Ирина Жан-Чи-Ха
Тренинг для родителей ДОУ «Легкая адаптация детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период.
Задачи:
1. Познакомить родителей друг с другом и педагогами
2. Дать знания о проблеме и адаптации к условиям детского сада
3. Выявить ожидания родителей и педагогов, связанные с приходом ребенка в ДОУ
Ход тренинга:
Приветствие – знакомство.
Публикация «Тренинг для родителей ДОУ „Легкая адаптация детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Упражнение «В детстве Я…»
- Мы все вышли из детства. Предлагаю вспомнить каким оно было у каждого из Вас.
Передавая по кругу мяч, нужно представиться и продолжить фразу «В детстве Я… (любил кататься на велосипеде, была активным ребенком и т. д.)
Упражнение: "Я меняю жизнь"
-Каждый из вас когда-то создавал семью. Вспомните, как вы чувствовали себя, когда знакомились с родителями своих будущих супругов. Какие эмоции вы испытывали? (ответы родителей)
- Практически каждый из Вас испытывал тревогу, волнение, ведь новая семья – это новые правила, новые люди. А теперь на минуточку задумайтесь, если Вам, взрослым людям, сложно было привыкать к чему-то новому, то как чувствуют себя дети, которых вы привели в детский сад. Ведь у них нет такого большого жизненного опыта. Они не понимают, что происходит, почему с ними рядом не любимые мамочка и папочка, а чужие тети. И они плачут, страдают, горюют. Происходит процесс адаптации.
Упражнение «Ассоциации»
- какие ассоциации у вас возникают на слово «адаптация».
Если адаптация – это день недели, то какой?
Если адаптация домашнее животное, тот какое?
Если адаптация – это вид спорта, то какой? (ответы родителей)
Адаптация – это приспособление организма к новым условиям, создание новых привычек и стереотипов.
- Поделитесь, какие перемены произошли уже на данный момент с вашим ребенком?
На самом деле в период адаптации могут наблюдаться различные психофизиологические реакции:
- Беспокойство
- Страх
- Заторможенность/ повышенная возбудимость
- Капризность
- Раздражительность
- Упрямство
- Агрессивность
Но эти реакции не должны вас сильно пугать. Скорее всего это просто защитные механизмы, реакция на стресс. Помним, что даже взрослым сложно бывает в новой обстановке, а что говорить о ребенке! К этому нужно привыкнуть.
Давайте поговорим об этом процессе.
Хотя адаптация к детскому саду уже благополучно заканчивается, а у кого
-то уже малыш адаптировался полностью – но мы сталкиваемся постоянно с процессом адаптации в жизни. Когда приходим в гости, в больницу, т. е. когда ребенок попадает в незнакомую ситуацию. Как же ему помочь пережить это без серьезных последствий?
1. Соблюдать режим дня. Он должен быть таким же как в саду. Ложиться и вставать в одно и то же время, спать днем, гулять (ОСОБЕННО ГУЛЯТЬ! Много! На свежем воздухе). Разнообразить меню. Без надобности не ходить в гости – это лишняя нагрузка на нервную систему ребенка.
2. Не допускать длительного времени просмотра телевизора. А для детей 2-3 лет вообще противопоказано.
3. При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии: объятия, поглаживания, игры с прикосновениями
4. Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзинку, мять бумагу, рвать газеты (это упраж. полезно и взрослым)
5. Способствовать формированию навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков – ребенку будет легче занять себя, отвлечься.
На самом деле, детский сад вызывает много эмоций и чувств заботливых мам и пап. Много опасений и надежд, особенно у тех родителей, которые в детский сад последний раз заходили лет так "-надцать" назад, когда сами были детьми.
Дело в том, что педагоги знают, что такое детский сад изнутри. Я хочу вам рассказать, что среди родителей витает много мифов по поводу посещения детьми сего учреждения.
Давайте рассмотрим некоторые из них.
Миф №1. "Дети в саду постоянно болеют".
Отчасти, это действительно так. Правда, болеют. Но есть оговорка: не все и не всегда.
Если Ваш ребенок впервые пошел детский сад, то первые полгода-год он действительно может много болеть. С точки зрения медицины - инфекции в таком количестве организм ребенка встречает первый раз. Иммунитету необходимо научится с ними "работать".С точки зрения психологии - стресс для ребенка, который ему необходимо пережить. Естественно, что организм "даст сбой".
