Татьяна Востроилова
ТРИЗ-технологии в развитии речи дошкольников
Богатство речи — это важнейший показатель уровня развития умственных способностей ребенка. Через свой родной язык он погружается в жизнь людей, которые его окружают. Чем четче и выразительнее его речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем глубже и богаче способность познавать реальность. Чем совершеннее речь ребенка, тем правильнее будут складываться его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Очевидно, что поиск средств взаимодействия с дошкольниками обязателен для того, чтобы воспитать талантливого человека, который может мыслить нестандартно, смотреть на окружающий его мир. Такими средствами взаимодействия по праву можно считать инновационные технологии, которые являются необходимым условием в работе педагога в сфере дошкольного образования. Одной из таких технологий являются ТРИЗ-технологии. ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач.
Публикация «ТРИЗ-технологии в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Развитию речи дошкольника при использовании упрощенных методов ТРИЗ способствует : – активизация познавательной активности детей; – создание мотивационных установок для проявления творчества; – создание условий для развития образной стороны детской речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики словами, имеющими переносное значение, синонимами и антонимами); – повышение эффективности овладения всеми языковыми инструментами.
Речевое развитие детей не ограничено рамками специально организованной деятельности, именно поэтому элементы ТРИЗ-технологии можно использовать в свободной деятельности детей, тем самым стимулируя их речь. Когда ребенок задает вопрос, мы можем спросить: «А как ты сам думаешь?», «Давай порассуждаем вместе?». Используя наводящие вопросы, мы подводим ребенка на правильный ответ, который ему удалось самому найти. Находясь на прогулке, мы можем использовать метод фантазирования, например, «оживить» какую-либо природную стихи, изменить законы природы и т. д. Оживим снег: кто его мама? Как думаешь, есть ли у снега друзья? Какой по характеру снег? В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика мышления.
Технология ТРИЗ предлагает педагогам в своей работе использовать модели составления загадок. Дети получают радость от речевого творчества.
Развитие выразительности речи с помощью создания образных характеристик объекта:
1. Этап первый (с трёх лет) – создание сравнений по цвету, форме, действиям (лисичка рыжая, такая же, как Антошка в детской песенке). Однако в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми.
2. Этап второй (4–5 лет) — составление собственных загадок в соответствии с разработанными моделями в виде табличек с вопросами. Например, предложенный объект — солнце. Дети последовательно отвечают на вопросы, педагог заполняет таблицу, вписывая характеристики (цвет, форма, действие) : какое? – жёлтое, круглое, согревающее; что бывает таким же? – цыплёнок, шарик, печка. Далее дети получают задание назвать признаки объектов: пушистый цыплёнок, воздушный шарик, тёплая печка. После заполнения таблицы, педагог просит детей попытаться составить загадку, вставляя между словосочетаниями связки «Как» или «Но не». Ребята работают как индивидуально, так и в сотрудничестве друг с другом. Финальный вариант загадки про солнце: «Жёлтое, как пушистый цыплёнок; круглое, как воздушный шарик, согревающее, но не тёплая печка».
3. Обучение составлению метафор (шесть-семь лет) – предлагается освоить простейший алгоритм самостоятельного придумывания метафорической фразы. Например, сначала выбирается объект (звёзды, о котором будет составлено предложение, определяется свойство (яркие, затем подбирается объект со схожим признаком (горящие угольки, указывается место (ночное небо, наконец составляется предложение (Ночное небо ярко засверкало горящими угольками).
В работе по ТРИЗ-технологиям по развитию речи используются различные методы и приемы. Вот некоторые из них:
«Поиск аналогов» -необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, похожих на него в различных существенных отношениях. Например, мяч-яблоко (форма, заяц (действие-прыжки, колесо (из резины) и т. д.
«Противоположности» -необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, которые ему противоположны. Например, снег-огонь (холодный-горячий, уголь-мел (белый-черный, металл-пух (тяжелый-легкий) и т. д.
«Подбери слова» : Лес-охотник, волк, деревья, кусты, тропинка. Город-автомобили, дома, магазины, улицы и т. д.
Методы ТРИЗ могут также использоваться в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой.
– «Сказка наизнанку» -игра состоит в «перевирании» сказки или выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Для этого нужно вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер ее героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.
Например: Красная шапочка злая, а волк добрый.
– «Коллаж из сказок». Сочинение новой сказки на основе уже известных детям сказок (творческая совместная работа детей и воспитателя).
– «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке», новые черты в характере у старика и старухи: решительность, доброта и отзывчивость. Старик не выполнил последнее повеление старухи, а попросил у рыбки, чтобы старуха стала доброй и отзывчивой. Использование этого приема вызывает у детей желание придумывать новые действия. Они начинают использовать различные предметы, чтобы создать свою сказку.
