МААМ-картинки

ТРИЗ технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Юлия Плешкова
ТРИЗ технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в дошкольных учреждениях внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Одним из эффективных средств подготовки к обучению дошкольников грамоте является применение элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ ТЕХОЛОГИЯ).

Темочки:

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств как гибкость, подвижность, системность, диалектичность мышления; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Например: как можно выяснить, который сейчас час, если на руке нет часов; как найти самого умного человека в мире? Можно даже загадать стандартную загадку: как засунуть слона в холодильник? ТРИЗ в детском саду подразумевает нахождение противоречий. Приведем пример. Солнце – это хорошо, оно дает земле свет и тепло. Но если не будет дождя, то начнется засуха, которая потом может преобразиться в пожар. Завершающим этапом является решение противоречий. Когда поставлена задача, например: идет дождь, что нужно сделать? Найдено противоречие: взять зонт, но он слишком большой и не помещается в рюкзак. Остается только сделать логичный вывод: следует взять складной зонт, который и от дождя защитит, и в сумку отлично поместится.

С целью развития психических процессов каждого ребенка с использованием основного вида деятельности дошкольника – игра, я приняла решение использовать игры ТРИЗ технологии на занятиях по обучению грамоте и в режимных моментах с помощью дидактических игр.

Главное слово – подготовка, то есть наличие у ребенка готовности к обучению в школе. Задачи моей работы: развитие гибкости, подвижности и системности мышления, произвольного внимания, умения слушать и слышать друг друга, работать в паре, команде, навыков самостоятельной деятельности. Составляется картотека игр и упражнений с использованием приемов ТРИЗ для формирования механизмов языковой ориентировки на различных уровнях языка.

Игры были подобраны в соответствии с задачами по подготовке детей к обучению грамоте.

Для решения задачи : формирование у детей умения производить анализ слов с различной звуковой структурой, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова. Были применены следующие игры:

«Горячий мяч». Игроки делятся на две команды и выстраиваются в шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок в одном из рядов получает мяч. Он произносит начало слова, например «мы-», и бросает мяч игроку, стоящему напротив, а сам бежит в конец ряда. Тот ловит мяч, произносит окончание слова, например «-ши», передает мяч своему соседу в шеренге и тоже бежит в конец. Следующий игрок снова произносит начало слова и т. д. Если игрок не может составить слово, то он передает мяч соседу и выходит из игры. Побеждает команда, в которой к концу игры останется больше игроков.

• Игра «Какое слово получилось?». Взрослый произносит звуки слова не последовательно, а ребёнок говорит, какое слово получилось (И, Н,О,К – кино)

• Игра «Беру тебя в мои друзья» - Берем предметные картинки: по две картинки на одинаковый звук (медведь-мак, рыба-ракета, собака-санки и т. д.)

Упражняя детей в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности использовали игровые упражнения:

«Распутай слова». Из запутанных слов нужно составить предложения. Например:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

«Новые истории». На каждую букву слово придумать новые слова, чтобы получилось предложение. Например: КОЖА – купила Оля желтый ананас

Для знакомства детей с буквами, упражняя читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов предлагали игровые упражнения, такие как: 7 слайд

«Буквы заблудились». Составить слово из букв, стоящих в неправильном порядке: ОМСЛА-МАСЛО

«Прочитай наоборот». ЛОТС – СТОЛ, ТНИВ – ВИНТ, АЗОК – КОЗА.

Применение игр ТРИЗ технологии в работе по обучению грамоте способствует воспитанию ребёнка творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамотеДидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 ноября 2024 в 21:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ТРИЗ технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Плешкова (УИ 2071297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 января 2025 суббота
05 января 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД