КОЧЕСОКОВА АРИНА
Открытое занятие «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по познавательному развитию.
Тема: «Волшебное электричество»
Воспитатель:Кочесокова А. Ю.
Цель: познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов; Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов; Уточнить и расширить представления детей, где "живет" опасное электричество и как оно помогает человеку. Познакомить с новым понятием «статическое электричество».
Развивающие:
Развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты.
Закреплять правила безопасного обращения с электрическими приборами.
Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность. Воспитывать умение работать в коллективе.
Вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.
Методы и приемы:
Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).
Практический (опыты с проявлениями статического электричества)
Игровой (физминутка)
Словарная работа.
Активизировать словарь детей за счёт слов: электричество, электроприборы, электроны, электростанция, наэлектризованные предметы, статическое электричество.
Материалы и оборудование:
картинки к игре «Подбери пару».Оборудование для опытов: воздушные шары, лоскуты синтетической ткани.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети заходят. Встают полукругом, лицом к гостям.
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
- А теперь улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Улыбнитесь! Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг.
Ребята, а вы любите путешествовать?
Сейчас я вам загадаю загадку,и узнаете в какую страну отправимся путешествовать,
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество.
Это (электричество)
Сегодня мы отправимся в страну его Величества Электричества.
- Электричество рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землей, приходит в дома, машины, на заводы и помогает человеку. Электричеству приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам, приходя в дом по электрическому проводу. Сверху провод одет в резиновую рубашку, а под ним пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам оно и попадает в розетки.
- Для чего нужен электрический ток? (ответы детей)
- Как называются приборы, что работают от электричества? (электроприборы)
Воспитатель: электроприборы окружают нас повсюду. Как вы думаете, эти электроприборы помогают человеку?
Докажите мне это, используя карточки, подберите к ним соответствующие электроприборы.
На одной картинке изображены предметы, на других изображения которые показывают для чего нужен этот предмет человеку. Вам нужно соединить карточки в пары.
Дидактическая игра: «Подбери пару»
Волосы – фен
Спящий человек - будильник
Ночь – фонарь
Чашка – электрический чайник
Ковер – пылесос
Еда – холодильник
Еда – микроволновая печь
Одежда – стиральная машина
Одежда - утюг
Фотография – фотоаппарат
Воспитатель: Человек не может обнаружить электрический ток: он не имеет запаха, цвета и действует бесшумно. Электричество – наш друг и помощник, но он может превратиться во врага. Почему, ребята? Чтобы электричество было другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил.
При помощи картинок вспомните правила безопасного поведения с электроприборами.
Вывод: Если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом. При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно!
Динамическая пауза.
«Ток бежит по проводам, (бег на месте)
Свет несет в квартиру нам. (руки вверх, встать на носочки)
Чтоб работали приборы, (кулачками стучат друг об друга)
Холодильник, мониторы. (обнять себя руками,подражать)
Кофемолки, пылесос, ( вращающиеся движения рук)
Ток энергию принес».(шаг на месте)
Воспитатель: А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в Волшебную страну «Электричества», где мы научимся ловить доброе электричество. Раз, два,три в страну «Электричества» очутись.
Опыт №1
Воспитатель: Посмотрите, на стене висит шарик и на полу шарики. А давайте их повесим на стену (дети пытаются повесить шарик на стену).
Почему этот шарик висит, а ваши шарики падают?
Воспитанники: (Предположения детей)
Воспитатель: А давайте наши шарики тоже сделаем волшебными. Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными. Как вы их сделали такими?
Воспитанники: (предположения детей)
Воспитатель: Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
Воспитатель: А когда еще можно увидеть электричество в волосах?
Воспитанники: (когда расчесываемся).
Воспитатель: Что происходит с волосами?
Воспитанники: (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны).
Опыт №2
- Сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки (показывает бумажных бабочек разложенных на разносе). Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно). А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?
-Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком ткани.
