Елена Богомазова
Развитие творческого воображения дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности в процессе ручного труда
▼ Скачать + Заказать документы
Середа Елена Александровна, воспитатель, БДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №37»
Цель: применение проектного метода обучения в процессе ручного труда для развития у старших дошкольников творческого воображения.
Ключевые слова: творческое воображение, старшие дошкольники, ручной труд, проектная деятельность (проект, исследовательская деятельность.
Публикация «Развитие творческого воображения дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности в процессе ручного труда» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2019
Аннотация: Статья посвящена значению проектной деятельности в развитии творческого воображения дошкольников. О возможности применения проектов в процессе обучения детей ручному труду. Содержаться рекомендации педагогам по организации работы по ручному труду с помощью метода проектов.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
С раннего возраста дети приобретают знания и сведения об окружающих предметах, расширяют свой кругозор, осваивают предметное окружение в его изменении, движении, развитии – всё это является неотъемлемой частью развития творческих способностей. Целенаправленно выполняемая ребенком деятельность, освоенная на уровне самостоятельности и творчества («Лесенки успеха» Н. М. Крылова) – это поле для развития его творческих способностей под руководством взрослого. Автор программы и технологии Н. М. Крылова «Детский сад - Дом Радости» дает такое определение творчеству : «Творчество – это форма, в которой деятельность из предмета познания превращается для ребенка в форму самовыражения, реализации им своей индивидуальности».
В процессе моей ежедневной деятельности, я выявила, что большое количество детей на занятиях по продуктивным видам деятельности и творческому рассказыванию не включают собственное воображение и руководствуются заданным образцом. Как человек творческий, я решила работать над этой проблемой.
Стремлению детей что-то придумывать, видоизменять предметы, овладевать навыками творческо–преобразовательной деятельности способствуют занятия ручным трудом – это изготовление поделок из бросового и природного материала, работа с тканью, нитками, древесиной, вышивка, вязание, шитьё.
На первом этапе опытной деятельности определила и уточнила возможности детей по критериям: умение планировать свою деятельность (от задумки до результата и самооценки); умение комбинировать знакомые материалы в новом сочетании; создавать яркие образы; умение замечать скрытые возможности вещей для их использования по другому назначению и реализовывать эти возможности.
Проведенная диагностика показала, что уровень творческого воображения детей действительно низок (высокий уровень–11%, средний – 48%, низкий – 41%, было выявлено, что дети умеют планировать свою деятельность, умеют работать со знакомыми материалами в отдельности, но затрудняются комбинировать их. Но главная трудность состояла в том, что дети не умели замечать скрытые возможности вещей для их преобразования.
На основе этого определила цель: развивать творческое воображение детей на основе умения замечать скрытые возможности вещей для их преобразования посредством ручного труда.
Исходя из цели, поставила следующие задачи:
• Научить изготавливать оригинальные поделки из различных материалов;
• содействовать реализации детьми своих творческих замыслов;
• побуждать интерес к творчеству.
Формы работы с детьми определила следующие:
• Индивидуальные занятия.
• Фронтальные занятия.
• Целевые прогулки.
• Выставки детских работ.
• Выставки совместных работ детей, родителей и педагогов.
• Опытно – исследовательская работа.
• Моделирование.
• Дидактические игры, загадки.
На первом этапе главную роль отводила индивидуальной работе с детьми. Суть индивидуального подхода – помочь дошкольнику раскрыть для себя самого и для окружающих то особенное, свое, что в нем скрыто. На первом этапе определила склонности каждого ребенка, его предпочтения – с чем каждый ребенок стремится работать. Индивидуальный труд способствовал развитию воображения, фантазии, помог выразить ребенку свое видение мира, цветовое восприятие, воплотить свои фантазии в поделке, игрушке. Воображение развивала не только в процессе изготовления, но и в процессе придумывания названия картине или поделки.
Продолжила работу по накоплению у детей знаний особенностей, свойств материалов, а также навыков и умений работы с ними. Для этой цели проводилась опытно – экспериментальная деятельность в ходе, которой дети начали проявлять творчество уже в процессе практического познания: высказывают догадки, выдвигают гипотезы, накопили «багаж» исследовательских умений.
Для активизации воображения детей использовала такой прием как запись творческого рассказа : ребенку предлагалась вещь, и надо было придумать, что из нее можно сделать, как использовать по-новому и записать рассказ. Впоследствии на фронтальном занятии рассказы зачитывались, и дети видели, как много разного может получиться из одной и той же вещи.
С помощью родителей проводились целевые прогулки в парк, находящийся неподалёку от детского сада. Целью этих прогулок было собрать как можно больше материала для изготовления поделок. Дети находили камешки, шишки, листья, коряги и сразу придумывали как можно больше образов, которые можно создать из этого разнообразия. Это занятие так увлекло их, что выезжая с родителями на дачу, в лес, на море дети и оттуда везли много интересных вещей. Бросовый материал также пополнялся с помощью детей и родителей. Теперь дети не выбрасывали коробочки, бутылочки, лоскутки, обрезки ниток, проволоки, крышечки и многое другое, все несли в детский сад и тут уже преобразовывали.
В ходе этого этапа, использовалась такая форма работы, предложенная в технологии как приглашение родителей в группу со «своим» делом, это когда родители приходят к детям и наглядно показывают, как создаются те или иные вещи своими руками.
Также на этом этапе закреплялось умение планировать свою деятельность на основе модели, предложенной Н. М. Крыловой.
На втором этапе на основе накопленных знаний и умений проводила фронтальные занятия, состоящие из пяти блоков. Каждый блок включал в себя 4-5 занятий по закреплению способов работы с тем или иным материалом.
1 блок – изготовление поделок из различных коробок.
2 блок – изготовление поделок из пластиковых бутылок и коробочек от шоколадных яиц.
3 блок – изготовление поделок из кусочков ткани, ниток.
4 блок – изготовление поделок из природного материала.
5 блок – формирование умения интегрировать различные материалы в одной коллективной работе.
В конце работы по каждому блоку устраивались выставки работ детей, педагогов и родителей, а также совместные работы, которые используются в оформлении интерьера группы и детского сада.
В ходе опытной деятельности систематически использовала дидактические игры на развитие воображения, загадки которые помогали скорректировать работу с детьми по данному направлению.
Для развития творческих способностей мне удалось создать в группе атмосферу увлекательной коллективной творческой деятельности. Участие детей в творчестве органично вплеталась в жизнь группы и каждую свободную минуту ребята посвящали этой работе. Она эффективно сочеталась с музыкальной и театрализованной деятельностью (дети создали множество персонажей для настольного театра).
По данным проведенной в конце года диагностики, можно сказать, что уровень развития творческого воображения значительно вырос. Высокий уровень теперь составлял 34%, средний – 62%, низкий 4%. При диагностике использовались те же критерии, что и в начале года.
Итогом моей работы стало то, что теперь дети не «зацикливались» на одном материале или образе, каждый находил свою изюминку, у детей появился любимый материал, и из него получалось множество поделок. Дети с удовольствием ищут новые материалы для работы, сами предлагают новые способы их обработки. Таким образом, благодаря формам, методам и приёмам, предложенным в Программе и Технологии «Детский сад – Дом радости» Н. М. Крыловой и моему творческому подходу, уровень развития творческого воображения дошкольников значительно повысился.