Жанна Костоусова
ТРИЗ-технологии для развития творческого мышления в процессе театрально-игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Без сомнения театрализация является наиболее действенным методом обучения. И вы знаете, что намного проще подготовить обычное развлечение для детей, нежели поставить маленький спектакль. Точно также и воспитателям, намного проще просто выучить пару четверостиший с детьми, чем текст роли.
Тогда для чего мы с упорством, каждый год стараемся подготовить наше театральное действо. А все очень просто. Нам необходимо подвести ребят к выходу из детского сада подготовленными к школе. Что значит быть подготовленным? Это не только знать цифры и буквы. Это целый комплекс знаний и умений физических, социальных, художественно-эстетических, речевых, познавательных. Все эти требования к развитию личности ребенка указаны в ФГОС, согласно которому мы и действуем.
Публикация «ТРИЗ-технологии для развития творческого мышления в процессе театрально-игровой деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Где можно собрать вместе все пять областей развития. Естественно в игровой деятельности. Какая форма игровой деятельности самая эффективная? Конечно театрализация. Причем театрализация достаточно легко осваивается детьми, но подготовка и ее реализация очень сложна для педагога. Педагог обязан предусмотреть, не только личные качества и способности ребенка, но и определить для каждого индивидуальную цель, которую должен достигнуть каждый ребенок. Не забывая, при этом, все пять развивающих задач образования. В программе «От рождения до школы», на базе которой мы действуем, красной нитью проходит мысль, что основой любого вида деятельности является творческое мышление.
«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта». (Г. С. Альтшуллер)
Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — развитие творческого потенциала ребёнка.
Итак, стараясь развить наших детей творчески, я выбрала театрализацию. Но с использований ТРИЗ технологий. Весь 2019 учебный год занималась дополнительно с детьми именно таким образом.
Занятие по технологии ТРИЗ проводится в таких же временных рамках (15 минут — младшая группа, 20 минут — средняя, 25–30 минут — старшая и подготовительная, что и традиционное и по аналогичной структуре, но наполнение этапов отличается специфическими заданиями и упражнениями, соответствующими логике решения изобретательских задач. Проводятся в свободное от основных занятий время, чаще всего во второй половине дня.
Просто выучить текст пьесы и «натаскать» детей, где стоять, как говорить, как интонировать, не объясняя для чего все это, мало. Дети превращаются в маленьких роботов, которые стараются понравиться взрослым, с точностью выполняя действия, которые им часто даже не понятны. Сказали, стой здесь, стою. Сказали, говори с выражением, говорю. И т. д. Никакой пользы от такой деятельности нет. Ну, разве, что «раскачка» памяти.
С чего начинается любое театральное действо. Со сценария. Могут ли быть дошкольники сценаристами. Как показала практика – могут.
Воспользовавшись методом каталога, мы с детьми выбрали образы неживого. Совершенно случайно ими оказались деревья. Пришлось провести несколько комплексных занятий на темы: Деревья – живое богатство планеты. Изучение деревьев Урала. Пришлось воспользоваться методом системного анализа и одним из его приемов «Волшебный экран».
Затем, при помощи метода мозгового штурма, мы с детьми взялись за составление сценария. Естественно, руководствуясь тремя этапами метода. Для начала, решили какие деревья из всего многообразия мы выбираем. Роль, какого дерева будет играть каждый. И чья роль ведущая.
После этого, приступили к разработке характеров. Тут нам помог метод синектики, в частности прием эмпатии. Так как этюды на характерность живого мы уже освоили в начале года, то в середине года замахнулись на характерность неживого. Как известно, прием эмпатии появился на свет из системы К. С. Станиславского, точнее из его труда «Тренинг и муштра». Ребята с удовольствием приняли новые правила игры. Что интересно, характеры их героев (которые они сами определили, как по волшебству совпали с их собственными характерами. (= елка – девочка сама по себе с очень колким и независимым характером, ива - меланхоличная и плаксивая барышня, дуб – мужественный и брутальный и т. д.)
Определив характеры, ребята придумали сюжет в котором были завязка, конфликт и развязка. Занятие по разработке костюмов проходило очень весело. Идей было великое множество. Выбрали практичные и реальные варианты. В изготовлении помогали все: родители, старшие братья и сестры. Заразились вирусом творчества все, кто имел хоть малейшую причастность к нашим работам.
Для того, чтобы эстетично показать конфликт, дети предложили танец – ссору. Мне лишь понадобилось подобрать музыку и чуть-чуть помочь с постановкой. В основном хореографами были сами дети. Что интересно, они сами следили за тем, чтобы слова были выучены у всех. Репетировали с увлечением в свободные минуты.
Посмотрите, что у нас получилось в результате.
ОДНАЖДЫ В ЛЕСУ.
Деревья выходят под музыку.
Дуб: Я собрал вас, друзья, вот по какому поводу. В нашем лесу орудуют гусеницы. Все листочки обгрызают, всю кору объедают. Что же нам делать?
Ель: Предлагаю позвать птиц. Они гусеницами питаются.
Черемуха: Правильно! Пусть они всех гусениц съедят.
Береза: Да, да. Они нам помогут.
Дуб: Решено. Будем приглашать птиц. Вот только где они будут жить?
Ива: Я, конечно, не настаиваю, но возможно на моих веточках им будет уютно. Да и вода от меня близко, пить удобно.
Ель: Как же! Пить удобно! Птенчики вылупятся, бултых в воду и утонут.
Ива: Почему же сразу, утонут? Вовсе даже нет.
Ель: А ветки-то у тебя как растут. Все вниз, словно горка скользкая. Обязательно птенцы в речку съедут. То ли дело у меня.
Ива: А что у тебя?
Ель: У меня же иголки. Птицы в них спрячутся, ни один хищник их не достанет. Да и растут мои ветки вверх.
Береза: Что ты! Что ты! Да птички себе все крылышки исколют о твои иголки. Ты же их все время топорщишь. Пусть птицы у меня живут. Я самая красивая в лесу. Ствол белый,
Ель: (Перебивая) Полосатый.
Береза: Ветки тонкие, нежные, в сережках.
Ель: (Перебивая) Тоже мне сережки. Вот у меня сережки… Шишки!
Береза: Про меня люди песни поют, из веточек девушки венки плетут, даже танец «Березка» есть.
Ель: Про меня тоже песни есть. (Начинает петь «В лесу родилась елочка»).
Черемуха: Ой, ёй, ёй. Тоже мне красавицы нашлись. Самая красивая в лесу – я! У меня самые красивые и душистые цветы, словно парфюм французский. А ягод – огромное множество, все наедятся.
Ива: Ох, чувствую, как птенчики твоими ягодами наедятся. Набьют оскомину в клювике, да еще и животики разболятся от твоих косточек.
Кедр: Надо птичек ко мне поселить. Я самый старший, самый мудрый. Буду птенцов уму-разуму учить. Да и от орешков кедровых никто не откажется.
Дуб: Что ты говоришь, Братец Кедр? Твои орешки расклевать только птица Клёст может. Вот у меня пташкам будет хорошо. У меня ветки длинные, листья широкие…
Яблоня: (Продолжая) желуди жесткие. Твои желуди только поросятам под силу разгрызть. А вот я, много детишек вырастила. Каждый год своими детками-яблочками всех радую – и птиц, и зверей и людей. Каждый год на своих веточках своих детишек качаю. И птичьих детишек вынянчу.
Осина: Ой, страшно мне. Ой, страшно мне. Яблоки огромные, упадут на птенчика и конец. Ой, страшно мне. Может птичек у меня поселить?
Яблоня: Ты же Осинка всего боишься.
Поднимается крик. («Ко, мне! Нет, ко мне!» И т. д.) Танец – скандал.
Рябина: Тихо! Тихо, братья и сестры мои! Мы же с вами одна семья. Сколько лет в лесу дружно живем. Никогда не ссорились. Расселим птиц по всему лесу и всем хорошо будет.
Ель: И верно. Я защищать буду.
Ива: А я напою.
Яблоня: Я покачаю,
Черемуха: Ароматом успокою.
Рябина: А я накормлю.
Кедр: А я уму-разуму научу.
Дуб: А я поиграю.
Береза: Чур, колыбельная от меня.
Ива: Самое главное, чтобы все птенчики были счастливы.
Вместе: Так нас наши мамы учат. С праздником дорогие мамы!
Ель: Ведь вы у нас самые веселые!
Ива: Самые нежные.
Яблоня: Самые ласковые.
Черемуха: Самые красивые.
Рябина: Самые щедрые.
Кедр: Самые мудрые.
Дуб: Самые сильные.
Осина: Самые трепетные.
Береза: Самые молодые.
Вместе: С праздником дорогие мамы!
Мы съездили на пасхальный фестиваль с этой постановкой.
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
ТРИЗ-педагогика требует от педагога серьёзной подготовки, искреннего желания помочь ребёнку самореализоваться и раскрыть творческий потенциал в рисовании, музицировании, решении логико-математических задач, трудовой деятельности или сочинении художественных произведений. Но результат того стоит!