Наталья Караулова
Тренинг для педагогов по развитию позитивного самовосприятия и коммуникативных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический тренинг для педагогов
по развитию позитивного самовосприятия и коммуникативных навыков.
Караулова Наталья Николаевна, педагог-психолог
Задачи:
1. создать атмосферу доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.
2. развить у педагогов коммуникативные умения;
3. сформировать навыки позитивного самовосприятия;
Публикация «Тренинг для педагогов по развитию позитивного самовосприятия и коммуникативных навыков» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
4. научиться распределять свою психическую энергию, расширить диапазон способов эффективной саморегуляции.
Оптимальная группа состоит из 12–17 человек.
Тренинг проводится в течение 1,5-2 часов в кругу в довольно просторном помещении с наличием стульев по числу участников.
Материалы и оборудование:
• листы бумаги формата А4;
• ручки, цветные карандаши;
• упаковка бумажных салфеток;
• бланки с геометрическими фигурами.
«Уважаемые участники тренинга, нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Что-то делать с собой здесь мы можем только с помощью друг друга, через наше общение. Чтобы оно было более эффективным, мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть себя и других. Мы будем узнавать друг друга через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, оно должно подчиняться некоторым правилам:
• «Здесь и теперь». Главное не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь». Главное для нас, что человек видит, чувствует «здесь и теперь» по отношению к себе, к другим. Групповой опыт, обретенный через «здесь и теперь», все, что происходит с группой в целом и с каждым из нас, является большой ценностью такого общения.
• Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с другом откровенны и открыты. Это не означает, что каждый обязан выкладывать все свои тайны. Важно только одно: если участник чувствует, думает, переживает «здесь и теперь», то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства так, чтобы они стали достоянием группы. А если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правила «Свободы выбора» и «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».
• Правило "Я - высказываний". Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю…», а не от авторитетного лица или с точки зрения каких-то норм и законов. Нужно избегать высказываний типа: «Мы все чувствуем…» или «Существует мнение…».
• Правило уважения говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы.
• Правило конфиденциальности. Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям. О себе, о своем опыте, словах, переживаниях – пожалуйста.
1. Упражнение «Приветствие по – разному»
Участники рассчитываются на 1-й, 2-й, образуют внутренний и внешний круг. Каждый участник внутреннего круга стоит в паре с участником внешнего круга – положение «карусель». Внутренний круг неподвижен. По команде ведущего пары приветствуют друг друга, затем представители внешнего круга переходят к соседу слева и т. д.
Ведущий объявляет, что сейчас все будут здороваться друг с другом, но не совсем привычными способами. Ведущий хлопает в ладоши и кричит: «Как деловые люди рукопожатием!» Все пожимают друг другу руки. Затем ведущий хлопает в ладоши и выкрикивает: «Правыми коленями». Все касаются коленом колена и здороваются и т. д. : правыми локтями, левыми локтями, затылками, спинами; реверансом как французские короли и королевы, громко топая ногами, как африканские слоны; без помощи слов и рук, а только взглядом (подмигиванием); старым русским обычаем – трехкратным поцелуем ( сопровождаем фразой: «Ба! Какие люди») и т. п.
2. Упражнение (вводное) «Мои ожидания»
Отправляясь куда-то в поездку, в гости, на концерт, мы подсознательно испытываем определенные ожидания от этого. Если что-то не оправдывается, мы чаще всего расстраиваемся. Мне, как ведущей, не хочется, чтобы вы испытали разочарование, поэтому предлагаю для начала мини-игру «Мои ожидания».
Вопросы:
1. Нравится мне или нет, что сейчас будет проходить это занятие.
2. Насколько активно я готова работать.
3. Что хочу получить в конце.
3. Разминка. Упражнение «Порядковый счет»
Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры; тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого. И так далее по кругу, охватив всех участников тренинга.
4. Знакомство. Упражнение «Снежный ком»
«Уважаемые участники тренинга, у меня есть вот такое яблоко, какое оно. Я прошу вас подобрать к нему прилагательные. Внимание! Каждый участник повторяет прилагательные всех предыдущих и называет свое. Действие происходит по часовой стрелке.
5. Упражнение «Путаница»
Цель: Повысить тонус группы и сплотить участников.
Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число игроков должно быть четным). Затем все вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться по кругу, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.
6. Упражнение «Салфетки»
Цель: расслабление, выявление представлений слушателей о себе.
По кругу передается пачка салфеток. Ведущий объявляет, что каждый участник может взять то количество, которое считает нужным для себя: «На случай, если потребуется, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток и передайте соседу» Когда салфетки будут разобраны всеми участниками группы, психолог просит пересчитать их и назвать столько позитивных фактов из своей биографии, сколько салфеток у них в руках.
7. Упражнение «Ливень»
Цель: расслабление, снятие напряжения, активизация внимания, наблюдательности.
Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь таким образом, на восприятие звуков. Ведущий находится в кругу, он делает определенные движения, и все повторяют по кругу эти движения. Так как он поворачивается к каждому лицом, и только после этого игрок начинает выполнять движение, и выполняет его до тех пор, пока ведущий не повернется по кругу и не даст нового движения, то одно движение выполняется по нарастающей, а второе – по убывающей.
Виды движений:
1 круг – потирание ладоней;
2 круг – щелканье пальцами;
3 круг – похлопывание по бедрам;
4 круг – похлопывание по бедрам, дополненное притоптыванием.
И далее движения возвращаются назад (к потиранию ладоней). Так постепенно создается шум сильного ливня.
8. Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Цель: определение своего пути.
Инструкция. Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
• похожие черты;
• противоположные черты;
• какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
• каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т. д.
Комментарий : эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
9. Упражнение «Фигуры»
Написать свои положительные качества внутри каждой фигуры, изображенной на листе (приложение 1).
Интерпретация:
Прямоугольник – это качество придает устойчивость; заняты поиском лучшего положения.
Овал – это качество нарисовано на лице;
Большой овал – это качество свойственно в наибольшей степени;
Прямоугольник со скругленными углами – это качество помогает сглаживать острые углы во взаимоотношениях;
Растянутый узкий овал – это качество растягивается во все сферы жизни;
Квадрат – это качество придает индивидуальность; квадрат – неутомимый труженик, ему свойственны усердие и упорство, терпение.
Вертикальный прямоугольник – это качество помогает расти;
Треугольник – качество, которое вы применяете по-разному; символизирует лидерство, ощущает свое предназначение.
Круг – качество, придающее внутреннюю гармонию; самый доброжелательный из 5-ти форм. Он скрепляет семью, рабочий коллектив. Круг – прирожденный психолог.
Шестиугольник – … На что похожа эта фигура? Какие ассоциации? Если алмаз, бриллиант – самое дорогое, ценное качество.
Комментарий : здесь можно порассуждать над тем, какое качество было написано первым, на какой фигуре возникли сложности, кто не заполнил одну или несколько фигур, почему и т. д.
10. Упражнение «Мне нравится в тебе…»
Участникам по кругу необходимо продолжить фразу, обращаясь к коллеге справа (так называемое «психологическое поглаживание»).
11. Упражнение «Стратегии самопомощи»
Ведущий: «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись — у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись - у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми».
Подумайте над вопросом: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?» Ведущий просит каждого поделиться своим опытом с группой (т. е. способы самовосстановления).
Комментарии : существует 6-ти-канальный метод самовосстановления (разрядки) :
Ч – чувства, эмоции (музыка, книги, все, что питает наши органы чувств)
У – ум (рефлексия, анализ, обдумывание, построение стратегии; подходит для рациональных людей)
В – вера (обращение к богу, совершение определенных манипуляций, обрядов; обращение к к-л философскому учению)
С – социум (любое взаимодействие, общение)
Т – тело (СПА, массаж, спорт, прогулки)
ВО – воображение (творчество, фантазирование, мечтательное планирование)
Конечно, все эти способы вам известны и вами применяются, но осознанное понимание того, что можно применить в наличной стрессовой ситуации, помогает гораздо быстрее и качественнее восстановиться.
Комментарий : после выполнения упражнения можно раздать педагогам памятки с профилактическими правилами на каждый день (Приложение 2).
10. Рефлексия
Оценка своего настроения до и после работы в режиме тренинга всеми участниками. Что понравилось – не понравилось, что хочется сказать коллегам, ведущему.
Заключение
Важным преимуществом тренинговой работы является максимальное эмоциональное вовлечение участников в события. В основе лежит групповая работа, которая дает навык коллективных действий, развивает интуицию и воображение, учит осознавать свою и чужую роль, мобилизует умения и знания. Возникает феномен групповой сплоченности, которая притягивает участников друг к другу после тренинга, давая ресурс для реального внедрения наработанных результатов. Т. е. опосредованно решается задача по развитию педагогического коллектива.
Основными методами, применяемыми в данной работе, являются позитив-технологии, направленные на развитие позитивного мышления учителей. Это упражнения «Салфетки», «Фигуры», «Все равно ты молодец, потому что…», так как основная их цель — развитие навыков позитивного самовосприятия и передачи это другим.
Только когда в коллективе установилась атмосфера безопасности, психологу можно переходить к основным упражнениям, направленным на актуализацию внутренних ресурсов (упражнения «Фигуры», «Я – дома, я – на работе», «Стратегии самопомощи»). Такая работа должна проходить очень осторожно, поскольку предстоит встретиться с сопротивлением некоторых участников. Но необходимо дать им право на это сопротивление, уделить еще большее внимание и показать принятие.
Для успешной работы учителя необходимо, в первую очередь, позитивное отношение к самому себе, своей работе, владение способами саморегуляции психического состояния. В связи с этим в качестве мер профилактики синдрома эмоционального выгорания предлагается: непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, умение распознавать свои негативные эмоции, принять их и найти оптимальный способ их трансформации в позитивные. Чем больше различаются между собой «житейское» и «рабочее» состояние педагога, организация его профессиональной деятельности и обычная жизнь, тем более длинный путь профессионального развития он сумеет проделать и тем более качественным специалистом стать.
Предполагается, что психологическая поддержка школьных педагогов в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией в работе школьного психолога. Ее можно рассматривать в качестве фундамента, над которым могут потом вырастать другие компоненты работы. Без такого фундамента все остальные воздействия психолога могут оказаться практически бесполезными, а в некоторых случаях вызвать неприятие и агрессию со стороны учителей.
Список литературы:
1. Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. – СПб., 2007.
2. Айзенк М. Психология для начинающих. – СПб., 2004.
3. Джонсон Д. У. Тренинг общения и развития. – М. : Прогресс, 2001. – 248с.
4. Козлов Н. Н. «Лучшие психологические игры и упражнения». Екатеринбург,1997.
5. Макшанов С. И. Психология тренинга. – СПб., 1997.
6. Петровская Л. А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. – М., 1982.
7. Прохоров А. О. Психология самоуправления. – Казань, 1997.
8. Петровская Л. А. «Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг». М., 1989.
9. Прутченков А. С. «Тренинг коммуникативных умений».М., 1993.
10. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, №6.
Приложение 1
Приложение 2
Профилактические правила (антистрессовые приемы)
Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот, к примеру, рекомендации австралийских специалистов:
1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте, прогуливайтесь или просто сидите на скамейке в парке. Хватит отдавать себя только работе!
2. Не реже одного раза в день говорите важному для вас человеку теплые слова. В нашем мире одно осознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.
3. Два-три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобится душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.
4. Пейте больше воды (не спиртных напитков). Не менее 1,5-2 литров в день.
5. Хотя бы раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (чуть-чуть нарушить диету, побаловать себя вкусняшками на ночь, лечь очень поздно спать).
6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Пусть некоторые сообщения останутся не прочитанными, а некоторые звонки – не отвеченными. Бесцеремонные люди крадут часы вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.
7. Когда вы подавлены или рассержены – совершайте неадекватные поступки (только в рамках закона, за городом и в отсутствии живых организмов поблизости). Разбейте старые тарелки, прокричитесь, переставьте мебель, вскопайте огород вдоль и поперек.
8. Съедайте в день по банану. В нем содержатся практически все витамины, много микроэлементов и высокая энергетическая емкость.