Театрализованная деятельность как средство развития речи старших дошкольников. Настольный театр Речевое развитие дошкольников – одно из важнейших направлений в работе педагогов в ДОУ. Театрализованная деятельность является одной из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовая деятельность, как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 06:58
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Трудовая деятельность, как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алфёрова Ольга Андреевна (УИ 82444) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД