ирина полеева
Мастер-класс: «Применение игровой технологии в НОД для развития элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вам мастер-класс на тему: «Применение игровой технологии в НОД для развития элементарных математических представлений у дошкольников».
Цель мастер-класса: расширять знания педагогов по использованию занимательного материала по ФЭМП в процессе НОД.
Публикация «Мастер-класс: „Применение игровой технологии в НОД для развития элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
Задачи - Познакомить педагогов с опытом работы по использованию занимательного материала по ФЭМП в работе с детьми дошкольного возраста. - Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования занимательных математических игр в педагогическом процессе. - Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию - Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Из личного опыта я знаю, что обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. То есть мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, и в процессе игры, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию.
Достоинство игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
По моему мнению, ФЭМП у детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Математические игры – это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений
Все игры можно разделить на несколько групп:
1. Игры с числами и цифрами 2. Игры путешествие во времени 3. Игры на ориентировки в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Поэтому для развития логического мышления использую задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданием начинаю с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей.
Также использую в работе с детьми различные виды словесных игр с использованием мяча: «Что длиннее» (носки короткие, а гольфы, платье длинное, а юбка., шорты короткие, а брюки.). На понятия высокий, низкий; широкий, узкий (дерево высокое, а куст, стул низкий, а шкаф., дверь узкая, а окно.) и. д.
Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми, это школа сотрудничества. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи.
Музыкальная пауза.
Уважаемы коллеги! Перед тем, как приступить к практической части нашего мастер-класса, я предлагаю физкультминутку. Для этого всем надо встать и образовать круг. Под музыку выполняем движения.
А теперь я предлагаю вам погрузиться в детство и немножко поиграть.
1. Игра «Собери цветочки»
Цель. Закрепить состав чисел 6, 8 ,10.
Оборудование. Лепестки с примерами на состав чисел, серединки с цифрами.
Методика проведения. Предлагаю собрать красивые цветы. На столах раскладываю серединки цветов, карточки-лепестки раздаю играющим. По сигналу надо найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает тот, кто правильно и быстро соберет свою ромашку.
2. Игра «Портрет»
Задачи. - Учить детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы. - Закрепить умение различать понятия величины: большой, чуть меньше и самый маленький. - Упражнять в умении различать геометрические фигуры. - Развивать навык ориентировки на листе.
Оборудование: «Волшебная коробка» с игрушками или картинками: котик, птичка, сова; наборы геометрических фигур: круг, овал, треугольник разной величины: большой, чуть меньше и самый маленький.
Методика проведения. Обращаю внимание на «волшебную коробку».
- Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из геометрических фигур. - Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно:
- На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг. - Кто получился?
3. Игра «Загадки и отгадки»
Задачи. - Развивать образное мышление, воображение. - Упражнять в умении выкладывать из счетных палочек предметы по схеме. Оборудование: счетные палочки и карты-схемы. Методика проведения. Читаю загадку и предлагаю из счетных палочек построить отгадку по карте-схеме или по личному замыслу.
По волнам дворец плывет, Закружу, заверчу, в небеса улечу.
На себе людей везет. (вертолет)
(корабль)
Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (рыбка)
4. Игра «Реши задачку»
Начнём с первого игрового задания «Вылепи цифру». Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите ответ.
1. Кто-то ночью старый стул Спинкой вниз перевернул. И теперь у нас в квартире Стал он цифрою. (4)
2. Эта циферка с секретом. И зимой, и жарким летом Различишь едва-едва, Где в ней ноги, голова. (8)
3. Цифру эту угадай-ка! Она большая зазнавайка. Единицу сложишь с двойкой, И получишь цифру. (3)
4. Как-то ночью под кусточком Грибы выросли опять Два грибочка, три грибочка. Сколько будет? Ровно. (пять)
5. Пять ворон на крышу сели, Две чуть позже прилетели Отвечайте быстро, смело Всего сколько прилетело?
5. Игра «Полминутки для шутки». Эта игра может служить динамической паузой. Задания. 1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (3)
2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (5)
3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (7)
4. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (4)
5. Сколько жучков, столько язычком щелчков. (6)
6. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (8)
6. Упражнения на развитие памяти
Ребенок – дошкольник как губка впитывает в себя информацию. В дошкольном возрасте им усваивается до 70% от всей информации, которую человек усваивает за всю жизнь.
Лев Толстой говорил: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Поэтому развитием памяти нужно начинать заниматься с раннего детства. Как вариант, я предлагаю вам такое упражнение.
Внимательно посмотрите на экран (на экране 8 предметных картинок, постарайтесь запомнить все предметы (15 сек).
– Какой из предметов на картинке красного цвета? (ведро) – Назовите картинки с изображением транспорта (самолет, машина) – Какой предмет изображен в нижнем ряду справа? (пирамидка) – Сколько всего предметов было? (8) .
7. Экспериментирование
С раннего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Мы забываем 80% того, что услышали, 50% от того что увидели, и лишь 20% - от того что делали сами (цитата Р. Эмерсон).
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам поэкспериментировать и получить новое знание:
– У меня три стакана наполовину наполненные водой. Используя лист бумаги, нужно установить третий стакан сверху между этими двумя (пирамида).
– Какой вариант предлагаете вы? – Давайте опробуем. – Как вы думаете, почему на листе не устоит стакан? (он не прочный). – Что можно сделать, чтобы увеличить прочность листа? (свернуть его) – Теперь он выдержит стакан? (нет) – Почему? (лист не достаточно жесткий) – Как можно увеличить жесткость листа? – Подумайте, что жестче сторона или грань листа? (грань) – А сможет ли стакан устоять на одной грани? (нет) – А что нужно сделать? (свернуть лист гармошкой) Вывод: на листе сложенном гармошкой стакан с водой будет стоять, лист не прогибается.
Только что, коллеги, мы с вами прошли по тому пути, по которому проходит ребенок во время решения проблемы. Деятельность детей во время экспериментирования базируется на уже имеющихся у него представлениях, перед ребенком возникает проблема, которую необходимо решить и мотив – для чего это нужно. Ребенок рассматривает все возможные пути решения проблемы, выбирает и апробирует оптимальное решение, вследствие чего получает новый опыт.
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна.
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.
И в заключении нашего мероприятия Притча от Шалвы Амонашвили Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
— Что ты тут делаешь, старик? — спросил прохожий.
— Жду тебя! — ответил старик. — Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
— Верно! — удивился прохожий.
— Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.
— Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? — удивился человек.
— Тогда не бери мальчика на воспитание! — сказал старик и направил взор к небу.
Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчика, а за ним — его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему.
— Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ… Видишь, какие крылья у него выросли! — гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
— А меня больше радуют твои пёрышки…
Благодарю за участие и внимание