Папки-передвижки

Консультация «ТРИЗ для руководителя»

Любовь Пачевская
Консультация «ТРИЗ для руководителя»
▼ Скачать + Заказать документы

ТРИЗ для руководителя

«Руководитель! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось…» — именно так можно перефразировать слова из известного стихотворения Александра Сергеевича Пушкина.

Новый руководитель – новые правила, но чтобы их применять, надо сначала узнать старые. Так обычно и происходит. Новый начальник присматривается к работникам, установленным законам и требованиям коллектива. Для руководителя изначально : «Каждый человек прекрасен, пока не докажет обратное».

Публикация «Консультация „ТРИЗ для руководителя“» размещена в разделах

Что делать, когда работник не так хорош, как показалось при знакомстве? Как быть, если человеку не доверяешь? Какие документы надо использовать в данной ситуации? Помочь может ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

ТРИЗ – мощная самодостаточная система, которая направлена на достижение основной цели - развитие нестандартного мышления, умения мыслить системно и использовать это в решении производственных задач, это становление творческой личности, способной понимать единство и противоречие происходящих процессов окружающего мира, решать свои проблемы и проблемы всего мира.

Задача руководителя с точки зрения ТРИЗ – помочь работникам самостоятельно придумать идею либо подтолкнуть их к принятию правильного решения в данной ситуации, незаметно «вложив» его в их головы. Практическая значимость опыта работы в системе ТРИЗ заключается в том, что он применим в повседневной практике любой организации и является средством повышения компетентности сотрудников в вопросах формирования креативного мышления.

Постоянное стремление учиться, открывать новые грани, совершенствоваться приводят руководителей к необходимости использовать достижения современных наук и практик, идти вперёд, осваивая новые технологии, нетрадиционные методы. Руководителю всегда нужно быть, как говорится, впереди планеты всей, чтобы в полной мере удовлетворять потребность в знаниях своих подчиненных. Недаром говорят: хочешь развивать, развивайся сам; хочешь быть интересным, интересуйся. Только творческий «нестандартный начальник» может окрылить подчиненных своим талантом, верой, теплом.

Есть мудрая пословица: «Сейте хлеб – это на годы, выращивайте лес – это на десятилетия, занимайтесь воспитанием – это на века!» Так вот и с коллективом надо придерживаться этой мудрости: воспитывайте сами свой коллектив!

Вся деятельность руководителя по своей сути является творческой. Интересующийся увлечённый начальник – это счастье для работников. Именно потому руководитель должен приложить все усилия, чтобы сотрудникам было с ним интересно, комфортно, чтобы рядом друг с другом хотелось работать, планировать, осуществлять задуманное.

Прекрасный руководитель, в целом хороший коллектив, но во многих организациях работают люди, которых давно необходимо уволить. Беда в том, что эти сотрудники продолжают посещать своё рабочее место и приносить ущерб в целом всему коллективу, при этом думая, что без них обойтись нельзя. Многие руководители пробовали “отсрочить” ситуацию увольнения, давали очередной шанс такому сотруднику и делали «в сотый раз последнее китайское предупреждение». Каждый руководитель надеялся, что после долгих бесед и объяснений подчинённый изменится. Но все тщетно.

Вот тут и приходит на помощь один из принципов ТРИЗ - максимальная универсальность. Коллектив хорош в целом, а вот «заблудившихся» придется убирать, чтобы сохранить этот коллектив хорошим. Суть максимальной универсальности в данном случае – использование приказов для исполнения «нерадивым» работником его должностных обязанностей.

Всем известно, что подписав должностную инструкцию, работник соглашается выполнять указанные в ней должностные обязанности. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей можно объявить выговор, а можно в приказе прописать выполнить эту должностную обязанность. В этом случае возникает двойственность трактовки данной ситуации. Во-первых, приказ подтверждает, что обязанность не выполнена. Во-вторых, за неисполнение приказа может быть объявлен уже второй выговор. Как говорится: «два в одном».

Пока руководитель не использует принцип объективности законов развития систем теории решения изобретательных задач, сотрудник думает, что он приносит пользу коллективу и всей, и поэтому все ему обязаны «по гроб жизни». Как только появляется приказ, работник начинает задумываться: «Почему меня заставляют это сделать? Зачем приказ, я и так знаю, что это надо сделать?» Чем больше подобных приказов, тем быстрее сотрудник поймет, что он не исполняет свои должностные обязанности, а значит, ему может грозить увольнение по статье.

Теперь оба понимают суть ситуации, и каждый готов к её разрешению. Таким образом, используя метод объективности законов развития систем, оба спокойно расходятся «как в море корабли» без особых обид и скандалов. Нервозность в коллективе пропадает, как только руководитель позволяет работнику уволиться по собственному желанию.

Часто в коллективе встречаются сотрудники, которые прекрасно справляются со своими обязанностями, могут успеть помочь другим, но при всем при этом они еще успевают плохо высказываться о коллегах, сталкивая их и разжигая скандалы. В этой ситуации поможет «избавиться» от такого работника (назовем его обидчик) принцип противоречия, когда вместо действия, диктуемого условиями, осуществляется «обратное логике» неожидаемое действие.

Руководитель на все указания сотрудников о том, что «обидчик» сталкивает их, высказывает свое мнение, что якобы люди недопоняли слова, что работник совсем другое имел в виду. Используя такие реплики, руководитель будет сглаживать конфликты и притуплять бдительность сотрудников, готовя положение о корпоративной этике, если его нет или в нем не указано о сохранении благоприятного психологического климата в коллективе. Руководитель сознательно показывает всем, что он принимает сторону «обидчика», поддерживает его, но в итоге… Как говорится в народной пословице: «Горбатого могила исправит», так и наш «герой» не сможет исправиться. Пару высказанных «черных» отзывов о коллегах и … «обидчик» свободен на все четыре стороны.

Вспомним очередной принцип ТРИЗ – принцип конкретности. Для кадровых работников известна технология, которая называется «найди и уволь их всех!». Она прекрасно используется для выявления сотрудников-вредителей, которые мешают эффективно работать всему коллективу. Главная цель работы руководителя – сделать так, чтобы в организации таких кандидатов на увольнение не было.

Уволился «заблудившийся», распрощались с «обидчиком», но работа не ладится. С виду все готовы работать, все стараются, эмоциональное состояние в коллективе прекрасное, почему не идет работа? Очень сложно руководителю быстро вычислить так называемого «подрывника».

Сотрудник, ведущий «подрывную» деятельность, убедительно кивает при приёме задания, уверяет, что все понятно, но выполнять его с должными параметрами и не собирается. «Подрывник» мастерски коверкает и «дорисовывает» условия задания так, что в итоге «виноватым» всегда остаётся руководитель, который якобы «неправильно» поставил задачу либо не указал важных условий и деталей. В лицо такой сотрудник всегда улыбается и частенько подхалимничает.

В этой ситуации встает вопрос: «А для чего в коллективе такой работник?» Мало того, что он всегда выставляет руководителя на посмешище (не так изложил задание, не смог толково объяснить, так он и не выполняет работу. За «подрывника» работают другие, но результат плачевный. Используем принцип конкретности: одинаковую задачу с учетом навыков и персональных качеств работников ставим сразу нескольким сотрудникам, среди которых и «подрывник». Немудрено, что «руководитель не так изложил задание, не смог толково объяснить» только «подрывнику», все остальные поняли и выполнили так, как требовалось. Здание давалось всем по приказу, а значит приказ «подрывник» не исполнил. Итог неисполнения приказа нам уже известен – увольнение.

Спасибо ТРИЗ! Как только организация очиститься от сотрудников, «отравляющих» коллектив, все оставшиеся сразу будут совершенно ясно понимать, какая участь им уготовлена, если они захотят «поднимать бунт» против руководителя и данной системы управления. Использование технологий ТРИЗ дают возможность руководителю умело овладеть информацией, критически её осмыслить и применять в решении производственных вопросов.

Литература

1. Альтшуллер, Генрих Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. - М. : Альпина Паблишер, 2014 г.

2. Баронене С. Расставаясь, остаться вместе // Business excellence = Деловое совершенство. - 2012. - N 5. - C.74-78.

3. Брагин А. Б. Трудовой договор: ключевые вопросы. М. : Волтерс Клювер, 2012

4. Горев, П. М. Научное творчество. Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приемы ТРИЗ / П. М. Горев. - М. : Либроком, 2014.

5. Зобин С. Члена профсоюза можно уволить! // Трудовое право. - 2012. - N 4. - С. 23-30.

6. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. - М. : МЦФЭР, 2014.

7. Конорев Р. Увольнение работника за хищение // Трудовое право. - 2012. - N 4.

8. Кукалев С. В. Правила творческого мышления или тайные пружины ТРИЗ. Учебное пособие, 2014 г.

9. Орлов, М. А. Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления / М. А. Орлов. - М. : Солон-Пресс, 2016.

10. Пчелкина Е. Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения, 2010 г.

11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.

Публикации по теме:

Консультация «Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, умеющие.

Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ по организации праздников» Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, педагогам). Содержит методическую информацию,.

Консультация для родителей «Играем вместе. Дидактические игры по методике ТРИЗ» Все родители хотят, чтобы их ребенок был «самым-самым»: самым умным, самым сообразительным, самым уверенным, самым успешным. Как же развивать.

Консультация для родителей по ТРИЗ технологии в изобразительной деятельности Консультация для родителей по ТРИЗ технологии. Для того чтобы успешно развивать творческие способности дошколят, родители должны знать, чем.

Консультация для родителей «ТРИЗ-игры для детей» Консультация для родителей «ТРИЗ-игры для детей В современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать.

Консультация для учителей-логопедов и воспитателей «Загадки дошколят (ТРИЗ)» КОНСУЛЬТАЦИЯ для учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп Загадки дошколят (ТРИЗ) Учитель-логопед, Чепурнова Надежда Викторовна.

Консультация для воспитателей «ТРИЗ — это не сложно!»Консультация для воспитателей «ТРИЗ — это не сложно!» Консультация для воспитателей на тему:«ТРИЗ – это не сложно!» или «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при подготовке и проведении праздника» МБДОУ «Д/с № 17 «Росинка» Консультация для пед. работников “Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при подготовке и.

Консультация музыкального руководителя для родителей «Музыкальные игрушки — скрытая угроза слуху ребенка» Консультация для родителей "Музыкальные игрушки- скрытая угроза слуху ребенка"О том, какое многообразие музыкальных игрушек окружает ребёнка.

Консультация для воспитателей «ТРИЗ-теория решения изобретательных задач» Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений.

Автор публикации:
Консультация «ТРИЗ для руководителя»
Опубликовано: 17 марта 2018 в 06:48
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «ТРИЗ для руководителя»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Пачевская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД