Гоар Тамазян
Тренинг «Общаясь, станем ближе друг к другу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов и родителей.
«ОБЩАЯСЬ, СТАНЕМ БЛИЖЕ ДРУГ ДРУГУ»
Средства: практические упражнения, игровые ситуации, беседа.
Форма работы: групповая.
Длительность работы: до 1 часа.
Материалы и оборудования: большие стулья по количеству участников, аудиозапись спокойной музыки, микрофон, сумочка- косметичка
Раздаточный материал: цветные гелевые ручки, стулья по количеству участников, бумага.
ХОД РАБОТЫ.
Публикация «Тренинг „Общаясь, станем ближе друг к другу“» размещена в разделах
Уважаемые родители мы с вами встречаемся на родительских собраниях, индивидуальных встречах решаем проблемы наших детей, но у нас нет возможности лучше узнать друг друга. Если мы будем лучше знать друг друга, то у нас будут более доверительные отношения. И я предлагаю вам принять участие в тренинге. Психологический тренинг – это тренировка души, разума и тела.
Цель сегодняшнего тренинга - немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и друг друге с другой стороны, сократить дистанцию в общении, создать атмосферу доверия и открытости.
Программа тренинга составлена так, чтобы вам не напрягать голову сложными мыслительными упражнениями. У нас это первый тренинг и он должен быть простым, чтобы можно было отдохнуть, расслабится, получить удовольствие от встречи.
ТРЕНИНГ- ЯРКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО НАСЫЩЕННОЕ ЗАНЯТИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ, ГАРМОНИЗАЦИЮ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ПРИВИТИЕ ЖЕЛАЕМЫХ НАВЫКОВ И РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ, ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ ИЛИ ЖЕ ИМЕЮЩИХ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР.
ЗАКОНЫ ТРЕНИНГА
1 Закон доверия. Доверительный стиль общения, называния друг друга на «ты».
2 Закон микрофона. Говорит тот, у кого в руках «микрофон» (доверительный стиль общения название друг друга на ты).
3 Закон активности глоссит: Вы имейте право не участвовать в каком-либо упражнении. Заранее сообщите о своем намерении группе.
4 Закон «Я - высказывания». Этот закон требует излагать свою точку зрения только от первого лица: «Я считаю, я чувствую, я думаю, что…».
5 Закон тактичного и доброжелательно отношения ко всем участникам группы. Необходимо терпимо относиться к чужим особенностям.
6 Закон имени. Называть своё имя перед каждым высказыванием, если группа из малознакомых друг для друга людей.
7 Закон вежливости. Всех участников называть желаемыми для них именами.
8 Закон «Здесь и сейчас». Это закон дает возможность каждому участнику группы «прожить» и осмыслить значимость переживаний в данный момент.
9 Закон конфиденциальности. Всё, что происходит на этом тренинге, остаётся здесь, ни с кем из людей, не участвовавших в тренинге, не обсуждается.
10 Закон предложения только своего участия. Всегда предлагать в участники работы только себе.
Выполнение данных законов обязательны для всех, они учитывают интересы каждого и направлены на эффективность работы всей группы.
Ход тренинга.
Порядок выполнения и инструкция. Перед вами лежат разноцветные бабочки вам нужно выбрать бабочку по цвету. На бабочке вы должны нарисовать разнообразные фигуры квадрат, прямоугольник, треугольник,круг,квадрат, зигзаг. В середине бабочки вам нужно написать своё имя. Это значит, что участнику будет удобнее, если его будут называть именно так в течение всего тренинга. Возможно, это будет ваше настоящее имя, как вас называют друзья, можно использовать придуманные имена которые вам нравятся. Вам нужно укрепить бабочку на одежду - грудь.
Упражнение «Презентация себя в образе».
Порядок выполнения и инструкция: Вам нужно назвать своё имя и представить себя в виде явления природы….
Цель: вкючение участников в работу, снятие накопившегося напряжения, сплочение, создание группового доверия и принятия.
Анализ «Цвет настроения».