Здесь важно то, как протекают болезни. Если процесс проходит относительно легко, не вызывая осложнений, то и беспокоиться не о чем. Малыш обязательно справится!
Если же болезни затягиваются, и каждая простуда оборачивается бронхитом или, хуже того, воспалением легких, то это повод задуматься.
Возможно, иммунитет ребенка изначально "оставлял желать лучшего", а стрессовая ситуация усугубила положение.
Возможно, проблемы носят психологический характер. Возможно, причина в повышенной тревожности мамы по поводу адаптации ребенка.
В психологии есть такое понятие как психосоматика, т. е. влияние чувств и переживаний на физическое здоровье человека. Еще проще – психологические причины могут вызывать болезни. Психосоматика у ребенка до 7 лет зависит от состояния мамы.
Как такое случается?
Подошел возраст 2-3 лет, пришло направление в сад. И мама рассуждает:
"Вроде как направление дали, не пропадать же. "
"Ему со сверстниками надо общаться. "
"Ребенку необходимо общество. "
А когда спросишь маму "А как Вы пережили то, что ребенок пошел в сад? А считаете ли Вы указанные причины действительно важными для Вас?", то выясняется, что причина в маминой "неготовности" оторвать от себя ребенка. То есть мама привела для себя, безусловно, важные доводы пользы детского сада. Но внутри у нее все "сжимается в комок" от нежелания отпускать от себя ребенка.
Она не готова! Вот тогда у ребенка случается заболевание, при котором он остается с мамой вдвоем, они снова много времени проводят вместе! Все снова понятно и спокойно.
Но ведь и Маму можно понять! Ей на самом деле тяжело.
Милые мамы!
Если Вы чувствуете, что не готовы отпускать ребенка "в большой мир", но понимаете, что рано или поздно сделать это придется, то необходимо себя "перенастроить".
Вам на помощь может прийти психолог, тематические форумы в интернете и специальная литература на данную тематику.
О детских слезах.
Миф №2. "Ребенок целый день будет плакать без меня".
Ребенок действительно, может хныкать, периодически разрыдаться, да. Но так чтобы все время навзрыд, нет. Почему?
Ну, воспитатели живые же люди. Ваш ребенок в группе - не единственный. Даже при условии, что все дети спокойны - уровень шума в группе очень высокий. Поэтому воспитатели сделают все, чтобы успокоить Вашего малыша: посадят его на колени, будут держать за руку все то время, что требует малыш, смотреть с ним в окошко и ждать маму.
Хотя плакать ребенок, вероятнее всего, будет. Есть, конечно, единицы, которые не ревут, но в большинстве.
И на самом деле, плачущий ребенок вызывает меньше опасений, чем ребенок не плачущий (не все). Плачущий ребенок переживает горе. И его нужно отгоревать.
Особенный треш ждет родителей по утрам. Для малыша момент расставания самый трагичный.
Некоторые детки начинают плакать уже с вечера. Сама фраза "Завтра в садик" вызывает бурю негодования. Уговаривать ребенка хорошо себя вести и прекратить плакать при этом совершенно бесполезно. Лучше посочувствовать - ему, правда, тяжело.
В любом случае, милые родители, нужно усвоить!
Если уж отвели ребенка в сад - сделайте усилие и начните доверять воспитателям. Они справятся. Обязательно найдут способ успокоить Вашего малыша.
Как правило, 90% ребятишек успокаиваются через 10-15 минут после ухода мамы.
Безусловно,в группе он может тихонечко плакать и грустить на стульчике.
Может снова громко разреветься при выполнении некоторых режимных моментов, например, если все дети дружно начнут собираться на прогулку. Нужно дать ребенку право на эти эмоции. Пусть лучше плачет, чем держит в себе. Есть такие слезы, которые нужно выплакать. Это как раз случай тех самых слез.
И еще заметка к сведению. Раз уж о слезах говорим.
Слезы по утрам могут наблюдаться еще довольно долгое время. При этом если ребенок быстро успокаивается после ухода мамы, болеет не больше положенного, у него хороший аппетит, он идет на контакт, то такие слезы - не показатель дезадаптации. Возможно, эти слезы - исключительно "концерт для мамы", возможно, малышу просто сложно переключиться с режима дома на режим сада, возможно, ребенку сложен сам факт того, что мама уйдет. Он имеет право на такую реакцию. Главное - не делать из нее проблемы ни маме, ни воспитателю. И ни в коем случае не стыдить и не ругать за это ребенка!