Юлия Плешкова
ТРИЗ технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в дошкольных учреждениях внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Одним из эффективных средств подготовки к обучению дошкольников грамоте является применение элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ ТЕХОЛОГИЯ).
Темочки:
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств как гибкость, подвижность, системность, диалектичность мышления; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Например: как можно выяснить, который сейчас час, если на руке нет часов; как найти самого умного человека в мире? Можно даже загадать стандартную загадку: как засунуть слона в холодильник? ТРИЗ в детском саду подразумевает нахождение противоречий. Приведем пример. Солнце – это хорошо, оно дает земле свет и тепло. Но если не будет дождя, то начнется засуха, которая потом может преобразиться в пожар. Завершающим этапом является решение противоречий. Когда поставлена задача, например: идет дождь, что нужно сделать? Найдено противоречие: взять зонт, но он слишком большой и не помещается в рюкзак. Остается только сделать логичный вывод: следует взять складной зонт, который и от дождя защитит, и в сумку отлично поместится.
С целью развития психических процессов каждого ребенка с использованием основного вида деятельности дошкольника – игра, я приняла решение использовать игры ТРИЗ технологии на занятиях по обучению грамоте и в режимных моментах с помощью дидактических игр.
Главное слово – подготовка, то есть наличие у ребенка готовности к обучению в школе. Задачи моей работы: развитие гибкости, подвижности и системности мышления, произвольного внимания, умения слушать и слышать друг друга, работать в паре, команде, навыков самостоятельной деятельности. Составляется картотека игр и упражнений с использованием приемов ТРИЗ для формирования механизмов языковой ориентировки на различных уровнях языка.
Игры были подобраны в соответствии с задачами по подготовке детей к обучению грамоте.
Для решения задачи : формирование у детей умения производить анализ слов с различной звуковой структурой, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова. Были применены следующие игры:
• «Горячий мяч». Игроки делятся на две команды и выстраиваются в шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок в одном из рядов получает мяч. Он произносит начало слова, например «мы-», и бросает мяч игроку, стоящему напротив, а сам бежит в конец ряда. Тот ловит мяч, произносит окончание слова, например «-ши», передает мяч своему соседу в шеренге и тоже бежит в конец. Следующий игрок снова произносит начало слова и т. д. Если игрок не может составить слово, то он передает мяч соседу и выходит из игры. Побеждает команда, в которой к концу игры останется больше игроков.
• Игра «Какое слово получилось?». Взрослый произносит звуки слова не последовательно, а ребёнок говорит, какое слово получилось (И, Н,О,К – кино)
• Игра «Беру тебя в мои друзья» - Берем предметные картинки: по две картинки на одинаковый звук (медведь-мак, рыба-ракета, собака-санки и т. д.)
Упражняя детей в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности использовали игровые упражнения:
• «Распутай слова». Из запутанных слов нужно составить предложения. Например:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
• «Новые истории». На каждую букву слово придумать новые слова, чтобы получилось предложение. Например: КОЖА – купила Оля желтый ананас
Для знакомства детей с буквами, упражняя читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов предлагали игровые упражнения, такие как: 7 слайд
• «Буквы заблудились». Составить слово из букв, стоящих в неправильном порядке: ОМСЛА-МАСЛО
• «Прочитай наоборот». ЛОТС – СТОЛ, ТНИВ – ВИНТ, АЗОК – КОЗА.
Применение игр ТРИЗ технологии в работе по обучению грамоте способствует воспитанию ребёнка творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.