Оксана Аникина
Тренинг для педагогов «Говорим с семьей о трудностях ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов «Говорим с семьей о трудностях ребенка».
ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ
Для кого: воспитателей, которые испытывают трудности в общении с родителями.
Зачем: научить вести диалог с родителем, доказывать свою точку зрения, учитывать мнение собеседника, развивать навык работы в паре, видеть ситуацию с разных точек зрения.
Вводная игра-приветствие
Публикация «Тренинг для педагогов „Говорим с семьей о трудностях ребенка“» размещена в разделах
Все участники хаотично передвигаются по комнате. Когда два участника встречаются, то приветствуют друг друга, как хотят. По желанию, психолог показывает участникам способы приветствий в разных странах или предлагает придумать собственные.
Вступительное слово психолога.
Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи воспитателей.
Когда говорят о профессиональном уровне педагога, всегда стремятся дать представление о стиле его взаимоотношений с родителями детей. Построение деловых, продуктивных отношений с родителями – особая профессиональная работа. Для её грамотного выполнения воспитатель должен многое знать и уметь: представлять себе психологию родителей, владеть техникой общения, убеждения, разъяснения, методиками проведения различного рода встреч. Но для установления контакта с родителями мало быть профессионалом – нужно прилагать усилия, чтобы стать человеком который «просто нравится».
Психотерапевт Владимир Леви в своей книги «Искусство быть другим» выделяет главу «Гений общения». На черты «гениев общения», которые даёт автор, можно ориентироваться.
1. Плюс интерес.
Огромное любопытство и колоссальная жадность к людям. Повышенная наблюдательность и память на всё, что касается другого человека.
2. Минус тревожность.
Душевное спокойствие, как запах роз, привлекает людей.
3. Плюс обратная связь.
В ходе беседы собеседник замечает лишь одно: разговор идёт, обстановка теплая. Сопутствующие качества – тактичность и остроумие.
4. Плюс артистизм.
Богатство жестов, интонаций превосходного рассказчика и мима. Он разный с разными людьми.
5. Плюс – минус агрессивность.
При общем фоне добродушия гений не лишён агрессивности, которая проявляется редко, но метко.
6. Минус предвзятость.
7. Плюс предвидение. Плюс симпатия.
Излучение доброжелательности возвращается отражённым светом.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды – всё это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно выбрать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Убеждена что совершенно разные по составу, семейным ценностям и культурным традициям, по разному понимающие место ребенка в жизни общества, открыты положительным инициативам детского сада и готовы откликнуться на них.
Игра по ролям
Педагог-психолог :
Сейчас, я попрошу вас построиться кругом со мной в центре. (Участники становятся в круг.) Приглашаю пару участников выйти в центр круга, чтобы представить нам ситуацию «как убедить родителя в трудностях ребенка». (Выбирайте в пару педагогов, на которых часто жалуются, которым трудно общаться с родителями. Объясните паре правила.) Один из вас играет роль родителя, другой – педагога. Задача «педагога» – убедить «родителя», что у ребенка серьезные поведенческие трудности : не участвует на занятиях, убегает на прогулке, агрессивен, с трудом понимает речь. Задача «родителя» не принимать позицию «педагога», показывать, что трудностей у ребенка нет. Вспомните в своей практике такого родителя и разыграйте его роль. (Педагоги начинают представление. Ваша задача – подводить к концу беседы, чтобы участники попробовали завершить разговор и решить проблему. Предложите каждому из участников пары сыграть обе роли. Попросите остальных педагогов не шуметь, не говорить вслух и не оценивать игру. После того как пара сыграет, задайте вопросы каждому участнику пары.)
Педагог-психолог :
Как вы себя ощущали в роли родителя и педагога? Вы были удовлетворены тем, как с вами беседовал педагог? Что вам не понравилось во время беседы? Что вы чувствовали, когда родитель пытался показать, что вы не правы? Вы использовали все возможности для того, чтобы убедить родителя? Вы испытывали раздражение, когда чувствовали давление педагога? (Когда пара ответит, задайте вопросы остальным участникам.)
Оцените, пожалуйста, роли педагога и родителя, которые вы увидели. Что бы вы в подобной ситуации добавили или что бы не делали? Возможно какие-то слова или поступки вам не понравились или, наоборот, вы возьмете на вооружение, при своем общении с родителем. Скажите о них. (Выслушайте все варианты ответов. Во время обсуждения делайте заметки на мольберте, выделите основные моменты во время общения с родителем. После того как все педагоги ответят, сделайте выводы.)
Упражнение «Ловим палец»
Попросите участников встать в круг, поставить палец правой руки на ладонь левой руки соседа справа. Таким образом, палец правой руки каждого участника стоит на ладони соседа справа, а палец соседа слева – на его ладони. По вашей команде «раз-два-три» участники одновременно ловят чужой палец и не дают поймать свой.
Упражнение «Дотронься до.»
Назовите ориентир, например, «дотронься до белого. золотого. приятного.». Задача участников – быстро найти и дотронуться до того, кто обладает данным признаком. Уточните правила: дотрагиваться только на людях, а не на себе. Последний, кто дотронулся, становится ведущим.
Упражнение «Ритуал прощания»
Педагог-психолог :
Спасибо вам, что пришли на нашу встречу. Надеюсь, сегодня у вас получилось понять разные стороны ролей «родитель» и «педагог» и сделать выводы, что стоит и не стоит говорить в таких отношениях. В конце нашего занятия предлагаю вам заполнить небольшую форму, чтобы оценить, понравились ли вам упражнения тренинга.