МААМ-картинки

ТРИЗ-технологии для развития творческого мышления в процессе театрально-игровой деятельности дошкольников (1 фото)

Жанна Костоусова
ТРИЗ-технологии для развития творческого мышления в процессе театрально-игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Без сомнения театрализация является наиболее действенным методом обучения. И вы знаете, что намного проще подготовить обычное развлечение для детей, нежели поставить маленький спектакль. Точно также и воспитателям, намного проще просто выучить пару четверостиший с детьми, чем текст роли.

Тогда для чего мы с упорством, каждый год стараемся подготовить наше театральное действо. А все очень просто. Нам необходимо подвести ребят к выходу из детского сада подготовленными к школе. Что значит быть подготовленным? Это не только знать цифры и буквы. Это целый комплекс знаний и умений физических, социальных, художественно-эстетических, речевых, познавательных. Все эти требования к развитию личности ребенка указаны в ФГОС, согласно которому мы и действуем.

Публикация «ТРИЗ-технологии для развития творческого мышления в процессе театрально-игровой деятельности дошкольников» размещена в разделах

Где можно собрать вместе все пять областей развития. Естественно в игровой деятельности. Какая форма игровой деятельности самая эффективная? Конечно театрализация. Причем театрализация достаточно легко осваивается детьми, но подготовка и ее реализация очень сложна для педагога. Педагог обязан предусмотреть, не только личные качества и способности ребенка, но и определить для каждого индивидуальную цель, которую должен достигнуть каждый ребенок. Не забывая, при этом, все пять развивающих задач образования. В программе «От рождения до школы», на базе которой мы действуем, красной нитью проходит мысль, что основой любого вида деятельности является творческое мышление.

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта». (Г. С. Альтшуллер)

Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — развитие творческого потенциала ребёнка.

Итак, стараясь развить наших детей творчески, я выбрала театрализацию. Но с использований ТРИЗ технологий. Весь 2019 учебный год занималась дополнительно с детьми именно таким образом.

Занятие по технологии ТРИЗ проводится в таких же временных рамках (15 минут — младшая группа, 20 минут — средняя, 25–30 минут — старшая и подготовительная, что и традиционное и по аналогичной структуре, но наполнение этапов отличается специфическими заданиями и упражнениями, соответствующими логике решения изобретательских задач. Проводятся в свободное от основных занятий время, чаще всего во второй половине дня.

Просто выучить текст пьесы и «натаскать» детей, где стоять, как говорить, как интонировать, не объясняя для чего все это, мало. Дети превращаются в маленьких роботов, которые стараются понравиться взрослым, с точностью выполняя действия, которые им часто даже не понятны. Сказали, стой здесь, стою. Сказали, говори с выражением, говорю. И т. д. Никакой пользы от такой деятельности нет. Ну, разве, что «раскачка» памяти.

С чего начинается любое театральное действо. Со сценария. Могут ли быть дошкольники сценаристами. Как показала практика – могут.

Воспользовавшись методом каталога, мы с детьми выбрали образы неживого. Совершенно случайно ими оказались деревья. Пришлось провести несколько комплексных занятий на темы: Деревья – живое богатство планеты. Изучение деревьев Урала. Пришлось воспользоваться методом системного анализа и одним из его приемов «Волшебный экран».

Затем, при помощи метода мозгового штурма, мы с детьми взялись за составление сценария. Естественно, руководствуясь тремя этапами метода. Для начала, решили какие деревья из всего многообразия мы выбираем. Роль, какого дерева будет играть каждый. И чья роль ведущая.

После этого, приступили к разработке характеров. Тут нам помог метод синектики, в частности прием эмпатии. Так как этюды на характерность живого мы уже освоили в начале года, то в середине года замахнулись на характерность неживого. Как известно, прием эмпатии появился на свет из системы К. С. Станиславского, точнее из его труда «Тренинг и муштра». Ребята с удовольствием приняли новые правила игры. Что интересно, характеры их героев (которые они сами определили, как по волшебству совпали с их собственными характерами. (= елка – девочка сама по себе с очень колким и независимым характером, ива - меланхоличная и плаксивая барышня, дуб – мужественный и брутальный и т. д.)

Определив характеры, ребята придумали сюжет в котором были завязка, конфликт и развязка. Занятие по разработке костюмов проходило очень весело. Идей было великое множество. Выбрали практичные и реальные варианты. В изготовлении помогали все: родители, старшие братья и сестры. Заразились вирусом творчества все, кто имел хоть малейшую причастность к нашим работам.

Для того, чтобы эстетично показать конфликт, дети предложили танец – ссору. Мне лишь понадобилось подобрать музыку и чуть-чуть помочь с постановкой. В основном хореографами были сами дети. Что интересно, они сами следили за тем, чтобы слова были выучены у всех. Репетировали с увлечением в свободные минуты.

Посмотрите, что у нас получилось в результате.

ОДНАЖДЫ В ЛЕСУ.

Деревья выходят под музыку.

Дуб: Я собрал вас, друзья, вот по какому поводу. В нашем лесу орудуют гусеницы. Все листочки обгрызают, всю кору объедают. Что же нам делать?

Ель: Предлагаю позвать птиц. Они гусеницами питаются.

Черемуха: Правильно! Пусть они всех гусениц съедят.

Береза: Да, да. Они нам помогут.

Дуб: Решено. Будем приглашать птиц. Вот только где они будут жить?

