Надежда Чепурнова
Консультация для учителей-логопедов и воспитателей «Загадки дошколят (ТРИЗ)»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп
Загадки дошколят (ТРИЗ)
Учитель-логопед,
Чепурнова Надежда Викторовна
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Публикация «Консультация для учителей-логопедов и воспитателей „Загадки дошколят (ТРИЗ)“» размещена в разделах
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения.
Следовательно, к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, грамматического, лексического, недостаточной сформированностью, как произносительной (звуковой, так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Методика использования технологий ТРИЗ заключается в том, чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи. Для этого необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.
Для увеличения активности речи и заинтересованности детей разработала маркеры - «волшебники» (анализаторы, признаки определяемые «волшебниками» обозначила символами. При знакомстве с помощниками - "волшебниками" уточняем, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств; отрабатываем модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. Дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку.
Волшебник «Я вижу»
Цвет
Форма (объемная, плоскостная)
Размер (высота, длина, ширина)
Количество
Рельеф (поверхность объекта)
Материал (вещество)
Изменения во времени
Части
Структура (соотношение и расположение частей)
Место
Ориентация в пространстве
Действия (движение)
Волшебник «Я ощущаю лицом и руками»
Температура
Форма (объемная, плоскостная)
Размер (высота, длина, ширина)
Количество
Рельеф (поверхность объекта)
Материал (вещество)
Изменения во времени
Части
Вес (масса)
Влажность
Структура (соотношение и расположение частей)
Место
Ориентация в пространстве
Действия (движение)
Волшебник «Я пробую на вкус»
Вкус
Влажность
Количество
Части
Материал (вещество)
Структура (соотношение и расположение частей)
Изменения во времени
Волшебник «Я ощущаю запах»
Запах
Количество
Части
Материал (вещество)
Изменения во времени
Ориентация в пространстве
Место
Действия (движение)
Волшебник «Я слышу звук»
Звук
Действия (движение)
Ориентация в пространстве
Материал (вещество)
Изменения во времени
Размер (высота, длина, ширина)
Структура (соотношение и расположение частей)
Место
Части
Количество
Адаптированные алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи. А в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Загадки составляются с помощью моделей. Перед детьми таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Какой? Что бывает таким же?
Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Технология составления загадок не предусматривает самостоятельную работу дошкольника без помощи взрослого. Чтобы предоставить ребенку возможность проявления речевого творчества, адаптировала известную технологию. Ребенку предоставляется право выбора анализатора, и признака, по которому он создает речевой продукт. Для фиксирования загадки дети используют маркеры- «волшебники» (анализаторы) и символы - признаки (цвета, размера, рельефа).
Признаки - символы выкладывает в левую часть таблицы. К каждому признаку подбирает определение; с правой частью таблицы работает без изменений, т. е. рисует образные сравнения по выбранным признакам.
Волшебник «Я вижу»: признаки цвета, формы, по рельефу (поверхности объекта).
Сравнения по цвету – красный; по форме – круглый; по рельефу (поверхности объекта) – гладкий. Затем ребенок дает образные сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы.
Загадка: Красный, как сигнал светофора, круглый, но не воздушный шарик, гладкий, как оконное стекло.
Включение в практику логопедической работы образовательных технологий ТРИЗ позволило оптимизировать процесс развития и коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Список использованной литературы
1. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 2001. - 52 с.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М. ; 2006.
3. Григорович Л. А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. //Журнал практического психолога. - 1996. - №3.
4. Григорович Л. А. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. Ж. "Школа" -М. ,1997, №2., с. 49-53
5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М. издательство ГНОМ и Д, 2003.
6. Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. - Минск, 2000г. - 97с.
7. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М. : Педагогика, 1981.
8. Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки. - С. -Пб. ,"ТРИЗ - ШАНС", 1995. - 39с.
9. Нестеренко А. А. Страна загадок. -Ростов-на-Дону, РГУ, 1995.