Сахно Тамара
Консультация для педагогов «Работа с детьми второй младшей группы по формированию физического развития и ЗОЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Работа с детьми второй младшей группы по формированию физического развития и здорового образа жизни».
Забота о здоровье —
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель: становление осознанного отношения детей к здоровью и жизни человека.
Задачи:
-сохранить здоровье детей;
-создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
-обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Первоначальными условиями для работы по профилактике здоровья детей в детском саду выступают обеспечение здорового ритма жизни и физические упражнения. С данной целью в группе создана здоровьесберегающая среда, которая обеспечивает не только разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе их самостоятельной деятельности. В группе имеется центр двигательной активности детей-
где размещаются следующие пособия:
-скакалки, мячи разных размеров, массажные коврики и мячики, дорожки (для профилактики плоскостопия,кегли;
в группе есть центр уединения для снятия напряжения.
В работе с детьми применяем следующие здоровьесберегающие мероприятия:
-утренняя гимнастика; пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз; артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика;прогулки с включением подвижных игр; оздоровительная гимнастика после дневного сна; ходьба по массажным коврикам (босохождение);закаливание; физкультминутки; эмоциональные разрядки, релаксации; музыка-терапия ; сказкотерапия;пластилинография;АРТ-терапия; песочная терапия;оздоровительные развлечения; витаминизация: соки, напитки;кислородные коктейли; сбалансированное питание (овощи, фрукты, мясо).
Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, лёгкий общий самомассаж, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения, подвижные игры.
Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.
Дыхательная гимнастика– отличная форма профилактики заболеваний органов дыхания. Гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша. Особенно эффективно зарекомендовали себя дыхательные упражнения у детей, которые страдают бронхиальной астмой, бронхитами, частыми простудными заболеваниями.
Артикуляционная гимнастика- благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями,дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Сказкатерапия-Методика позволяет справиться со страхами, тревогами, агрессивным поведением, сложностями выражения эмоций и комплексами. Детская игра, кукольный спектакль, чтение сказок по ролям позволяет наладить связи между вымышленными событиями и трудностями, которые ребенок испытывает в реальной жизни. Основная цель сказко - и куклотерапии — найти выход из тревожащей ситуации.
Музыкатерапия- это исцеление музыкой. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание, поднимает настроение.
Пластилинография- помогает ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев рук (что очень способствует развитию речи). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца, потому что ему очень интересно увидеть конечный результат своего труда.
В работе с детьми песочная терапия позволяет избавится от: психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страхов, неврозов.
АРТ-терапия- показания для проведения занятий детской арт-терапией: упрямство; агрессия; застенчивость; частая смена настроения; задержки речевого и психического развития; кризисные ситуации; трудности общении со сверстниками и взрослыми.
Во время прогулок используем различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом:«Воробушки в гнёздышках»,«Кот и мыши»,«Лохматый пес»,игры с прыжками: «Лиса и зайцы», «С кочки на кочку»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю»,игры с лазанием: «Обезьянки» и много других игр. После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения. Перед сном рассказываем сказки, слушаем музыку.
По окончании дневного сна проводим упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. Используем массажные дорожки для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж нижней части стопы, проводим дыхательную гимнастику, включили в работу игровую гимнастику с массажными мячиками.
По пятницам проводим дискотеки "Потанцуем вместе",иногда родители принимают в них участие.
Регулярные занятия танцами укрепляют у детей мышцы, формируют телосложение, развивают чувство ритма и пластичность движений, что в конечном итоге положительно влияет на состояние здоровья. Танцы эффективно тренируют деятельность внутренних органов. Периодические, нагрузки в комплексе прекрасно воздействуют на кровеносную систему, сердце, лёгкие и дыхательную систему детей. В результате, грипп, бронхит или простудные заболевания в гостях у дошкольника бывают очень редко.
Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе проводится проветривание в отсутствие детей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство болезнетворных микроорганизмов, полоскание полости рта после приёма пищи.
Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на оздоровительных развлечениях в группе и театрализованных представлениях.
Семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй. В нашей группе организован клуб "Умные родители", в рамках плана клуба в январе мы провели мастер-класс"Дыхательной гимнастики"-познакомили родителей со значением дыхательной гимнастикой по Стрельниковой для здоровья детей и взрослых, сделали гимнастику вместе с детьми и родителями.
В работе по здоровьесбережению используем наглядные стенды, знакомя родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей. Консультации на «Развитие ребёнка и его здоровье», «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений»,«Закаливание», «Дыхательная гимнастика», «Режим дня» и т. д., которые позволяют привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Важно понимать, что забота о здоровье детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее!
Таким образом, применение здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у детей- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
В перспективе планируем пополнить здоровье-сберегающую среду; приобрести мини- велотренажёр; кольцеброс, изготовить игрушки-забавы на воздушную струю, приобрести чудо-песочницу (со светом,сшить мешочки с песком, изготовить нетрадиционное оборудование по физическому развитию. Планируем разработать проект совместно с клубом "Умные родители" по здоровьесбережению.