Ива: Я, конечно, не настаиваю, но возможно на моих веточках им будет уютно. Да и вода от меня близко, пить удобно.

Ель: Как же! Пить удобно! Птенчики вылупятся, бултых в воду и утонут.

Ива: Почему же сразу, утонут? Вовсе даже нет.

Ель: А ветки-то у тебя как растут. Все вниз, словно горка скользкая. Обязательно птенцы в речку съедут. То ли дело у меня.

Ива: А что у тебя?

Ель: У меня же иголки. Птицы в них спрячутся, ни один хищник их не достанет. Да и растут мои ветки вверх.

Береза: Что ты! Что ты! Да птички себе все крылышки исколют о твои иголки. Ты же их все время топорщишь. Пусть птицы у меня живут. Я самая красивая в лесу. Ствол белый,

Ель: (Перебивая) Полосатый.

Береза: Ветки тонкие, нежные, в сережках.

Ель: (Перебивая) Тоже мне сережки. Вот у меня сережки… Шишки!

Береза: Про меня люди песни поют, из веточек девушки венки плетут, даже танец «Березка» есть.

Ель: Про меня тоже песни есть. (Начинает петь «В лесу родилась елочка»).

Черемуха: Ой, ёй, ёй. Тоже мне красавицы нашлись. Самая красивая в лесу – я! У меня самые красивые и душистые цветы, словно парфюм французский. А ягод – огромное множество, все наедятся.

Ива: Ох, чувствую, как птенчики твоими ягодами наедятся. Набьют оскомину в клювике, да еще и животики разболятся от твоих косточек.

Кедр: Надо птичек ко мне поселить. Я самый старший, самый мудрый. Буду птенцов уму-разуму учить. Да и от орешков кедровых никто не откажется.

Дуб: Что ты говоришь, Братец Кедр? Твои орешки расклевать только птица Клёст может. Вот у меня пташкам будет хорошо. У меня ветки длинные, листья широкие…

Яблоня: (Продолжая) желуди жесткие. Твои желуди только поросятам под силу разгрызть. А вот я, много детишек вырастила. Каждый год своими детками-яблочками всех радую – и птиц, и зверей и людей. Каждый год на своих веточках своих детишек качаю. И птичьих детишек вынянчу.

Осина: Ой, страшно мне. Ой, страшно мне. Яблоки огромные, упадут на птенчика и конец. Ой, страшно мне. Может птичек у меня поселить?

Яблоня: Ты же Осинка всего боишься.

Поднимается крик. («Ко, мне! Нет, ко мне!» И т. д.) Танец – скандал.

Рябина: Тихо! Тихо, братья и сестры мои! Мы же с вами одна семья. Сколько лет в лесу дружно живем. Никогда не ссорились. Расселим птиц по всему лесу и всем хорошо будет.

Ель: И верно. Я защищать буду.

Ива: А я напою.

Яблоня: Я покачаю,

Черемуха: Ароматом успокою.

Рябина: А я накормлю.

Кедр: А я уму-разуму научу.

Дуб: А я поиграю.

Береза: Чур, колыбельная от меня.

Ива: Самое главное, чтобы все птенчики были счастливы.

Вместе: Так нас наши мамы учат. С праздником дорогие мамы!

Ель: Ведь вы у нас самые веселые!

Ива: Самые нежные.

Яблоня: Самые ласковые.

Черемуха: Самые красивые.

Рябина: Самые щедрые.

Кедр: Самые мудрые.

Дуб: Самые сильные.

Осина: Самые трепетные.

Береза: Самые молодые.

Вместе: С праздником дорогие мамы!

Мы съездили на пасхальный фестиваль с этой постановкой.

ТРИЗ-технологии для развития творческого мышления в процессе театрально-игровой деятельности дошкольников

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.

ТРИЗ-педагогика требует от педагога серьёзной подготовки, искреннего желания помочь ребёнку самореализоваться и раскрыть творческий потенциал в рисовании, музицировании, решении логико-математических задач, трудовой деятельности или сочинении художественных произведений. Но результат того стоит!

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша в процессе развития логического мышления дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 "Светлячок" "БЛОКИ ДЬЕНЕША В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО.

Использование социо-игровой технологии в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия являются системой игр, в процессе которых дети исследуют.

Мастер-класс: «Применение игровой технологии в НОД для развития элементарных математических представлений у дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вам мастер-класс на тему: «Применение игровой технологии в НОД для развития элементарных.

Презентация «Развитие театрально-игровой деятельности дошкольников» Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить.

Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ (Круги Луллия) Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ «Круги Луллия» Как научить детей полноценно жить в динамичном мире? Такое возможно.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Одной из основных задач ФГОС ДО является развитие «…творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими.

Развитие творческого воображения дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности в процессе ручного труда Середа Елена Александровна, воспитатель, БДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №37» Цель: применение проектного метода обучения в.

Развитие интеллектуального, творческого потенциала дошкольников в театрально-творческой и эстетической деятельности Статья: «Развитие интеллектуального, творческого потенциала дошкольников в театрально – творческой и эстетической деятельности» Воспитатель.

Конспекты занятий по театрально-игровой деятельности дошкольников Тетрально-игровая деятельность Занятие 1 Цель. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Знакомить.

Условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности Процесс развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем отечественной педагогики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ-технологии для развития творческого мышления в процессе театрально-игровой деятельности дошкольников
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 13:02
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ТРИЗ-технологии для развития творческого мышления в процессе театрально-игровой деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Костоусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД