Папки-передвижки

Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ (Круги Луллия)

Олена Захаровна
Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ (Круги Луллия)
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ «Круги Луллия»

Как научить детей полноценно жить в динамичном мире? Такое возможно только при условии развития воображения как процесса являющегося неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не упирается на достаточно развитое воображение. Воображение развивается не само собой, а требует определенных условий, и прежде всего организации правильного педагогического руководства и выбора оптимальных методов.

Публикация «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ (Круги Луллия)» размещена в разделах

Целью работы стал поиск новых инновационных технологий. Это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и для обучения детей, по всем разделам программы.

Круги Луллия-чудесные кольца или загадочные круги. Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. И в нашем случае -это картон.

На стержень нанизывают несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку, все круги разделяются на одинаковое количество секторов. На них располагают картинки предметные, сюжетные или слова. Круги и стрелки свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах и объединить, казалось бы, не совместимые объекты.

Задается вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо будет расшифровать, подключив воображение.

Цель работы: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения; освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

Пособие позволяет решать задачи:

• Развивать познавательную активность; мелкую моторику и координацию движений рук;

• Формировать элементарные математические представления;

• Совершенствовать грамматически строй речи;

• Развивать внимание детей;

• Развивать навыки воображения;

Методические рекомендации;

• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4-х до 8-ми.

• Для работы с детьми с 4-го года жизни целесообразно брать два круга разного диаметра с 4-мя секторами на каждом.

• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.

• Дети с 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в котором используются 4 круга с 8 секторами на каждом.

Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике.

Применение метода способствует развитию творческого воображения, являясь мощным рычагом в развитии речи дошкольника, а также является эффективным средством развития связной речи, а именно обучению творческому рассказыванию. Дети не боятся фантазировать. Здесь есть место выдумке и творчеству. Такой методический прием является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

Детям нравится это пособие. Они с удовольствием комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. На начальных этапах работы лучше выбрать время свободное от занятий. Тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей).

Тренинг должен состоять из двух частей. 1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание-РЗ); 2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание-ФЗ).

Варианты кругов с картинками могут быть самыми разнообразными, в зависимости от того, какую ставите цель.

Например, игра:

1. На одном круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица …., на другом - их детеныши. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.

Задание: подумайте и скажите, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком? (кормить, согревать, гулять и т. д.).

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний. Например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна, и т. д., на меньшей по величине круге-изображение листьев этих деревьев, на третий-плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т. д, а на самый маленький круг-места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.).

2. На развитие воображения, фантазии и творчества.

Можно проводить 4 вида тренинга.

1-й тип: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

2-ой тип «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достоверно объясняют необычность их взаимодействия.

3-й тип «Придумай фантастическую историю или сказку». Объедение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

4-й тип «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребенка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у детей. В результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об окружающем мире; развивается творческое воображение и мышление; обогащается словарный запас. Формируется умение свободы в своих высказываниях, и решать проблемы самостоятельно.

Великие педагоги прошлого доказали:

«Обучение и воспитание идет во сто крат эффективнее, если затрагивает сокровенные уголки сердца ребенка и тесно связано с игрой и творчеством. Решая свои проблемы, малыш учится жить, а не только получает знания. Когда он творит, то растет в самом высоком смысле слова.»

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Круги Луллия»Дидактическое пособие «Круги Луллия» Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает.

Дидактическое пособие «Круги Луллия»Дидактическое пособие «Круги Луллия» Дидактическое пособие «Круги Луллия» Марина Мухаматшина. Цель: Обобщение знаний детей младшего возраста на определенную тему (овощи, фрукты,.

Дидактическое пособие «Круги Луллия»Дидактическое пособие «Круги Луллия» Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования.

Дидактическое пособие «Круги Луллия» для младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Круги Луллия» для младшего дошкольного возраста Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Придумал ее Генрих.

Игра «Круги Луллия» по взаимодействию родителей с детьмиИгра «Круги Луллия» по взаимодействию родителей с детьми Цель использования: развитие основных компонентов языковой системы: 1. Фонемотического восприятия 2. Звукового анализа 3. Грамматического строя.

Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников с помощью игрового пособия «Круги Луллия» Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.

Конспект ООД по ФЭМП «Необыкновенное путешествие с Колобком» с использованием игровой методики ТРИЗ технологии Круги Луллия Цель: Обобщение полученных знаний по ФЭМП. Задачи: Образовательные: Закрепить умение считать предметы в пределах 5, умение различать и.

Мастер-класс по изготовлению многофункциональной игры «Круги Луллия»Мастер-класс по изготовлению многофункциональной игры «Круги Луллия» Здравствуйте, уважаемые МААМовцы! Я хочу поделиться своим опытом по изготовлению развивающих игр своими руками. "Круги Луллия" - многофункциональная.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ-технологии» Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ технологии» Подготовила воспитатель.

Консультация «Кольца Луллия — волшебные круги» Кольца Луллия Цель: Реализация современных требований к организации образовательного процесса по ФГОС в дошкольном учреждении. Создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ (Круги Луллия)
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 15:03
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ (Круги Луллия)» (включая файлы) размещена пользователем Олена Захаровна (УИ 1361486) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД