Любовь Пачевская
Консультация «ТРИЗ для руководителя»
▼ Скачать + Заказать документы
«Руководитель! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось…» — именно так можно перефразировать слова из известного стихотворения Александра Сергеевича Пушкина.
Новый руководитель – новые правила, но чтобы их применять, надо сначала узнать старые. Так обычно и происходит. Новый начальник присматривается к работникам, установленным законам и требованиям коллектива. Для руководителя изначально : «Каждый человек прекрасен, пока не докажет обратное».
Публикация «Консультация „ТРИЗ для руководителя“» размещена в разделах
Что делать, когда работник не так хорош, как показалось при знакомстве? Как быть, если человеку не доверяешь? Какие документы надо использовать в данной ситуации? Помочь может ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
ТРИЗ – мощная самодостаточная система, которая направлена на достижение основной цели - развитие нестандартного мышления, умения мыслить системно и использовать это в решении производственных задач, это становление творческой личности, способной понимать единство и противоречие происходящих процессов окружающего мира, решать свои проблемы и проблемы всего мира.
Задача руководителя с точки зрения ТРИЗ – помочь работникам самостоятельно придумать идею либо подтолкнуть их к принятию правильного решения в данной ситуации, незаметно «вложив» его в их головы. Практическая значимость опыта работы в системе ТРИЗ заключается в том, что он применим в повседневной практике любой организации и является средством повышения компетентности сотрудников в вопросах формирования креативного мышления.
Постоянное стремление учиться, открывать новые грани, совершенствоваться приводят руководителей к необходимости использовать достижения современных наук и практик, идти вперёд, осваивая новые технологии, нетрадиционные методы. Руководителю всегда нужно быть, как говорится, впереди планеты всей, чтобы в полной мере удовлетворять потребность в знаниях своих подчиненных. Недаром говорят: хочешь развивать, развивайся сам; хочешь быть интересным, интересуйся. Только творческий «нестандартный начальник» может окрылить подчиненных своим талантом, верой, теплом.
Есть мудрая пословица: «Сейте хлеб – это на годы, выращивайте лес – это на десятилетия, занимайтесь воспитанием – это на века!» Так вот и с коллективом надо придерживаться этой мудрости: воспитывайте сами свой коллектив!
Вся деятельность руководителя по своей сути является творческой. Интересующийся увлечённый начальник – это счастье для работников. Именно потому руководитель должен приложить все усилия, чтобы сотрудникам было с ним интересно, комфортно, чтобы рядом друг с другом хотелось работать, планировать, осуществлять задуманное.
Прекрасный руководитель, в целом хороший коллектив, но во многих организациях работают люди, которых давно необходимо уволить. Беда в том, что эти сотрудники продолжают посещать своё рабочее место и приносить ущерб в целом всему коллективу, при этом думая, что без них обойтись нельзя. Многие руководители пробовали “отсрочить” ситуацию увольнения, давали очередной шанс такому сотруднику и делали «в сотый раз последнее китайское предупреждение». Каждый руководитель надеялся, что после долгих бесед и объяснений подчинённый изменится. Но все тщетно.
Вот тут и приходит на помощь один из принципов ТРИЗ - максимальная универсальность. Коллектив хорош в целом, а вот «заблудившихся» придется убирать, чтобы сохранить этот коллектив хорошим. Суть максимальной универсальности в данном случае – использование приказов для исполнения «нерадивым» работником его должностных обязанностей.
Всем известно, что подписав должностную инструкцию, работник соглашается выполнять указанные в ней должностные обязанности. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей можно объявить выговор, а можно в приказе прописать выполнить эту должностную обязанность. В этом случае возникает двойственность трактовки данной ситуации. Во-первых, приказ подтверждает, что обязанность не выполнена. Во-вторых, за неисполнение приказа может быть объявлен уже второй выговор. Как говорится: «два в одном».
Пока руководитель не использует принцип объективности законов развития систем теории решения изобретательных задач, сотрудник думает, что он приносит пользу коллективу и всей, и поэтому все ему обязаны «по гроб жизни». Как только появляется приказ, работник начинает задумываться: «Почему меня заставляют это сделать? Зачем приказ, я и так знаю, что это надо сделать?» Чем больше подобных приказов, тем быстрее сотрудник поймет, что он не исполняет свои должностные обязанности, а значит, ему может грозить увольнение по статье.
Теперь оба понимают суть ситуации, и каждый готов к её разрешению. Таким образом, используя метод объективности законов развития систем, оба спокойно расходятся «как в море корабли» без особых обид и скандалов. Нервозность в коллективе пропадает, как только руководитель позволяет работнику уволиться по собственному желанию.
Часто в коллективе встречаются сотрудники, которые прекрасно справляются со своими обязанностями, могут успеть помочь другим, но при всем при этом они еще успевают плохо высказываться о коллегах, сталкивая их и разжигая скандалы. В этой ситуации поможет «избавиться» от такого работника (назовем его обидчик) принцип противоречия, когда вместо действия, диктуемого условиями, осуществляется «обратное логике» неожидаемое действие.
Руководитель на все указания сотрудников о том, что «обидчик» сталкивает их, высказывает свое мнение, что якобы люди недопоняли слова, что работник совсем другое имел в виду. Используя такие реплики, руководитель будет сглаживать конфликты и притуплять бдительность сотрудников, готовя положение о корпоративной этике, если его нет или в нем не указано о сохранении благоприятного психологического климата в коллективе. Руководитель сознательно показывает всем, что он принимает сторону «обидчика», поддерживает его, но в итоге… Как говорится в народной пословице: «Горбатого могила исправит», так и наш «герой» не сможет исправиться. Пару высказанных «черных» отзывов о коллегах и … «обидчик» свободен на все четыре стороны.
Вспомним очередной принцип ТРИЗ – принцип конкретности. Для кадровых работников известна технология, которая называется «найди и уволь их всех!». Она прекрасно используется для выявления сотрудников-вредителей, которые мешают эффективно работать всему коллективу. Главная цель работы руководителя – сделать так, чтобы в организации таких кандидатов на увольнение не было.
Уволился «заблудившийся», распрощались с «обидчиком», но работа не ладится. С виду все готовы работать, все стараются, эмоциональное состояние в коллективе прекрасное, почему не идет работа? Очень сложно руководителю быстро вычислить так называемого «подрывника».
Сотрудник, ведущий «подрывную» деятельность, убедительно кивает при приёме задания, уверяет, что все понятно, но выполнять его с должными параметрами и не собирается. «Подрывник» мастерски коверкает и «дорисовывает» условия задания так, что в итоге «виноватым» всегда остаётся руководитель, который якобы «неправильно» поставил задачу либо не указал важных условий и деталей. В лицо такой сотрудник всегда улыбается и частенько подхалимничает.
В этой ситуации встает вопрос: «А для чего в коллективе такой работник?» Мало того, что он всегда выставляет руководителя на посмешище (не так изложил задание, не смог толково объяснить, так он и не выполняет работу. За «подрывника» работают другие, но результат плачевный. Используем принцип конкретности: одинаковую задачу с учетом навыков и персональных качеств работников ставим сразу нескольким сотрудникам, среди которых и «подрывник». Немудрено, что «руководитель не так изложил задание, не смог толково объяснить» только «подрывнику», все остальные поняли и выполнили так, как требовалось. Здание давалось всем по приказу, а значит приказ «подрывник» не исполнил. Итог неисполнения приказа нам уже известен – увольнение.
Спасибо ТРИЗ! Как только организация очиститься от сотрудников, «отравляющих» коллектив, все оставшиеся сразу будут совершенно ясно понимать, какая участь им уготовлена, если они захотят «поднимать бунт» против руководителя и данной системы управления. Использование технологий ТРИЗ дают возможность руководителю умело овладеть информацией, критически её осмыслить и применять в решении производственных вопросов.
Литература
1. Альтшуллер, Генрих Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач / Генрих Альтшуллер. - М. : Альпина Паблишер, 2014 г.
2. Баронене С. Расставаясь, остаться вместе // Business excellence = Деловое совершенство. - 2012. - N 5. - C.74-78.
3. Брагин А. Б. Трудовой договор: ключевые вопросы. М. : Волтерс Клювер, 2012
4. Горев, П. М. Научное творчество. Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приемы ТРИЗ / П. М. Горев. - М. : Либроком, 2014.
5. Зобин С. Члена профсоюза можно уволить! // Трудовое право. - 2012. - N 4. - С. 23-30.
6. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. - М. : МЦФЭР, 2014.
7. Конорев Р. Увольнение работника за хищение // Трудовое право. - 2012. - N 4.
8. Кукалев С. В. Правила творческого мышления или тайные пружины ТРИЗ. Учебное пособие, 2014 г.
9. Орлов, М. А. Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления / М. А. Орлов. - М. : Солон-Пресс, 2016.
10. Пчелкина Е. Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения, 2010 г.
11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.