Олена Захаровна
Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ (Круги Луллия)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ «Круги Луллия»
Как научить детей полноценно жить в динамичном мире? Такое возможно только при условии развития воображения как процесса являющегося неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не упирается на достаточно развитое воображение. Воображение развивается не само собой, а требует определенных условий, и прежде всего организации правильного педагогического руководства и выбора оптимальных методов.
Публикация «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ (Круги Луллия)» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Целью работы стал поиск новых инновационных технологий. Это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и для обучения детей, по всем разделам программы.
Круги Луллия-чудесные кольца или загадочные круги. Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. И в нашем случае -это картон.
На стержень нанизывают несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку, все круги разделяются на одинаковое количество секторов. На них располагают картинки предметные, сюжетные или слова. Круги и стрелки свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах и объединить, казалось бы, не совместимые объекты.
Задается вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо будет расшифровать, подключив воображение.
Цель работы: развитие внимания, навыков устной речи, мелкой моторики рук, воображения; освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Пособие позволяет решать задачи:
• Развивать познавательную активность; мелкую моторику и координацию движений рук;
• Формировать элементарные математические представления;
• Совершенствовать грамматически строй речи;
• Развивать внимание детей;
• Развивать навыки воображения;
Методические рекомендации;
• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4-х до 8-ми.
• Для работы с детьми с 4-го года жизни целесообразно брать два круга разного диаметра с 4-мя секторами на каждом.
• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.
• Дети с 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в котором используются 4 круга с 8 секторами на каждом.
Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике.
Применение метода способствует развитию творческого воображения, являясь мощным рычагом в развитии речи дошкольника, а также является эффективным средством развития связной речи, а именно обучению творческому рассказыванию. Дети не боятся фантазировать. Здесь есть место выдумке и творчеству. Такой методический прием является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.
Детям нравится это пособие. Они с удовольствием комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. На начальных этапах работы лучше выбрать время свободное от занятий. Тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппой детей).
Тренинг должен состоять из двух частей. 1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание-РЗ); 2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание-ФЗ).
Варианты кругов с картинками могут быть самыми разнообразными, в зависимости от того, какую ставите цель.
Например, игра:
1. На одном круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица …., на другом - их детеныши. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.
Задание: подумайте и скажите, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком? (кормить, согревать, гулять и т. д.).
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний. Например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна, и т. д., на меньшей по величине круге-изображение листьев этих деревьев, на третий-плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т. д, а на самый маленький круг-места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.).
2. На развитие воображения, фантазии и творчества.
Можно проводить 4 вида тренинга.
• 1-й тип: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
• 2-ой тип «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достоверно объясняют необычность их взаимодействия.
• 3-й тип «Придумай фантастическую историю или сказку». Объедение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
• 4-й тип «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребенка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у детей. В результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об окружающем мире; развивается творческое воображение и мышление; обогащается словарный запас. Формируется умение свободы в своих высказываниях, и решать проблемы самостоятельно.
Великие педагоги прошлого доказали:
«Обучение и воспитание идет во сто крат эффективнее, если затрагивает сокровенные уголки сердца ребенка и тесно связано с игрой и творчеством. Решая свои проблемы, малыш учится жить, а не только получает знания. Когда он творит, то растет в самом высоком смысле слова.»