Татьяна Чайкина
Тренинг стрессоустойчивости для педагогов
▼ Скачать
Цель: создание условий для ознакомления с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержание оптимального уровня психического состояния в условиях профессиональной деятельности.
Оборудование: МАК «Цвета и чувства»; лист бумаги формата А4; цветные мелки, карандаши, масляная пастель.
Ход тренинга.
1. Вступительное слово педагога-психолога.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Начать нашу сегодняшнюю встречу мне хотелось бы с притчи.
2. Притча «Все грани гармонии»
Публикация «Тренинг стрессоустойчивости для педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Стресс, стессоустойчивость. Профилактика, тренинги
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Педагог-психолог : Один мудрец наблюдал за женщиной, которая постоянно плакала и жаловалась то на солнце, когда оно светило, то на дождь, когда он лил. Тогда он спросил, почему ее расстраивает и солнечная, и дождливая погода. Женщина ответила: «У меня две дочери. Одна из них стирает для людей белье и этим зарабатывает на хлеб, а вторая продает зонтики. Когда идет дождь, у прачки мало денег, а когда светит солнце, зонтики никто не покупает. Поэтому я и горюю о своих дочерях». Тогда мудрец посоветовал женщине думать о прачке в хорошую погоду, а о продавце с зонтиками в плохую. С тех пор эта женщина всегда была в хорошем настроении и радовалась за своих дочерей. Как вы думаете коллеги о чём эта притча (педагоги дают свои ответы? Всё верно. Мудрость этой притчи в том, что нужно больше обращать внимания на преимущества положения, и тогда недостатки будут меньше расстраивать вас.
3. Упражнение «Всё равно ты молодец, потому что»
Цель: осознание своих личных ресурсов.
Оборудование: не требуется.
Описание: психолог предлагает участникам разделиться на пары. Один из участников в паре рассказывает трудную ситуацию (можно использовать только ситуации, которые бывают на работе). Задача второго участника выслушать и в ответ сказать: «Всё равно ты молодец, потому что …». Затем участники меняются ролями. После проведения упражнения педагоги садятся в общий круг и делятся своими мыслями, чувствами после проделанного упражнения.
4. Телесно-ориентированное упражнение «Дождик»
Цель: снятие телесного напряжения.
Оборудование: не требуется.
Описание: педагоги становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.
5. Упражнение на релаксацию «Безопасное место»
Цель: помочь сформировать и нарисовать образ безопасного и комфортного пространства с целью более эффективного совладания со стрессом.
Оборудование: лист бумаги формата А4; цветные мелки, карандаши; МАК «Цвета и чувства».
Описание: психолог предлагает педагогам занять удобное положение и закрыть глаза (в это время психолог читает текст).
Текст для релаксации: Сядьте удобно позаботьтесь о себе, закройте глаза. Моё тело наполняет приятное спокойствие и расслабленность. Я нахожусь в уютном тёплом доме, который находиться в красивом и красочном лесу, наполненным птицами, добрыми зверями, сочной зеленью и восхитительными цветами… рядом шумит водопад. За окном идёт лёгкий дождь, медленно скатываются капли по стеклу…Я лежу на мягкой кровати с закрытыми глазами…. Рядом никого нет… только я и красочная природа за окном. Это место может быть вам знакомо, а может оно существует только в вашем воображении. Это самое надежное и защищенное место на земле. Теперь, постарайтесь прислушаться к звукам в этой комнате. Сосредоточить свое внимание на звуках внутри себя. И внутренним взором окинуть все свое тело. Может быть где-то в теле, вы ощущаете тепло, а где-то прохладу, почувствуйте прикосновение одежды. И сейчас, я приглашаю вас погрузиться в свое собственное внутреннее пространство, услышать свое дыхание. Попробуйте прислушаться к своему сердцебиению. Ты можешь оставаться в этом месте так долго, как тебе хочется, замечая и улавливая малейшие детали, звуки, запахи и даже может быть вкус. Если ты достаточно хорошо увидел внутренним взором это место, ощутил это пространство, как самое защищенное и надежное место на свете. То я предлагаю тебе, выбрать один предмет, который ты хочешь забрать с собой из этого самого спокойного и защищенного места. Если ты уже выбрал этот предмет, знай, что ты можешь там оставаться так долго, сколько тебе необходимо. И только когда тебе будет достаточно снова вернуться в эту комнату и взять с собой образ этого надежного и защищенного места. И сейчас, кто готов вернуться может открыть глаза, соблюдая режим молчания.
Теперь у меня к вам просьба выбрать среди картинок, которые будут лежать на полу, ту картинку, которая ассоциируется с вашим безопасным местом. Чем-то похожа, что-то напоминает, или является частью или кусочком этого безопасного места. Расположите свою картину на листе бумаге. И сейчас, у вас будет возможность дорисовать эту картинку, чтобы у вас получился сюжет более расширенный или наоборот состоящий из нескольких отдельных частей. Главное, чтобы эта картина нравилась вам самим, и чтобы она напоминала вам о том месте, в котором вы только, что побывали.
Поделитесь своими чувствами после выполнения упражнения (педагоги делятся своими чувствами). Вы можете пользоваться этой техникой, когда вам трудно и тяжело. Помните, что есть безопасное, защищенное место, в которое вы мысленно можете возвращаться вновь и вновь. Это место не доступно стороннему наблюдателю, потому что оно существует только в вашем воображении и надежно защищает вас от всего плохого и негативного.
6. Заключительные слова педагога-психолога
Завершить мне встречу хотелось бы обратной связью от вас. С чем вы уходите? Охарактеризуйте своё состояние, одним словом. На этом у меня всё. Коллеги, спасибо вам большое за вашу активность и искренность.