Ирина Малышенкова
Тренинг для педагогов «Весны прекрасные мгновенья»
▼ Скачать + Заказать документы
Холодная зима с вьюгами и морозами осталась позади, природа пробуждается от долгой и утомительной спячки, солнце светит ярче, дни становятся длиннее, совсем скоро земля сбросит с себя снежное одеяло и покроется зелёной травой. Казалось бы, чем не повод для радости и отличного бодрого настроения? Но не тут-то было. Многих людей в эту пору посещают тоска, уныние, меланхолия и апатия, они начинают хандрить больше обычного, и почти ничто не может вызвать их улыбку: ни пение вернувшихся с юга птиц, ни звон капели за окном, ни ожидание тепла и яркого солнечного света. Вот такой вот весенний парадокс. Специалисты относят подобное состояние к числу депрессивных. Как побороть весеннюю депрессию? Нужно ли применять какие-либо меры по устранению данной проблемы, или само пройдёт? Предлагаю вашему вниманию тренинг по профилактике весеннего депрессивного состояния «Весны прекрасные мгновенья».
Публикация «Тренинг для педагогов „Весны прекрасные мгновенья“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов.
Ход мероприятия:
I Этап: Приветствие. Упражнение «Здравствуй».
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
II Этап : Разминка. Упражнение «Перебежки».
Участники сидят на стульях, ведущий — в центре круга. Ведущий предлагает поменяться местами тем:
1. у кого есть брат, сестра;
2. кто любит шоколад
3. у кого есть дети
4. кто сегодня позавтракал
5. кто родился в мае
6. у кого серые глаза и т. д.
Задача — всем найти место, в том числе и ведущему.
III Этап: Основная часть.
- Весна прекрасное время года. Все вокруг оживает, пробуждается после зимней спячки.
- Что такое весна по календарю? Это три месяца, которые вначале мало чем отличаются от зимы, а в конце пекут жарким летним солнцем.
1. Упражнение «Солнце радости».
Цель: осознать радостные моменты жизни, создавать позитивное настроение.
Участники группы индивидуально рисуют солнце так, как это делают дети: круг, а от него расходятся лучи. На каждом луче необходимо написать то, чему участник группы радуется в жизни. Количество таких лучей не ограничено.
- Рисуйте и пишите столько, сколько именно вам необходимо. Обращайте, пожалуйста, внимание на те чувства и мысли, которые у вас появляются в процессе выполнения упражнения.
Затем участники делятся своими «солнечными лучами» друг с другом. «Солнечный луч» можно давать не только одному человеку. Прислушайтесь к себе. Обращайте внимание на свои чувства, переживания, мысли, когда делитесь «лучиками вашей радости» и когда получаете от других людей их лучи.
Обсуждение: Чем бы вы хотели поделиться после этого упражнения? Какие чувства и мысли возникали у вас во время выполнения упражнения? Что с вами происходило, когда вы делились с другими членами группы «лучиками вашей радости» и получали от других лучи? Получили ли вы какой – то нужный для вас именно сейчас лучик? Удалось ли этим лучам согреть ваши сердца?
- Даже в центре шумного города весной воздух вкусный до невозможного. Рыхлая влажная земля наполняет его ожиданием чего-то великого. Случайные тонкие ароматы цветущих деревьев вырывают из потока напряженных мыслей, унося с ветром все тревоги и неуверенность.
Дышишь полной грудью и понимаешь – весна! Значит, точно все будет хорошо. Все уже хорошо!
3. Упражнение «Мобилизующее дыхание»
Исходное положение — стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох — такой же продолжительности, как вдох. Затем постепенно увеличивать фазу вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки заключена пауза (задержка дыхания, затем - фаза выдоха:
4 (2) 4, 5 (2) 4; 6 (3)4; 7 (3)4; 8 (4) 4;
8 (4) 4, 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8;
8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4.
Дыхание регулируется счетом ведущего, еще лучше с помощью метронома, а дома — мысленным счетом самого занимающегося. Каждый счет приблизительно равен секунде, при ходьбе же его удобно приравнивать к скорости шагов.
- Весной трава самая сочная и на цвет, и на ощупь. Молодые маленькие листья еще не набрались силой, потому мягкие и бархатистые на ощупь. Солнце греет, но не печет, поэтому они еще не успели выгореть и искрятся изумрудным насыщенным цветом.
- Трава, такое впечатление, что еще не просохла от подземных вод – сочится свежестью и юностью. Скорее даже детством. Проведешь по ней рукой – как будто дочь погладила по волосам. Такая же мягкая, как косы маленького ребенка. И все это – трава, листья – сплетаются в плотный и дышащий жизнью зеленый ковер.
4. Ходьба по дорожке здоровья. Ходьба по массажным коврикам (массаж оказывает благотворное влияние на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом).
- А как прекрасен желтый ковер одуванчиков весной.
Сотни пушистых желтых солнышек греют душу и радуют взор. Смотришь и не можешь насмотреться на эти огромные островки счастья.
5. Упражнение «Цветок»
«Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.
Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда были цветками»
6. Релаксация «Цветок в ладошках»
Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу (звучит релаксационная музыка со звуками природы).
Ведущий: «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках, и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он - точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.
Ведущий спрашивает об ощущениях, испытанных участниками.
7. Творческое задание «Прекрасный сад»
Описание упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить какой цветок детства в ладошках они представляли в предыдущем упражнении. Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей, бусины.
Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, (можно использовать ватман и клей) желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на других растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами.
Психологический смысл упражнения: оно используется для психологического сброса внутреннего напряжения, служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.
IV этап: Заключительная часть.
Примите в дар эти цветы в память о нашей встрече (цветы в горшочках для клумбы). Пусть они радуют вас, вдохновляют и чувством ласки наполняют. Пусть исполняются мечты, и будет всё, как хотите вы!
Теплом весна согрела нас
И я скажу вам без прикрас-
На сердце стало так светло.
А на душе легко!Легко!
Ушла печаль, а с ней тоска,
Депрессия - пока!Пока!
Ведь солнце яркое горит,
Лучами греет и манит!
Зовет на волю, на луга,
на речку слушать соловья.
Он там в кустах-ох!Как поёт!
Душа ликует. Счастья ждёт!
Весна надежду всем даёт.
Пусть вера в лучшее живёт,
Любовь в сердечко к нам пришла
И розой нежной расцвела!
Есения (Елена Серикова)