Петрулева Елена Владимировна
Условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности
Процесс развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем отечественной педагогики. В педагогическом процессе дошкольных образовательных организаций должно быть уделено более пристальное внимание решению задач развития коммуникативных навыков детей, к которым относятся: умение поддержать разговор, легкость установления контакта, умение договариваться и отстаивать свою точку зрения. Именно дошкольный возраст является определяющим в формировании основных структур личности и коммуникативных навыков в том числе.
Публикация «Условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
И. А. Емельянова трактует понятие «коммуникативные навыки» как способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно её передавая [2].
Анализ психолого-педагогической литературы и практики ДОО показал, что развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при определённых условиях.
По мнению Е. Г. Юдиной, Г. Б. Степановой и А. А. Максимовой и других немаловажным педагогическим условием развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности является формирование информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений через включение старших дошкольников в театрализованные игры [9].
О. Е. Смирнова так же считает, что важным условием развития коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности является их включение в совместные театрализованные игры[7].
О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова считают, что развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности должно осуществляться в рамках НОД, в процессе режимных моментов, а также через самостоятельную деятельность. Задача педагога – побудить детей к взаимодействию, сотрудничеству, продуктивному общению в ходе театрализованной деятельности и на любую тему [5].
Н. Ф. Сорокина одним из главных условий развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности считает создание театрализованного центра в предметно-развивающей среде группы детского сада. Автор указывает, что создание театрализованного центра позволит не только педагогу организовывать театрализованные игры и занятия для детей с целью развития у них коммуникативных навыков, но и обеспечит среду, где старшие дошкольники смогут самостоятельно организовать свою театральную деятельность [8].
О. В. Каява указывает, что с целью развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности при оформлении театрального уголка, педагогу необходимо учитывать интересы детей, их возраст, воспитательных задач. При этом целесообразно использовать все пространство группы, а место использования материалов не должно быть замкнуто местом его расположения, следовать принципу мобильности. С этой целью педагог может продумать и целесообразность возможного объединения других центров. Театральный центр О. В. Каява предлагает объединить в художественно-творческий центр, в который могут войти: театр, изо-деятельность, музыка. Кроме того, при построении театрализованного центра следует учитывать принцип сменяемости, что позволит обеспечить развивающий характер среды. Предметная среда в центре не должна восприниматься как нечто застывшее, стационарное [4].
Выполнение принципа сменяемости материала, возможно достичь, если учитывать: основные цели и задачи учебно-воспитательной работы на месяц; направление углубленной работы детского сада, группы; время года; тем занятий соответствующего цикла; интересы детей; состояния самого материала (изношенность, своевременность).
О. В. Каява отмечает, что театральный уголок для детей старшего дошкольного возраста должен обязательно включать следующие элементы: пальчиковый театр (этюды на руках); куклы-перевертыши (игры-перевоплощения); театр петрушек (игры-импровизации); куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках); куклы-марионетки (постановка этюдов); куклы с «живой» рукой (музыкально-пластические этюды); люди-куклы (музыкально-пластические этюды); тростевые куклы (постановка этюдов, сказок) [4].
Е. М. Алифанова рекомендует при построении театрализованного центра с целью развития коммуникативных навыков старших дошкольников включить так называемые «Волшебные вещи». Автор указывает, что такие «волшебные» атрибуты оживят театрализованную деятельность старших дошкольников, сделает ее более интересной и привлекательной: волшебные ларец, шкатулка; волшебный колпачок; волшебная дудочка [1].
В. С. Мухина отмечает, что включение дошкольников в совместные театрализованные игры способствует развитию коммуникативных навыков. Она отмечает, что дети, участвуя в подобных играх, преодолевают эмоциональный дискомфорт, связанный с проигрышем, без самообвинения и агрессии, сопереживают партнёру в случае его неудачи и радуются вместе с ним его успехам [6].
Е. Г. Юдина считает, что театрализованная игра будет способствовать развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, так как в процессе игры дети учатся разрешать конфликты, находят собственную позицию в общении с ровесниками, дают сами и получают со стороны партнёров поддержку, одобрение или недовольство. Принятие ребёнком различных ролей является очень значимой предпосылкой развития процессов понимания другого человека и даёт ему возможность опробовать различные способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль [9].
А. И. Каплан считает, что для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий :
1. Наличие рассказа и показа действий, составляющих отдельные элементы, а также произведение каждого из элементов в отдельности.
2. Использование игры, как самого близкого и понятного вида деятельности дошкольника.
3. Контроль, указания и поощрения, за правильно выполняемые действия, до тех пор, пока привычка не закрепится.
4. Единство требований, предъявляемых старшему дошкольнику, всеми воспитывающими ребенка взрослыми.
5. Последовательность, настойчивость и систематичность упражнения детей старшего дошкольного возраста в выполнении необходимых способов общения.
6. Задания, предлагаемые старшим дошкольникам, с целью развития у них коммуникативных навыков должны быть посильны, соответствовать возрастным возможностям и уровню развития каждого субъекта общения, а также учитывать тот факт, что, также как и привычки, навык формируются постепенно [3].
Использование театрализованных игр для развития коммуникативных навыков старших дошкольников способствует повышению мотивации детей старшего дошкольного возраста в овладении способами коммуникации. Данный вид игр представлен широким разнообразием режиссерских, драматизированных игр и т. п., что позволяет педагогу варьировать содержание учебно-воспитательного процесса, комплексно решать воспитательные и образовательные задачи, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, реализуя основные идеи личностно-ориентированного образования.
Список литературы
1. Алифанова Е. М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр : Дис.. канд. пед. наук: 13.00. 01: Волгоград. - 2001. - 164 c.
2. Емельянова И. А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: автореферат дис.. канд. пед. наук : 13.00. 03: Ур. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург. - 2015. - 22 с.
3. Каплан А. И. Развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности. – М. : Академия, 2015. - М. - 138 с.
4. Каява О. В. Театр и дети. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dou106.rybadm.ru/DswMedia/teatrannotaciya.pdf (дата обращения 26.02.2019)
5. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста // Детский сад : теория и практика. - 2012. - №6. -С. 96-103.
6. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество. - М. : Академия. - 2014. – 456 с.
7. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. -М. : Академия. – 2016. - 236 с.
8. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Играем в кукольный театр : Программа «Театр - Творчество - Дети» Развитие творческих способностей детей средствами средствами театрального искусства. - М. : АРКТИ. – 2002. – 96 с.
9. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 2015. - №9. – 23с.