– «Спасательные ситуации в сказках». Познакомившись с русской народной сказкой «Снегурочка», ребятам можно предложить найти варианты спасения Снегурочки, способы помощи главной героине. Предложенные варианты могут быть самыми разнообразными (позвать Дедушку Мороза, чтобы он помог Снегурочке из облачка вновь превратиться в девочку или придумать новый конец, в котором Снегурочка превращается в Солнечную девочку, таким образом, не растаяв от огня).
Сочинение стихов
Составление рифмованных текстов — учёные пришли к выводу, что дети уже с трёх лет имеют природную потребность в такой словесной игре, как стихосложение. ТРИЗ предлагает использовать жанр весёлой нелепицы, пятистрочного стихотворения, которое получило своё одноимённое название от ирландского городка Лимерик. Пример стихотворения в жанре лимерик:
Что было бы, если бы певунья-птичка
Была не такой красивой, как синичка,
То за жуком бы она не бежала,
И долго потом на траве не лежала?
Лучше пусть бы она в небесах полетала.
Кроме того, сочинительство рифмованных текстов можно представить в форме забавных творческих игр, которые потребуют от воспитателя небольшой предварительной подготовки:
• «Рифмованные картинки» — педагог подбирает пары картинок, изображающих объекты, названия которых составляют простую рифму, затем показывает одну из картинок и просит подобрать парную.
• «Подбери словечко» — дети учатся подбирать рифму к предложенному слову.
• «Дразнилка» — дети видоизменяют слова-характеристики с помощью уменьшительных суффиксов и будто «дразнят» предметы (кепка-укрывалка, зонтик-потерялка и т. д.).
Составление творческих реалистических и фантастических рассказов по картинке
Возможные варианты и приё мы:
• игры «Подзорная труба», «Охотники за подробностями», которые помогают сконцентрировать внимание детей на объекте и подчеркнуть все его важнейшие детали и характеристики;
• «Ищу друзей», «Объединялки» — нацеливают детей на установление связей между объектами;
• подбор метафор, образных словесных сравнений, перемещение объекта в прошлое или будущее;
• приём эмпатии — перевоплощение в героя, «вживание» в его эмоциональное состояние и рассказ от его имени, передача черт характера с помощью мимики и жестов.
Составление текстов сказочного типа
Пересказ и изменение известного сказочного сюжета. Игры и упражнения, являющиеся своеобразной творческой и интеллектуальной разминкой при подготовке детей:
• «Назови имя героя» : педагог обозначает какой-либо обобщающий признак или характеристику, а дети называют конкретных сказочных персонажей. Пример: Вспомните сказочных героинь-девочек. (Красная Шапочка, Золушка, Мальвина, Герда, Алёнушка и т. д.).
• «Действия сказочного персонажа» : педагог называет сказочного героя, например, Машеньку из сказки «Гуси-лебеди» и просит назвать все действия девочки. По условиям игры использовать можно только глаголы (не послушалась, побежала, гуляла, забыла, спасала, помогала). Затем воспитатель предлагает вспомнить героев других сказок, которые выполняли бы подобные действия.
• «Чудеса волшебника» : игра построена на методе типового приёма фантазирования. Педагог предлагает представить себя волшебниками и рассказать, каким необыкновенным свойством они наделили обычные предметы, затем дать оценку практической значимости чудодейственных сил, пояснить, почему волшебство бывает добрым, а бывает и злым. Пример: птичка в заколдованном лесу встречается с Волшебником Оледенения, теперь всё к чему она прикоснётся, превращается в ледяную глыбу. Плохо, если она сядет на ветку дерева и хорошо, если остановит злого охотника.
• «Там, на неведомых дорожках…» : игра основана на пересечении объекта и места. Педагог работает с карточками, изображающими героев и место, где будет разворачиваться сюжет. Пример: Алёнушка попала в Кощеево царство. Как она будет спасаться? Кто поможет ей?
• Сказки описательного жанра. Сказочная история разворачивается в соответствии с традициями сюжетной линии: герой растёт, проявляет необычные способности и таланты, в зрелом возрасте сталкивается с тяжело преодолимыми обстоятельствами, побеждает колдовство, возвращает свою жизненную силу.
• Сказки с ярко выраженным конфликтом добра и зла, третьей действующей силой является волшебный предмет или слово, заклинание со сверхъестественными возможностями.
Также важным условием речевого развития является развивающая речевая среда. Наличие дидактических игр, детской художественной литературы, в том числе и познавательного характера, различных видов театра, книжек («Книжки малышки», которые дети сами сделали, картинок на разные темы: это могут быть просто распечатанные картинки или вырезанные из старых журналов, такая своеобразная коробочка с «чудесными картинками». Поэтому необходимо создавать условия для практического экспериментирования, развития инициативности и любознательности и у детей.