Вывод: Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Опыт №3
Воспитатель: в волшебной стране «Электричества» живут два друга. Они все время ссорятся и мирятся (на стойке висят два наэлектризованных шарика на длинной нитке). Как вы думаете, сейчас они помирились или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу?
Воспитанники: (отталкиваются).
Воспитатель: Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом. А давайте их помирим? Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что мы предлагаем вам сделать, чтобы легче расчесывать волосы?
Воспитанники: (намочить расческу).
Воспитатель: Как же снять электричество с одного шарика?
Воспитанники: (намочить его).
Воспитатель: Что произошло с шариками?
Воспитанники: (они притянулись друг к другу)
Воспитатель: Почему?
Воспитанники: (ответы детей)
Воспитатель: Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу.
Опыт № 4
Ребята, а может ли статическое электричество подружиться с мыльными пузырями.
Воспитатель: Давайте попробуем.
Дует мыльные пузыри на стол.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: Ничего не получилось, пузыри лопаются.
Воспитатель: Давайте подумаем, что нам нужно сделать, чтобы пузыри не лопались.
Я думаю надо поверхность стола натереть шерстяной тканью, и еще раз надуть пузыри.
Опыт повторяется, пузыри не лопаются.
Вывод: Оказывается со статистическим электричеством можно поиграть.
Дети: Мы сегодня открыли для себя новое статическое электричество. Оно безопасное и с ним можно играть и делать предметы волшебными.
Воспитатель: Посмотрите у меня в руках руль. Я нажимаю на кнопки, а
он молчит.
- Как вы думаете, почему не слышна мелодия? Как ты думаешь? А ты?
Примерные ответы детей: Руль сломан. Нет батарейки.
Воспитатель: Действительно, в нём нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?
Дети: Мы поставили батарейку, через игрушку пошёл электрический ток, и она заработала.
Воспитатель: В батарейке тоже живёт неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю включить свет с помощью лампочек в своих домах
-Хотите?
-Прежде чем приступить к работе, нам надо протянуть электрический провод. Возьмите шнурок. Это будет электрический провод. На нем нужно завязать узлы. Но сколько узлов вы завяжите, вы узнаете, когда решите задачу.
Задача: У нашего электрика было две лампочки, а наш завхоз дала ему еще одну лампочку. Сколько лампочек всего нужно вкрутить электрику?
(Дети завязывают на шнурках нужное количество узелков)
-Вот и в наших домах загорелся свет.
Итог:
Воспитатель: Что мы сегодня узнали об электричестве?
Дети: С помощью электричества работают электрические приборы.
Электричество может быть опасным.
Электричество бывает добрым, волшебным и не опасным.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Чему вы научились сегодня?
Воспитанники: (добывать доброе электричество)
Воспитатель: А как мы добывали электричество?
Воспитанники: (ловили электричество в волосах и одежде).
Воспитатель: Вам понравилось играть с этим электричеством?
Воспитанники: (ответы детей)
Воспитатель: Это электричество опасно?
Воспитанники: (нет, оно доброе, неопасное).
Воспитатель: Вам понравилось в стране «Электричества».
Релаксационная пауза.
Воспитатель: А теперь возьмите шарики, прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в нашу группу. Сядьте удобнее, закройте глазки. (Звучит спокойная музыка). Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глазки.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Воспитанники: (ответы детей)
Воспитатель: Как много мы сегодня узнали об электричестве! Но каждый из вас должен помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами.
Воспитатель: Мне понравилось, что вы сегодня были активны, хорошо работали.
А вам понравилось или нет. Давайте возьмем свои воздушные шарики, с которыми мы проводили опыт. Ребята, кому сегодня было интересно, нарисуйте на шариках фломастерами веселое лицо, а кому было не интересно грустное лицо.
- Хотите показать опыты с безопасным электричеством родителям. Тогда возьмите шарики домой, и проведете опыты вместе с родителями.