Ирина Кожаткина
Тренинг для педагогов «Способы решения конфликтных ситуаций»
▼ Скачать + Заказать документы
Правила работы в группе:
1. Доверительный стиль общения
2. Общение по принципу «Здесь и сейчас»
3. Активность
4. Искренность в общении
5. Недопустимость непосредственных оценок
6. Уважение к говорящему
Упражнение «Я лучше всех умею…»
Каждый участник делится тем, что он лучше всех умеет (у кого в руках мяч, тот рассказывает)
Игра-приветствие "Трамвайчик"
Публикация «Тренинг для педагогов „Способы решения конфликтных ситуаций“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий: «А я рядом». Следующий: «А я зайцем». Четвертый: «А я с…» и называет имя любого участника. Тот, чье имя назвали, торопится сесть на свободный стул, и все по аналогии повторяется сначала.
Хотела немного порассуждать, как вы думаете, могут ли люди существовать не взаимодействуя друг другом, может быть и да, но трудно это представить. А всегда ли это взаимодействие носит позитивный характер? Безусловно нет. Ссоры и конфликты постоянно втсречаются в нашей жизни и в магазине и в трансорте и в семье и на работе. Можно сказать, что это норма общественной жизни. Однако, несмотря на это, очень важно уметь правиль вести себя в конфликтной ситуации и решать ее по возможности конструктивно.
Умение управлять конфликтами приводит человека к чувству, что он влияет на ситуацию, а не она на него, и повышению самооценки. Сейчас я хотела предложить вам несложное упражнение.
Упражнение «Яблоко и червячок»
Сесть участникам удобно, закрыть глаза и представить на минуту, будто они – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ (у каждого на стуле должен быть листочек и карандаш). К обсуждению результатов этого упражнения мы вернемся немного позже, а в данный момент возвращаемся к обсуждению главной темы темы.
Конфликт в переводе с лат.-столкновение. О негативных последствиях конфликтов мы все хорошо знаем, давайте назовем 5 факторов
Называем
• Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
• Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
• Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
• Представление о победителях или побежденных как о врагах.
• Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Но есть и позитивные, давайте попробуем назвать 5 факторов
Называем
• Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
• Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
• Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
• Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
• Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом
С этим, все, казалось бы, понятно. Остается главный вопрос, как с этим быть, что делать? Как вести себя в конфликтной ситуации?
Итак, существует 5 основных способы решения конфликта
Конкуренция (учет своих интересов)
Уклонение/избегание (игнорирование и своих и партнерских интересов)
Приспособление (игнорирование своих интересов)
Компромисс («половинчатая» выгода, взаимные уступки)
Сотрудничество (поиск решения, удовлетворяющего обе стороны).
У каждого спопоба есть свои плюсы и минусы. В жизни, когда мы сталкиваемся с конфликтами обычно мы используем разные тактики.
А теперь, когда мы познакомились с основными способами решения конфликтов, возвращаемся к обсуждению упражнения «Яблоко и червячок», выполненное ранее. к нашему упражнению, которое мы делали в начале тренинга и я еще просила написать Вас кое-что на своих листочках. Кто-нибудь хочет зачитать то, что написано у него в листочке (ответ, который бы вы дали червяку) В это время остальные участники постараются определить, какую стратегию иллюстрирует этот ответ.
Обсуждение (обсуждаем написанные на листочках ответы воображаемому червячку: один участник зачитывает, другие пытаются охарактеризовать выбранный способ решения конфликта, исходя из только что обсужденной информации).
Это упражнение иллюстрирует нашу сиюминутную подсознательную склонность к выбору того или иного способа выхода из конфликтной ситуации.
Часто бывает, что мы, против своей воли бываем «втянуты» в конфликт, причиной тому могут служить «трудные» в общении люди. Наверное у каждого человека в зависимости от жизненного опыта есть собственная классификация трудных в общении людей.
Самыми эффективными, в т. ч. в педагогической среде признаны компромисс и сотрудничество, т. к. именно они позволяют конструктивно решать сложноую ситуацию. Другие способы тоже могут оказаться эффективными, но это скорее исключение из правил и есть риск, что их применение либо переведет конфликт в скрытую форму и выплеснется позже более интенсивно, либо перейдет в другие инстанции. (Нелишним было бы напомнить, что современные родители любят решать любую проблему на высоком уровне, пишут в инстанции и достается всем, поэтому лучше решать на месте.
Выбрать способ решения конфликта-это лишь половина успеха, важно правильно себя повести в ситуации, когда она возникла спонтанно и проявляется достаточно ярко.
В жизни существует две ситуации конфликта
«Вас вовлекают» и «Вы-инициатор конфликта»
Рассмотрим первую ситуацию
«Вас вовлекают» (Вы-жертва обстоятельств)
Помогающие приемы
1. Приветствие (Универс приемы (улыбка, имя, комплимент) во время встречи и разговора, чтобы разрядить обстановку).
2. Дать выпустить пар: упражнение «Энергетический купол» (дать возможность человеку высказыть все, что он хочет, не препятствуя ему и не вступая в дискуссию, при этом мысленно представляем, что вы в этот момент окутаны неким прозрачным, но надедно защищающим от всего негативного куполом); «счет до 10,100» (пока человек выговаривается мысленно считаем)
3. Воспринимаем суть проблемы (используем прием "Активное слушание": контакт «глаза в глаза», поддакиваем, участливо киваем головой, уточняющие вопросы, в конце пересказываем услышанное своими словами, демонстрируя как мы поняли)
4. Ответная реакция (с помощью техники Я-сообщение)
5. Обсуждение и поиск решений (Как вы думаете)
6. Контроль за исполнением выбранного решения
Разбор ситуации:
Мама: Почему у Миши все время грязная уличная одежда, это невозможно, я каждый день стираю! Ниужели нельзя за детьми смотреть более внимательно? За что вам только деньги платят?
(Можно рассмотреть еще один пример из жизни).
Отработка применения основных психологических приемов
Я сообщение (осознание своих чувств, выстраивание высказывания от первого лица (лучше в безличной форме, назвать причину, назвать последствия для вас и окружающих).
Разыгрывание сценки на отработку «Я высказываний»
Вызываются три добровольца. Разыгрывается сценка на проблемную тему, например: друг опоздал на встречу и после предъявленных претензий не извинился, а стал нападать сам. Один из участников – опаздывающий друг, другие участники высказывают свое недовольство, один без использования Я-высказываний, другой – с использованием.
1. Какой способ оказался наиболее эффективным?
2. Какие чувства испытал «опаздывающий друг» в первой и второй ситуации?
Иллюстрирование ситуации из жизни детского сада
Ситуация 1
Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно. Очередной раз мама демонстративно приводит ребенка, к началу первого занятия и воспитатель не выдерживает и решается высказать все родительнице.
Уважаемые коллеги, кто-нибудь хочет попробовать сформулировать фразу, используя обсужденную нами схему?
(Здравствуйте, Анна Петровна! (Улыбка) Анна Петровна, я сегодня так была расстроена, когда поняла что Катя снова пропустит утренние индивидуальные занятия! У нас сегодня планируется очень насыщенный день и наш педагог-психолог учила ребят справляться со своими отрицательными эмоциями и снимать напряжение. Мне очень жаль, что Катя все это пропустила… У нас каждый день происходит что-то важное, что позволяет детям настроиться на работу, учатся приемам саморегуляции и контроля своего поведения. Как нам быть? Мне очень хочется, чтобы Катя тоже получала эту информацию.)
Ситуация 2 (пример из опыта воспитателя)
Зульфия — активная, подвижная девочка, но с трудом адаптируется к группе. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет "в штыки" и обвинила педагога, что та не любит ее дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что пойдет жаловаться к заведующему ДОУ. [/i]
Активное слушание (глаза в глаза, демонстрируем участие (поддакиваем, киваем, уточняем, в конце резюмируем, «Правильно ли я вас поняла?»)
ПОКАЗЫВАЮ ПРИМЕР (ОТВЛЕКАЮСЬ, СЛУШАЮ)
В какой ситуации вы чувствовали себя комфортнее в первой или во второй? Что вы чувствовали в обеих ситуациях?
Отработка «Активного слушания»
Мама: У нас не получается приходить в сад на утреннюю разминку потому что утренние сборы затягиваются: пока Катя проснется, оденется, поест, вот и приходим мы только к первому занятию.
Вызываю добровольца. Разыгрываем.
Предлагаю вернуться к обсуждению источников конфликта. Предлагаю обсудить следующую схему
«Вы - инициатор» (что-то накипело, рвется наружу. Что делать, как себя вести, с чего начать)
Высказываются желающие
Общие рекомендации:
1. Подготовительный (Продумать беседу (осознание своих чувств, причины недовольства, как, цель, настроиться, использовать приемы самопомощи («Стирание конфликтной ситуации», упражнение «Мороженое», дыхательные упражнения);
2. Сообщение информации (Универсальные приемы начала успешной беседы (улыбка, имя, комплимент, я сообщение)
3. Обратная связь (Активное слушание)
4. Поиск решений (Как вы думаете)
5. Контроль за выполнением
Считаю необходимым остановиться подробнее на приемах «самопомощи» которые я рекомендовала бы использовать на каждом этапе.
Приемы самопомощи
Антистрессовое упражнение «Стирание» конфликтной ситуации.
Сядьте по - удобнее, расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Теперь нужно произвести проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» ее до полного исчезновения.
Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений происходит адаптация к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
Дыхательные упражнения
Медленный глубокий вдох животом на 3 счета. Медленный выдох на счет 5 с втягиванием живота и опусканием грудной клетки. Теперь задержите дыхание на счет 3.
Такая медитация позволит вам заметить, что ваш ум непрерывно суетится. Со временем вы поймете эффект внутренней тишины, когда мысли полностью отсутствуют. Пока позвольте мыслям посещать вас и уходить, а вы мягко возвращайтесь к своему дыханию.
Упражнение «Мороженое»
Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:
1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление — быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе.
Таким образом, алгоритм релаксации мышц может быть следующим:
· вдох — медленное напряжение мышц;
· небольшая задержка дыхания — максимальный уровень напряжения;
· выдох — расслабление мышцы или группы мышц.
Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня мы поговорили о конфликтах, выяснили, что конфликты имеют не только отрицательные, но и положительные стороны. Узнали о стратегиях, которые принимают люди в конфликтных ситуациях. Обсудили способы поведения в конфиликтах.
1. Была ли информация новой для вас?
2. Что возьмете с собой, выходя из аудитории?
3. С чем категорически не согласны?
И в завершение нашей сегодняшней встречи, я хотела бы прочитать Вам одну древнейшую притчу.
Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:
- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.
- Три сита?
- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?
- Да нет, я просто слышал…
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты.
Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет, напротив…
- Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет никакой необходимости…
- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.
Зачем тогда говорить это?
Эту притчу, уважаемые коллеги, я хотела бы оставить без коммендариев, предоставив каждому почву для личных размышлений…
Всего доброго!