Алла Голудина
Сценарий конспекта семейного клуба «Навстречу друг другу» на тему: «Мамина колыбельная»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий конспекта семейного клуба «Навстречу друг другу» на тему : «Мамина колыбельная».
Составила воспитатель: Голудина А. А.
Дата: март 2016г.
Цель: Способствование повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрально-игровой деятельности ребенка в семье и детском саду.
Задачи:
1. Развивать инициативность и самостоятельность детей в речевом общении с взрослыми и сверстниками.
Публикация «Сценарий конспекта семейного клуба „Навстречу друг другу“ на тему: „Мамина колыбельная“» размещена в разделах
- Колыбельные песни
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный клуб.
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
2. Формировать умения, навыки и творческие способности детей и родителей в театрально-игровой деятельности.
3. Воспитывать умение сплочённо работать в коллективе.
4. Поспособствовать вовлечению родителей в жизнедеятельность группового сообщества.
План:
1. Вводная беседа с презентацией: «Влияние имитационных фольклорных игр на эмоциональное благополучие ребёнка в младшем дошкольном возрасте».
1. Исполнение детьми колыбельной песни «Баю-баюшки-баю».
2. Исполнение родителями и детьми колыбельной песни «Колыбельная медведицы».
2. Совместное инсценирование потешек.
3. Релаксация.
4. Памятки.
5. Разное.
Материал и оборудование:
памятки на каждого родителя;
атрибутика для театрализации (сорока, кот, лисичка, петушок, Алёнка, старик, сеть, рыба);
ноутбук, проектор, проекторная доска;
презентация;
музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: разучивание и обыгрывание стихов, потешек и песен.
Содержание
Родители проходят в группу, садятся на стульчики за круглый стол.
Воспитатель. Здравствуйте уважаемые гости, мы рады приветствовать Вас на очередной встрече в семейном клубе «Навстречу друг другу», сегодняшняя тема клуба «Мамина колыбельная». Но прежде чем мы услышим колыбельную, позвольте Вам рассказать и показать деятельность детей в группе.
1. Мини-лекция «Влияние имитационных фольклорных игр на эмоциональное благополучие ребёнка в младшем дошкольном возрасте»
«Фольклор – народная мудрость»
«Начало искусства слова - в фольклоре»
М. Горький
Поговорка: «Всё новое – это хорошо забытое старое».
В этом возрасте любимое занятие каждого ребенка – игра, и конечно, чтение сказок. А сказка для ребенка – это не просто вымысел, это фантазия, это особая реальность. В этом нам помогает театрально-игровая деятельность, которая позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. п.).
Театрально-игровая деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, учит детей видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождается стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованные игры помогают детям развить внимание, речь, память, творческое воображение, создают радостное настроение.
Высокая активность отмечалась у детей:
1. в игре «Путаница», где дети искали несоответствия в тексте, называли нужные звукоподражательные слова и старались четко произнести звуки.
- Замяукали котята: «Надоело нам мяукать. Мы хотим, как поросята, хрюкать!», «Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата, квакать», «Свинки замяукали: Мяу, мяу!» …;
2. в игре-инсценировке «Сидит кот у ворот», где дети проигрывали (проживали) стихотворение.
«Сидит кот у ворот
К себе кошечку ждёт,
На балалаечке поигрывает,
Мышкам глупеньким подыгрывает…»;
3. в народной подвижной игре «Мишка косолапый», где дети вместе с педагогом проигрывали и припевали песенку, тем самым развивали речевую функцию, общую двигательную систему.
Мишка косолапый Дети идут вперевалочку с ноги на ногу.
По лесу идет Приседают, делая вид, что собирают шишки.
Шишки собирает
Песенки поет.
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб. Дотрагиваются до лба ладошкой.
Мишка рассердился
И ногою топ! Топают ногой.
Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, стала замечать, что малыши, в групповой комнате играя с игрушками, начали проигрывать хорошо знакомые им русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», а на прогулке сами превращаются в сказочных героев и проигрывают полюбившиеся эпизоды из сказок «Теремок», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят».
Фольклор - прекрасное средство для развития у ребёнка всех сторон речи. Родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, представления о доброте, храбрости, трудолюбии. Знакомя детей с потешками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим ценностям. Проговаривая слова потешки, эмоциональное обращение невольно заставляет малыша прислушиваться, а напевность слов, создают эффект музыкальности. С их помощью у ребенка развивается речевой слух, произношение звуков.
О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры с движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. д.
Мы для совершенствования речи используем дыхательную и артикуляционную гимнастику – включаем её во время утренней гимнастики и после сна. Речевое дыхание, пальчиковую гимнастику, физкультминутки - используем в режимных моментах и на занятиях.
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: прибауток, забавных песен, песенок-небылиц, потешек, пестушек, поговорок, скороговорок, закличек (обращение к явлениям природы, колыбельных, сказочек, считалочек (стишки позволяющие распределить роли, хороводных игр – любимой забавы малышей.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Мы обратили внимание на то, что слушая ежедневно колыбельные песенки перед дневным сном, и разучивая потешки и прибаутки в режимных моментах, дети начинают вводить их в свои игры, например - во время кормления куклы, умывания или укладывания ее спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
Произведения малых фольклорных жанров используем в режимных моментах, создаём игровые ситуации, при заучивании подбираем игрушки или красочные картинки. Поощряем детей при самостоятельном использовании поэтического слова в игровых действиях.
Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, то в адаптационный период использовали такие потешки как:
1. В процессе организации умывании:
«Водичка, водичка,
Умой Настино (имя ребёнка) личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку».
2. В процессе организации приема пищи:
«Это - ложка, это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало».
3. В процессе организации дневного сна:
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню (имя ребёнка) не буди.
4. В процессе организации после дневного сна:
«Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка (имя ребёнка)».
5. В процессе организации двигательной активности:
«Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!»
6. При организации процесса одевания:
«Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки».
7. В повседневной жизни, в качестве ласки и шутки:
«Маленький, да удаленький».
«Танина (имя ребёнка) коса - всему городу краса».
«Растут детки, как грибки – дождевички».
«Права ножка, лева ножка - поднимайся понемножку».
8. В качестве поучения и наставления:
«Поспешишь - людей насмешишь».
«Спеши, не спеши, а поторапливайся».
«Мороз не велик, а стоять не велит».
9. В качестве порицания:
«Кто весел, а кто и нос повесил».
«Наш пострел везде поспел».
Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта.
Дети заходят в группу с любимыми игрушками.
Воспитатель. И сейчас, мы приглашаем детей исполнить колыбельную.
2. Исполнение детьми колыбельной песни «Баю-баюшки-баю».
Под музыкальное сопровождение дети с воспитателями исполняют колыбельную, убаюкивая свои любимые игрушки.
Дети ложат игрушки на модули, проходят к родителям.
Воспитатель. Уважаемые родители, давайте вместе вспомним колыбельную песню «Колыбельная медведицы», из мультипликационного фильма «Умка» и исполним её.
3. Исполнение родителями и детьми колыбельной песни «Колыбельная медведицы».
Под музыкальное сопровождение родители укачивают своих детей и исполняют колыбельную.
Воспитатель. Уважаемые гости Вам давалось домашнее задание, подготовить и инсценировать, понравившуюся потешку.
4. Инсценирование потешек.
Родители объединяются в команды и совместно с детьми показывают инсценирование малого фольклора.
***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через тёмный лесок.
Через лес, за речку.
Покричи: «Ку-ка-ре-ку!».
***
Алёнка-малёнка
Шустра, быстра:
Воды наносила
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насбирала –
В охоту её дело!
***
- Сорока, сорока!
Где была?
- Далеко!
По полю летала,
Зёрна собирала,
Печку топила,
Кашку варила,
Детишек скликала
Кашкой угощала.
Этому дала в чашечке,
Этому – в плошечке,
Этому – в поварёшке,
Этому – на ложке,
А этому – весь масляничек!
Толчёт, метёт,
По воду ходит,
Дрова носит,
Печку топит!
***
Как повадился коток.
Ко старушке в погребок
По сметану, по творог.
Как увидели кота
Ребятишки из окна,
Они хлопнули окном,
Побежали за котом.
Как догнали кота
Посреди двора!
Уносил кот ножки
По кривой дорожке!
***
Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку,
Посадила в уголок,
Дала сладкий кренделёк.
«Ай, Ванюша, попляши!
Твои ножки хороши,
Ещё нос сучком,
Голова пучком».
***
Сеть тяну,
Рыбу ловлю.
Попало немало:
Семь окуней,
Пятьдесят карасей,
Один ершок –
И туго в горшок.
Ухи наварю,
Всех ребят накормлю.
Аплодисменты артистам.
Воспитатель. Обращается к детям. Дети приглашайте родителей в круг на совместный танец «Горошинки цветные».
5. Исполнение танца под песню Беляева Александра «Горошинки цветные».
Родители, дети и воспитатели исполняют хороводный танец под песню Беляева Александра «Горошинки цветные».
6. Релаксация.
Воспитатель задаё т вопросы родителям:
• Что было самое интересное на сегодняшней встрече в клубе?
• Какую информацию хотелось бы получить подробнее?
• Появилось ли у Вас желание использовать фольклорные произведения дома?
7. Памятки.
По окончании релаксации воспитатели раздают памятки «Фольклор – народная мудрость», просят написать отзывы и предложения о встрече в семейном клубе.
8. Разное.
Прощаясь, воспитатели благодарят родителей за помощь оказанную родителями. Проводят индивидуальные консультации по запросам родителей.
Литература:
1. Акулова О. В., Гурович Л. М. Образовательная область Чтение художественной литературы, СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», М. : ТЦ Сфера, 2013.
2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Детство. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
3. Верховень В. Н. Чудо-книга. Ясные и тёплые стишки и сказки, песенки, прибаутки, потешки. – ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», г. Белгород, 2014.
4. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.
5. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008.
6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 3-4 лет, М. : Вентана-Граф, 2006.
7. Интернет ресурсы:
• https://ru.calameo.com
• https://dok.opredelim.com/docs/index-35014.html