Красный - восторженное; оранжевый - радостное,тепло ;жёлтый- светлое спокойное; зелёный- спокойное, уравновешенное; фиолетовы-тревожное,напряжённое; черный
полный упадок, уныние.
Упражнение «Кто ты?»
Фигуры на крыльях бабочки - символизируют черты характера.
Квадрат. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца упорство, позволяющее добиваться завершения работы,- вот чем знамениты истинные квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведённый порядок: всё должно находиться на своём месте и происходить в своё время. Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.
Прямоугольник. Временная форма личности, которую могут «носить» остальные устойчивые фигуры в определённые периоды жизни. Это люди, не удовлетворённые тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому лучшие качества Прямоугольника - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают всё новое. Треугольник. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Они честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.
Круг. Самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому когда у круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.
Зигзаг. Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование обсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинально - вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги – самый восторженный, самый возбудимый из всех 5 фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать её всему миру! Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способы увлечь за сабо многих.
Упражнение Рисунок на тему «Моя жизнь»
Цель: посмотреть, как между собой соотносятся прошлое, настоящее и будущее?
Порядок выполнения и инструкция. Вам нужно нарисовать рисунок «Моя жизнь» в виде трёх кругов. Отметьте, пожалуйста, где прошлое, настоящее, будущее?
Анализ.
Посмотрите, как у вас соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее? Кто хочет что – либо сказать по своему рисунку? Чем отличаются рисунки участников? (обсуждение).
Упражнение «Карусель общения».
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения, сплочение группы, создание группового доверия и принятия. Порядок выполнения и инструкция. Продолжите фразу, заданную мной.
«Я люблю…».
«Меня радует…».
«Мне грустно когда…».
«Я сержусь когда…».
«Я горжусь собой, когда…».
Упражнение «Что я вижу на картине?»
Цель: пробудить интерес участников к получению последующей информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках».
Порядок выполнения и инструкция. Посмотрите на эту картину – пейзаж, и одной короткой фразой скажите о своём впечатлении о картине.
Ответьте на вопрос: что вы видите (или слышите, или чувствуете, глядя на эту картину.
(Пример: Я вижу большой водопад. Я слышу шум воды. Я чувствую влажность и свежесть воздуха.)
Анализ.
У каждого участника было своё первое впечатление и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто - то начал со слов: Я вижу», кто-то сказал: «Я слышу», а кто-то «Я чувствую».
Мини-лекция «визуалы», «аудилы», «кинестетики».
В зависимости от ведущей системы восприятия все люди делятся на «визуалов», «аудиалов», «кинестетиков».
К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, то есть те кто прежде всего видит предмет, событие или явление.
К «аудиалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью через слуховой анализатор, то есть им важно слушать.
К «кинестетикам» относятся люди, у которых ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения то есть они воспринимают большую часть информации об окружающем мире через эмоции.
Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории, чаще всего каждый из нас обладает некоторыми чертами и тех, и других, и третьих. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определённой категории.
Умение определить ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей его внешних проявлений необходимо для построения эффективного общения.
Упражнение «Посмотри на хорошего человека».
Цель: повышение самооценки, осознание каждым участникам себя в новом качестве.
Порядок выполнения и инструкция. У меня в сумочке - косметичке находится портрет самого хорошего, удачливого, симпатичного, любимого и любящего человека на свете. Я меня в сумочке - косметичке находится портрет самого хорошего, удачливого, симпатичного, любимого человека на свете. Я предлагаю отгадать, чей это портрет. После всех аргументов и предложении, предлагается всем участникам по очереди заглянуть в сумочку и посмотреть на портрет. При этом комментировать увиденное нельзя,чтобы остальные участники не догадались, чей портрет там изображён.
Анализ.
Кто не согласен с увиденным?
Какие чувства у вас вызывало увиденное?
Упражнение «Глаза зеркало души».
Цель: испытать силу взгляда
Порядок выполнения и инструкция.
