Малышева Наталья
Консультация для воспитателей «ТРИЗ — это не сложно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему:
«ТРИЗ – это не сложно!»
или
«Формирование нестандартного мышления, развитие творческой
деятельности дошкольников посредством
применения методов ТРИЗ»
(из личного опыта)
«Если мы хотим научить думать,
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ТРИЗ. Консультации для педагогов
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
то прежде мы должны научить придумывать.»
Д. Родари
Я согласна с высказыванием Джани Родари о том, что, если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить придумывать.
И такую возможность нам даёт использование методов Теории Решения Изобретательских Задач.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, как технология, подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20 века.
Автор- изобретатель Г. С. Альтшуллер
Цель ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей, а научит мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречия окружающего мира
Использование технологии ТРИЗ с дошкольного возраста актуально, так как мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Поэтому в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Использование ТРИЗ – технологии с дошкольниками способствует расширению кругозора детей, растёт словарный запас, развиваются творческие способности; преодолевается детская застенчивость, замкнутость; дети учатся отстаивать свою точку зрения; развиваются психические процессы, память.
Внедрение ТРИЗ-технологии в работу с детьми я проводила в 3 этапа «от простого к сложному» и в соответствии с возрастными возможностями.
1. С детьми младшего возраста используется «Метод противоречий» Игра «Хорошо-плохо». Детям предлагается найти положительные и отрицательные стороны у предмета нейтрального, не вызывающего у ребёнка определённых устойчивых эмоций. Например, карандаш (хорошо – можно рисовать, плохо – может сломаться). Далее детям предлагается предмет, вызывающий конкретные эмоции (шприц. У детей он вызывает плохие эмоции, но нужно найти и положительное: плохо – делает больно, хорошо – быстро выздоравливаешь. Шоколад хорошо – вкусно, плохо – болят зубы)
Игра «Наоборот» предлагается назвать предметы противоположные по значению. Так в игровой форме дети знакомятся с антонимами.
2. Со среднего возраста, мы используем метод прямой аналогии (подобрать предметы по заданной форме или цвету).
В этом возрасте мы усложняем игру «Хорошо – плохо». Предлагается игра «Адвокаты – прокуроры». В которой один ребенок называет только положительные стороны объекта, а второй – только отрицательные.
В игре «Наоборот» называются предметы противоположные по функциям (карандаш – рисует, ластик – стирает).
3. В старшем возрасте продолжаются усложнения: необходимо назвать предмет имеющий противоположности. Например, нож – и острый, и тупой одновременно.
Начинаются творческие задания. («Что, если)
Например, колобок стал размером с девятиэтажный дом, как изменится сказка? А, если он попадет в каменный век… А, если колобок не из теста, а бриллиантовый…
Так же в старшем возрасте, я учу детей выстраивать цепочки по аналогии: структурной и функциональной (машина двигается, перевозит людей, дети называют объекты, которые тоже двигаются и перевозят людей.
Дети любят фантастическую аналогию. Однажды я предложила детям пофантазировать на тему: что будет, если вместо воспитателя к ним придет Снежная Королева, а если Маша из мультфильма «Маша и медведь», а если Карабас–Барабас…
К старшему дошкольному возрасту у детей развивается абстрактное мышление, и мы часто используем схематические таблицы для описания игрушек, животных. А так же описания времени года и заучивания стихотворений.
Работа с ассоциациями в старшем возрасте усложняется, так детям предлагаются готовые картинки, которые нужно связать по ассоциациям и составить целый рассказ. Например, Это капля воды – от капель дождя прячутся под зонтом – дождь часто идет осенью, когда на улице холодно, и мы одеваем шапки – шапки вяжут из шерсти овец и т. д.
Один из наших самых любимых методов, используемых в старшем возрасте – это метод «моделирования маленькими человечками», которые показывают, что все объекты, окружающие нас бывают твердые, жидкие или газообразные.
На пером этапе, дети учатся определять с помощью человечков отдельно твердые объекты, отдельно жидкие, отдельно газообразные.
А на втором этапе задания усложняются: показать человечками стакан с водой – это два вида человечков, а закипающий чайник – это уже три вида человечков.
Метод «системный оператор» позволяет объяснить детям, что все объекты уже чем –то были, и еще чем-то будут. Например, цыпленок был яйцом, а станет либо петухом, либо курицей.
В подготовительной группе идут усложнения. Мы объясняем, что любой объект, например, дом.
Состоит из частей. Но сам дом является частью улицы, города. А раньше дома были совсем другие. И даем детям задание придумать дом будущего.
По такой же схеме, дети придумали многофункциональный стульчик будущего, который передвигается в воздухе.
Таким образом, в результате внедрения методов ТРИЗ в работу с дошкольниками, мы получим творческое, нестандартно мыслящее поколение.
И как сказал Я. А. Каменский: «Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».