Светлана Горбунова
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач ФГОС ДО является развитие «…творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…». Потребность в творческой деятельности, так же как и творческий потенциал есть у каждого ребенка, и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.
Публикация «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» размещена в разделах
Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Через театрализованную деятельность ребенок проявляет свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично. Кроме того театрализованная деятельность способствует становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ребенка и может включаться в любую детскую деятельность по всем направлениям развития.
Театрализованную деятельность организую с детьми, начиная со 2 младшей группы, для этого включаю в каждое занятие игры, направленные на развитие воображения, интонации, мимики, пантомимики и артикуляции: «Определи эмоции", "Свет мой зеркальце скажи", "Деревянные, стеклянные, тряпичные человечки", "Найди своё место", «Незаконченный рисунок», «Найди половинку", «Театр настроений», "Покажи жестом ".
Использую творческие игры упражнения, игры-имитации, игровые ситуации для обучения детей умению перевоплощаться в сказочных персонажей, животных, передавать особенности поведения людей, имитации действий, эмоций: "Медвежата", "Мокрые котята", «Грустный зайчик», "Мельница", «Солёный чай», «Страшный зверь» ,«Вкусные конфеты», «Сердитый дедушка», «Девочка с котенком», "Веселая рыбалка", "День рождения у мишки", "Играют зайки на лужайке", "Цирк зверей".
Игры и этюды-импровизации под музыку помогают детям с радостью создавать образы согласно темпу и настроению музыки: "Кружатся Снежинки", "Разноцветные бабочки", "Расцвёл, как цветок", "Надо съесть кашу, которая не нравится", "Ученый-изобретатель машины времени".
В процессе организации таких игровых упражнений обращаю внимание на применение жестикуляции, мимики, движений и средств выразительности : темп, ритм речи, особенности голоса, которые помогают передавать многообразие оттенков чувств (радость, обиду, удивление).
Использую костюмы, декорации, которые дети выбирают сами для своих игр. Каждый ребенок выражает характер героя по-своему, выражая свою индивидуальность и творческие способности. Даже самый пассивный ребенок после исполнения даже незначительной роли начинает проявлять активность, у него возникает радость творчества.
На индивидуальных занятиях проигрываем фрагменты русских народных и авторских сказок, песен, чтобы раскрыть индивидуальность каждого ребенка: "Теремок", "Колобок", "Как цыпленок голос искал".
При исполнении игр-инсценировок дети приобретают большую уверенность, а их движения - гибкость, выразительность и подвижность, вместе с родителями участвуют и в изготовлении атрибутов, костюмов подготовке декораций, оформления инсценировки или спектакля.
Дети при подготовке к показу спектакля получают возможность попробовать сыграть любой образ, который им понравился. Каждый ребенок по-своему отображает особенности характера героя, а обращая на это внимание, дети перенимают друг у друга мимику, жестикуляцию, ритм и темп речи, которые максимально выражают образ героя.
Совместно с детьми участвуем в подготовке к постановке. Дети самостоятельно выдвигают идеи, могут изменить начало или концовку известной сказки, придумать совершенно новые события, в которых оказывается герой, придумать и добавить новых персонажей. В результате таких действий возникает совершенно новый сценарий, образ, возникают новые возможности роли. Волшебство театра позволяет детям научиться преодолевать стереотипы мышления, разные комплексы и побудить их индивидуальные творческие способности : танцевальные, актерские, музыкальные, живописные, поэтические. В спектакле должны играть все дети из группы. Сначала эта роль будет незначительной, маленький, но она доставит ребенку невероятную радость от участия в коллективном творчестве и будет способствовать обогащать личный опыт ребенка, поможет самым робким и стеснительным детям преодолеть неуверенность в себе и робость.
Дети с удовольствием участвуют в спектакле, обсуждают, выбирают и изготавливают декорации, элементы костюмов; рисуют и придумывают афишу спектакля, разрабатывают пригласительные билеты.
Театр, будучи синтезом разных видов искусства: литературы, музыки, живописи, танца, предоставляет детям возможность проявить личные творческие способности в разных областях.
Готовые театральные постановки дети каждой группы показывают на общем мероприятии ДОУ «Театральная весна».