Сейчас каждый из нас подойдет отдельно к каждому участнику и посмотрит друг другу в глаза.
Анализ.
Что вы чувствовали, когда вам смотрели в глаза?
(Участники высказываются)
Когда каждый из нас подходил и смотрел друг другу в глаза мы заходили в интимную зону. Интимная зона (15-45 см) или на расстоянии вытянутой руки. В английском языке интимная зона называется «пузырь». Внутри нашего «пузыря» мы чувствуем себя в безопасности. Разрешается проникнуть в эту зону только близким, тем, кто находится в тесном эмоциональном контакте (дети родители супруги близкие друзья). Доверие – вот условие, при котором мы добровольно пускаем кого-либо в свою интимную зону. Когда люди вторгаются самовольно, мы с трудом переносим, если кто-нибудь смотрит внимательно на нас или без разрешения дотрагивается до нас. Человек, «пузырь» которого нарушен без его разрешения, сильно страдает и вызывает массу негативных эмоций. Негативные эмоции больше испытывают люди, которые живут в городах, они ездят в общественном транспорте, поднимаются в лифтах - их интимная зона нарушается, туда «вторгаются» без разрешения.
Упражнение «Глаза зеркало души».
Цель: испытать силу взгляда.
Порядок выполнения и инструкция.
Сейчас я предлагаю каждому из вас подойти отдельно к каждому участнику и посмотрит друг другу в глаза. И таким образом нужно обойти всех участников и посмотреть каждому в глаза.
Анализ.
Что вы чувствовали, когда вам смотрели в глаза? Может в чьи-то глаза было смотреть легко, а в чьи-то трудно? Может кому-то не нравилось, когда вам смотрели в глаза?
Когда каждый из нас подходил и смотрел друг другу в глаза мы заходили в интимную зону. Интимная зона (15-45 см.) или на расстоянии вытянутой руки. В английском языке интимная зона называется – «пузырь». Внутри нашего «пузыря» мы чувствуем себя в безопасности. Разрешается проникнуть в эту зону только близким, тем кто находится в тесном эмоциональном контакте (дети, родители, супруги, близкие друзья). Доверие - вот условие, при котором мы добровольно пускаем кого либо в свою интимную зону. Когда люди вторгаются самовольно, мы с трудом переносим, если кто-нибудь смотрит внимательно на нас или без разрешения дотрагивается до нас. Человек «пузырь» которого нарушен без его разрешения, сильно страдает и вызывает массу негативных эмоций. Негативные эмоции больше испытывают люди, которые живут в городах, они ездят в общественном транспорте, поднимаются в лифтах и их интимная зона нарушается, туда вторгаются без разрешения.
Упражнение Мозговой штурм
«Способы саморегуляции в ситуации стресса». Негативные эмоции.
Порядок выполнения и инструкция. Давайте ответим на вопрос: Как Вы боретесь с негативными эмоциями? (Участники высказываются).
Мини-лекция «Как бороться со стрессом и с негативными эмоциями».
Сильные переживания вызывают в организме разнообразные физиологические изменения, которые, происходят, даже если мы стараемся скрыть, что у нас на душе. Многие пытаются с помощью дорогостоящих таблеток помочь себе. Но, оказывается, простая вода может послужить великолепным лекарством от стресса.
Как показали научные исследования, физиологические последствия стресса включают обезвоживание организма и наступающее в результате этого повышение вязкости крови, недостаточное питание кожи, нарушение обмена веществ. Простейшее средство против обезвоживания- увеличение количество принимаемой жидкости.
При этом необходимо помнить, что чай, кофе и алкогольные напитки здесь не годятся, поскольку лишь увеличивают скорость выведения жидкости из организма. Лучше чистую воду или натуральные несладкие фруктовые соки. Специалисты утверждают, что в состоянии стресса следует выпивать примерно восемь стаканов подходящей жидкости дополнительно к той, которую вы употребляете ежедневно. Ведь наше тело на 90% состоит из воды, и многие из наблюдаемых эффектов - всего лишь результат обезвоживания.
Простой душ так же помогает заметно ослабить стресс. Капли воды увеличивают количество отрицательно заряженных ионов в воздухе, которым мы дышим. При попадании на кожу, вода оказывают приятные ощущения и успокаивающий эффект.
Немецкие учёные нашли простой и эффективный способ снимать сильное нервное напряжение. Для этого нужно провести 3 минуты на морозе без одежды. При минусовой температуре воздуха в головном мозге вырабатывается сератонин - вещество, способствующее хорошему настроению.
Смех - это появление положительных эмоций. Он благотворно влияет на жизненно важные процессы в организме. Одна минута смеха заменяет 45 минут релаксационных упражнений и производит такой же эффект, как дополнительная доза витамина С. Необходимо просмотреть несколько дней подряд комедийные фильмы или телепередачи.
Мини - лекция «Сила эмоций».
У наших эмоций нет интеллекта. Они не могут проанализировать тот факт, происходит что-то в действительности или только в нашем воображении.
Наши эмоции просто реагируют на то, о чём мы думаем. Они не могут отличить факт от вымысла, истину от лжи, не могут отличить настоящие от прошлого или будущего. Наши эмоции предсказуемо реагируют на то, о чём мы размышляем.
То, что мы чувствуем, мы можем чувствовать только в настоящем времени. Мы можем чувствовать только в настоящем времени. Вы можете думать о том, что может произойти, а может и не произойти. Вне зависимости от всего этого ваши эмоции не могут провести между всем этим, ни какой грани отличия. Они просто реагируют, как если бы то, о чём вы думаете, происходило в настоящем времени. Если вы хотите изменить свои чувства, вам надо с начало изменить своё мнение. Все мы должны научиться воспринимать жизнь в её реальных проявлениях и трезво взирать на обстоятельство, возникающее на нашем жизненном пути.
Вы не можете изменить обстоятельства, но вы можете принять решение о том, как вы будете на них реагировать.
Наши эмоции не нуждаются в исправлении. Наши эмоции, вне зависимости от того, чувства ли это радости или беспокойства, работают совершенно нормально, точно так, как это и задумал Господь. Но наше мышление должно быть обновлено, если мы хотим, невзирая на обстоятельства.
Упражнение - релаксация «Апельсиновый сад».
Цель: обучение саморасслаблению.
Порядок выполнения и инструкция. Сядьте удобнее и расслабьтесь. Представьте себя идущим по узкой тропинке. Вы медленно подходите к белой калитке и распахивайте её. Перед вами открывается апельсиновый сад. Высокая изумрудная трава, по которой вы идёте, щекочет вам ноги. Вдруг, возвышаются апельсиновые деревья. На ветвях вы видите множество самых разнообразных птиц. Прислушайтесь к их голосам.
В густой, тёмно-зелёной листве апельсиновых деревьев видны спелые оранжевые плоды. Протяните ваши ладони, сорвите апельсин, поднесите его к лицу и вдохните аромат свежего спелого плода. Разложите апельсин, съешьте его спелую мякоть, ощутите вкус сладкого, терпкого сока.
Вслушайтесь в звуки окружающие вас. У самых корней деревьев течёт ручей. Наклонитесь к нему, опустите свои ладони в прохладную воду и смойте с них апельсиновый сок.
Вам хорошо, вам приятно и спокойно.
Посмотрите, вот летят бабочки. Полюбуйтесь их полётом. Их крылышки окрашены в самые разнообразные цвета: розовый, голубой, красный, жёлтый, зелёный и фиолетовый, они похожи на волшебные цветы.
Но нам пора возвращаться. Вы отдохнули, расслабились. Вы полны сил. Вы готовы к новой работе. Запомните это состояние, возьмите его собой.
Мы вновь проходим мимо апельсиновых деревьев, распахиваем его и выходим на узкую тропинку. Мы проходим по ней и возвращаемся на то место, откуда начали путь.
На счет раз, вы глубоко вздохнёте, и медленно выдохните воздух. На счёт два, вы откройте глаза. На счёт три, вы потянитесь и вернётесь из своего путешествия ко мне.
Упражнение «Мудрые советы для вашей жизни».
Цель: Пусть эти строки будут мудрыми утешениями в вашей жизни. «Записки с мудрыми советами».
Порядок выполнения и инструкция. Перед вами в коробке лежат записки, каждому из вас нужно взять одну записку. В ней написаны мудрые советы на память. Теперь я предлагаю каждому из Вас прочитать, то что написано у Вас в записках.
Мудрые советы. [/i]
• Ум человека - в себе, и сам способен превратить ад в рай и рай - в ад. (Мильтон)
• Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько
от того, как он оценивает то, что происходит. Наша оценка того, что происходит, всецело зависит от нас. (Монтень).
• Вместо того чтобы пережить из - за неблагодарности, будьте к ней готовы. Помните! что Иисус излечил 10 прокажённых за один день - и только один из них поблагодарил Его. Почему вы ожидайте большей благодарности, чем получил Христос? (Дейл Карнеги)
• Помните, что единственный способ обрести счастье – это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости получаемой от этого.
• Делая добро другим,вы в первую очередь помогайте себе.
• Сказанное тобой влияет на твою жизнь. Если говоришь доброе - хорошее случится в жизни твоей, но если плохое ты говоришь, то плохое случиться. (Притчи 18:20-21)
• Язык может говорить слова, которые приносят жизнь или смерть. Поэтому любящие говорить должны быть готовы принять последствие сказанного. (Притчи 18:21)
• Два человека смотрели сквозь тюремную решётку. Один видел грязь, другой видел звёзды. Постарайтесь увидеть звёзды в вашей жизни, какие бы трудности не встречали вас.
• Счастье на стороне того, кто доволен. (Аристотель)
• Человек, который принимает свою работу близко к сердцу, может за неё не волноваться. (Авессалом Подводный)
• Счастливой жизни нет, есть только счастливые дни. (А. Герье)
• Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей. (И. Г Чернышевский)
• Кто способен всё перетерпеть, тому дано на всё дерзнуть. (Л. Вовенарг)
• В делах человеческих лучше разбирается не тот, кто больше прожил, а тот, кто больше наблюдал. (А. Граф)
• Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк)
• Больше несчастья не бывают продолжительными, а малые не стоят внимания.
• Не плачьте из- за разлитого молока! Потерянного не воротишь!.
• Не переходи мост, пока не дошел до него, то есть не создавай себе трудности раньше времени.
• Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы. (От Матфея 6:34)
• Умение видеть положительную сторону каждого события- стоит больше тысячи фунтов в год. (доктор Джонсон)
• В жизни следует ставить перед собой две цели. Первая цель-осуществление того, к чему вы стремитесь. Вторая цель – умение радоваться достигнутому. Только самые мудрые представители человечества способны к достижению второй цели. (Логан Пирсалл Смит)
• Наша главная задача не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать сейчас, в направлении которое нам видно. (Томасом Карлейлем)
• Смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого дня и часа. (Эдвард С)
• Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. (Марк Аврелий)
• Кто не умеет пользоваться счастьем, когда оно приходит, не должен жаловаться, когда оно проходит.
Упражнение «Комплименты»
Цель: развитие умения видеть достоинства других людей.
Порядок выполнения и инструкция.
Каждый из нас должен выбрать цветок подойти отдельно к каждому участнику и сделать комплименты от чистого сердца и подарить цветок.
Анализ
Что почувствовали? Понравился ли комплимент? «Комплименты»
Рефлексия всего тренинга. Продолжить фразу: Сегодня мне… Сегодня для меня… и так далее.
Литература
1. Библия.
2. Монина Г. Б. Лютова – Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг педагоги, психологи, родители. - Речь Санкт-Петербург 2007.
3. Боб Джордж. Сила эмоций.
4. Казанский О. А. Игры в самих себя. - М., 1995.
5. Высказывания великих людей.