Марина Серова
Тренинг для педагогов ДОУ «Правила и приемы эффективного общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов «Правила и приемы эффективного общения».
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах коммуникации и взаимодействия с воспитанниками и их родителями.
Средства и способы: набор палочек и колпачков для игры "Вежливые колпачки" по количеству участников, тест «Стиль педагогического общения», веселая музыка для сопровождения упражнений.
Ход тренинга:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Игра “Давайте поздороваемся!”. Участники под музыку хаотично двигаются по залу. По сигналу останавливаются. Находят рядом стоящего партнера и разными частями тела быстро «здороваются» друг с другом. Затем опять двигаются, по команде останавливаются, выбирают партнера.
- Правая ладонь к правой ладони!
- Спина к спине!
- Пятка к пятке!
- Носок к носку!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Левый локоть к локтю!
Тест на определение стиля педагогического общения
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо знать самого себя. Предлагаю определить стиль своего педагогического общения.
Диагностика стиля педагогического общения воспитателя ДОУ
Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.
1) Считаете ли Вы, что ребенок должен:
a) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;
b) говорить Вам только то, что сам захочет;
c) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2) Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:
a) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять нужное решение;
b) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;
c) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.
3) Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:
a) похвалите и всем детям покажете его работу;
b) проявите заинтересованность, выясните, почему как хорошо получилось сегодня;
c) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».
4) Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с Вами. Вы:
a) заставите его громко при всех поздороваться;
b) не обратите на это внимание;
c) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.
5) Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и Вы предпочтете:
a) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они играют и общаются;
b) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
c) займетесь своими делами в группе.
6) Какая точка зрения Вам кажется более правильной:
a) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит обращать особого внимания;
b) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
c) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
7) Ваша исходная позиция в работе с детьми:
a) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и воспитывать его;
b) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничество же взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
c) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.
8) Как Вы относитесь к активности самого ребенка:
a) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;
b) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;
c) положительно, но только тогда, когда активность согласована с педагогом.
9) Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома. Ваши действия:
a) сказали бы: «Ну и не надо»;
b) заставили бы выполнить работу;
c) предложили бы другое задание.
10) Какую позицию Вы считаете более правильной:
a) ребенок должен быть благодарен взрослым за работу о нем;
b) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь пожалеет;
c) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
Ключ для обработки ответов воспитателей
Варианты ответов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
a 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2
b 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1
c 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3
25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;
20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю;
10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль педагогического общения
Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.
Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам. Предполагает следующую тактику: наставление, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание. Ребенок должен подчиняться. Позиция педагога – удовлетворение педагогических требований.
Демократический стиль педагогического общения
Основная особенность этого стиля – взаимопонимание и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей.
Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность. Тактика педагога: сотрудничество и взаимодействие. Позиция педагога – интересы ребенка и его развитие.
Либеральный стиль педагогического общения
Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. Тактика педагога: оставьте меня в покое. Равнодушие, безразличие, раздраженное непринятие. Позиция педагога – ребенок это обуза, досадная помеха в решении проблем.
В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общении я позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.
Игра «Давай дружить!» Участники встают в шеренгу затем по очереди протягивают друг другу руку и предлагают «Давай дружить!», берутся за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль»». В этом положении участники должны вместе двигаться по команде - пройти прямо, повернуть направо, налево, в конце своего движения осторожно присесть.
Техника «Сэндвич» Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».
По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимо сообщить).
Начать с хорошего. Продолжить сложным и неприятным. Закончить хорошим.
Игра «Сообщение»
Цель: отработка навыка использования техники «сэндвича».
Участники делятся на пары: «родитель - воспитатель.»
«Воспитателям» раздаются карточки с проблемным поведением ребенка
Задача: сообщить родителю негативную информацию о ребенке.
По окончании упражнения - рефлексия.
1. - ребенок обижает детей и дерется
2. - ребенку мала обувь и одежда, а родители этого не видят
3. - ребенок сильно кашлял во время тихого часа и не давал заснуть другим детям
4. - ребенка поздно забирают каждый день из детского сада
5. - ребенок сломал в детском саду дорогую игрушку
6. - ребенок отказывается есть в детском саду
Техника «Три плюса».
Первый + Для того, чтобы люди хотели с вами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Доброжелательная улыбка успокаивает и улучшает настроение. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.
Второй + Имя человека – это приятное и важное для него сочетание звуков. Важно использовать имя и отчество. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте Людмила Петровна!» Во время конфликтов, используя имя своего собеседника можно прийти к согласию значительно быстрее. Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.
Третий + В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, - его ребенка.
любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности
Игра «Ситуация»
Цель: отработка навыка использования техники «Правило трех плюсов».
Участники меняются в парах: «родитель - воспитатель»
Раздаются карточки с проблемной ситуацией.
Задача: ответить родителям на негативную претензию, используя «Правило трех плюсов». В итоге постараться найти выход из конфликтной ситуации.
По окончании упражнения - рефлексия.
1. Ситуация. Перед новогодним утренником девочке досталась роль Снежинки, а не Снегурочки. Мама очень возмущена по этому поводу.
2. Ситуация. Мама, придя за ребенком вечером, не может найти его варежки, начинает ворчать, злиться на ребенка.
3. Ситуация. Мама, придя на родительское собрание, на вашу просьбу снять верхнюю одежду отказалась.
4. Ситуация. Мама, забирая своего ребенка, бурно отреагировал на ваше предложение помочь на субботнике.
5. Ситуация. Мама самого активного воспитанника: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Я считаю, что вы к нему несправедливы»
6. Ситуация. Мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада, приходит с прогулки в грязной одежде.
Игра «Вежливые колпачки» Ведущий раздает участникам деревянные палочки и цветной колпачок. Участники должны передавать палочками колпачок друг другу сначала по кругу, в одну затем в другую сторону. Далее число колпачков увеличивается и можно свободно двигаясь, передавать колпачки кому пожелают, но так чтобы никто не остался в стороне. При этом отдающий говорит: «Пожалуйста!», принимающий отвечает «Спасибо! Очень приятно!» Руками колпачки трогать запрещается.
Игра помогает настроить детей на доброжелательное общение, создает общий положительный эмоциональный настрой. Проводится игра до тех пор пока все дети не обменяются колпачками по несколько раз.
Упражнение «Закончи предложение» Рефлексия впечатлений участников.
Меня удивило ….
Меня заинтересовало …
Меня разочаровало…
Мне запомнилось…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
Спасибо за внимание! Всего вам доброго!