Наталья Кокурина
Консультация для родителей по ТРИЗ технологии в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей по ТРИЗ технологии.
Для того чтобы успешно развивать творческие способности дошколят, родители должны знать, чем интересуется их ребёнок, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов в изобразительной деятельности. Следует активизировать и собственную творческую активность малыша, только тогда можно добиться желаемого результата в его развитии и в усвоении новых знаний. В этом родителям может помочь ТРИЗ технология – теория решения изобретательских задач.
Публикация «Консультация для родителей по ТРИЗ технологии в изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Что такое ТРИЗ?
Замечательный человек, учёный, инженер, изобретатель, писатель –
фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер –
создал две очень интересные и весьма эффективные теории –
Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и Теорию Развития Творческой Личности (ТРТЛ).
Основная задача ТРИЗ –это решение широкого круга творческих задач в любых областях человеческой деятельности, для этого ТРИЗ использует более 1000 методов, приёмов и алгоритмов активизации мышления, и, самое главное, использует законы развития Социальных систем и компьютеризацию процесса выработки решений. Иными словами, ТРИЗ.
Основная цель ТРТЛ – развитие качеств творческой личности, выбор Достойной цели и вообще, полная реализация человека, как творческой личности. Эти две теории заставили по новому посмотреть сначала на создание технических систем, а потом и вообще на любые системы, в том числе и на систему образования. Так появилось направление ТРИЗ-педагогика или в более широком смысле ТРИЗ-образование, взявшее на вооружение все основные идеи классической ТРИЗ. Из главных целей образования –воспитательной, обучающей и развивающей, ТРИЗ-образование блестяще выполняет развивающую, интеллектуальную. А развитый интеллект сам решит функцию обучающую, познавательную. Что касается самой главной цели образования –
воспитательной, то творчество несёт большой потенциал нравственности, а культура ума воспитывает общую нравственную культуру человека.
ТРИЗ
В наше время, полное технических изысканий, требуются специалисты в разных областях, способные не только принимать важные решения, но и часто экстраординарные, необычные. Некоторые личности наделены такими способностями от природы, а некоторых, а их большинство, нужно обучать, развивать их творческий потенциал. Этому способствуют технологии ТРИЗ. Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебной и воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру образовательной деятельности и планирования по ИЗО, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность. ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется так же в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
Проблема всех занятых воспитанием –новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определёнными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени –дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одарённых гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребёнка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей неограничен «глубоким жизненным опытом» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ, первоначально адресованная инженерно–техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов–практиков. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрёжки. Именно поэтому мы применяем в образовательной и свободной деятельности.
ТРИЗтехнологии
Технология ТРИЗ для дошкольников–коллективные игры и занятия. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий–ключ к творческому мышлению.
МетодыТРИЗ
Занятия ТРИЗ с детьми и взрослыми достаточно часто используют характерные методы, позволяющие изменить представление об исходной ситуации. Это даёт возможность выявить новые, до сих пор не известные начинающему исследователю черты какого–либо объекта или системы в целом.
Самые часто используемые в ТРИЗ-системах методы–это:
- Метод маленьких человечков - для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем. Так, человечки-молекулы газа не касаются друг друга, жидкости –держатся за руки, а твёрдых веществ –крепко сцеплены и руками и ногами.
- Метод фокальных объектов -исходному объекту приписываются свойства изначально ему неприсущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения.
- Системный оператор -для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»).
- Ресурсы -вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это даёт возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя–изобретателя.
- Противоречия - любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять её полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную.
- Фантазирование - через объединение частей целого (например, конь и человек–это кентавр, уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее.
Комбинирование этих методик позволяет выстроить единый воспитательный процесс, сделать его интересным, а самое главное–эффективным с точки зрения развития личности и познавательных способностей ребёнка, системного видения мира и конструктивного решения жизненных задач.
Игры ТРИЗ в детском саду
Первые занятия в детском саду всегда носят игровую форму, и обучение ТРИЗ–не исключение. Начало критического мышления закладывается в ходе простых игр:
«Много-Мало»-детям предлагают быстро выразить условными жестами (сильно разведенные ладони–много, ладони вместе–мало, друг над другом-достаточно) своё отношение к услышанным фразам, типа: «Одна нога для всех людей–это…», «Ведро воды для слона–это…», «Ведро воды для воробья–это…» и так далее.
«Хорошо-Плохо»-дети отвечают на вопрос почему это хорошо или плохо применительно к одной и той же ситуации, причём ситуации постепенно вытекают одна из другой. Например, сладкие конфеты–это хорошо и вкусно, но ещё и плохо, так как от этого могут заболеть зубы. Заболели зубы–это хорошо, так как это сигнал, что пора идти к врачу, но и плохо, так как можно пойти к врачу и заранее…и так далее. «Разбежались»-группе детей предлагают быстро разбежаться по сторонам по какому–либо признаку, который называет воспитатель. Например, у кого одежда с карманами–направо, а у кого без карманов–налево; кого привёл в садик папа–направо, кого не папа–налево.
Игра «Да-Нетки» или «Угадай, что я загадала»
Например: воспитатель загадывает слово «Слон», дети задают вопросы (Это живое?
Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живёт в жарких странах?
Это слон, воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: «Шорты», «Машина», «Роза», «Гриб», «Береза», «Вода», «Радуга» и т. д.
Игра «Чёрное-белое»
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением чёрного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: «Книга».Хорошо–из книг узнаёшь много интересного, Плохо–они быстро рвутся. и т. д.). Можно разбирать в качестве объектов: «Гусеница», «Волк», «Цветок», «Стульчик», «Таблетка», «Конфетка», «Мама», «Птичка», «Укол», «Драка», «Наказание» и т. д.
Игра «Наоборот» или «Перевертыши» (проводится с мячом)
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет слово, а ребёнок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший–плохой, строить–разрушать, выход–вход).
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример: «Помоги Золушке». Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжёлым прижимать.
Виды и техники нетрадиционного рисования
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Печать от руки
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
Рисованиепёрышком
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются.
Монотипия
Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Рисование по трафарету тампоном
Ребёнок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
Рисование методом тычка
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
Кляксография
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребёнок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, ещё и похвалят.
Набрыз
Ребёнок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Граттаж
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится гуашь. После высыхания палочкой (зубочисткой) процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным, чёрно–белым, это зависит от того, какая гуашь нанесена на лист.
Рисованиемятойбумагой
Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
Ниткография
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
Пластилинография
Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Учимся делать фон
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчётливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требуют фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
Коллаж
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных.
В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приёмами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель.
Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Каждая из этих техник-это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.