Лариса Кузьмина
Тренинг для педагогов ДОУ «Способы построения эффективного взаимодействия с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов ДОУ "Способы построения эффективного взаимодействия с родителями».
Карьерные успехи человека на 80 % зависят от его умения общаться и только на 20 % - от уровня его профессионализма.
Д. Карнеги
В современных условиях жизни воспитатель должен быть подкован в таких областях как психология семьи и детско-родительские отношения, семейная педагогика и домашнее воспитание. еще лучше если он будет владеть методами и приемами эффективного взаимодействия, психолого -педагогического просвещения родителей.
Публикация «Тренинг для педагогов ДОУ „Способы построения эффективного взаимодействия с родителями“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
После проведенного мною анкетирования педагогов по анкете самоанализа воспитателя по работе с родителями, выявлено, что одной из причины трудностей в работе, это трудности связанные с взаимодействием и общением с родителями воспитанников. Неуверенность в умении вести конструктивный диалог, а порой и отсутствие знаний психологии общения, подрывают уверенность в себе как профессионала.
В связи с этим просто необходимо интерактивные мероприятия с данной тематикой, поскольку они направлены на расширение знаний и развитие способов эффективного общения, формированию умения адекватно выражать свои чувства и понимание выражений чувств и поведения других людей, повышение уровня рефлексии, создание мотивации для дальнейшего саморазвития педагогов.
Продолжительность тренинга: 1 час
Материал: матрешка 5 составная, фломастеры на каждого участника, листы бумаги А4, по числу участников, 1 шляпа, бельевая веревка 2,5 метра, мяч, музыкальный центр, запись веселой музыки для игры со шляпой.
Цель: способствовать восполнению знаний педагогов и само -рефлексии во взаимоотношениях с родителями.
Задачи:
1. Актуализировать понимание проблемы во взаимодействии с родителями.
2. Обучить приемам эффективного вербального и невербального общения.
3. Способствовать самопознанию и самосовершенствованию.
Ход занятия
Вступление и упражнение «Матрешка»
Сконцентрировать внимание педагогов на понятии ценности каждой личности и подчеркнуть уникальность и неповторимость каждого человека.
Цель: осознание своих личностных качеств, принятие себя, активизация своих внутренних ресурсов для изменений и совершенствования.
Участникам предлагается 5 составная матрешка, которую разбирает ведущий и с помощью участников составляет портрет человека с внешними и внутренними качествами.
В первом случае (внешняя, видимая часть матрешки) обсуждается вопрос:
1) Как вас воспринимают окружающие?
Во втором (вытаскивается вторая матрешка) участники отвечают на вопрос:
2) Как вас воспринимают на работе коллеги?
В третьем (вытаскивается матрешка) участники отвечают:
3) Как вас воспринимают дома?
В четвертом (вытаскивается четвертая матрешка)
4) Какое свое качество вам хотелось бы скрыть от других?
В пятом случае (вытаскивается последняя маленькая матрешка)
5) Какая я вы на самом деле?
Обсуждение:
- Какие черты (качества) труднее было найти (положительные или отрицательные? Почему?
- Какие чувства возникли? Ответы участников.
Практическая часть
Упражнение «Геометрические фигуры»
Цель: обучение навыкам сплоченной командной работы, формирование понимания о возможных коммуникативных сложностях, необходимости овладения техниками невербального общения.
Педагоги встают в круг, берут в руки веревку. Закрывают глаза. По команде ведущего они должны встать в ту геометрическую фигуру, которую назовет ведущий (квадрат, круг, треугольник)
Обсуждение. Что мешало и что помогало выполнить это упражнение?
Упражнение «Испорченный телефон»
Цель: показать искажение информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении. Показать эффект избирательности; в первую очередь как искажаются и теряются блоки информации, без эмоционального окрашивания информации.
Все участники кроме одного выходят за дверь. Оставшемуся ведущий передает в устной форме сообщение. Содержащее несколько предложений, знакомой и интересной для участников.
Пример сообщения
Для нашего детского сада купили новые
компьютеры. Через месяц в помещение где
сейчас находится пед. кабинет, поставят
компьютеры, а пед. кабинет перенесут в
пустующий кабинет на втором этаже. По
вечерам в нерабочее время можно будет
работать на них тем, кто отработает 30
минут после работы на благоустройство
территории детского сада.
Получивший сообщение участник зовет следующего и передает сообщение ему, тот – следующему и т. д. очень полезно записать это упражнение на видеокамеру, при обсуждении иметь возможность воспроизвести и проанализировать ход искажения информации. (при получении сообщения можно задавать уточняющие вопросы, после упражнения сравнить результат.
Обсуждение. Что вызвало искажение сообщения при его передачи от участника к участнику?
По окончанию упражнения ведущий рассказывает педагогам о том, как в психологии понимается сущность общения, для чего оно нужно и от чего зависит его эффективность (длительность беседы 10-15 минут). Вот план подобной информационного блока.
Информационный блок «Психология общения».
1. Общении: единство процессов обмена информации, взаимодействия и восприятия друг друга.
2. Функции общения.
• обмен информацией, необходим для совместных действий людей;
• объединение людей;
• передача эмоций, переживаний;
• инструмент передачи опыта от поколения к поколению.
3. Непосредственное и опосредованное общение.
4. Факторы, определяющие успешность общения: искренность, умение внимательно слушать, восприятие через «эмпатию», учет ситуации, разборчивая и грамотная речь.
5. Обратные связи в общении.
Дискуссия «Я и родители моей группы»
Вопросы к участникам:
• Какие трудности вы испытываете на сегодняшний день в общении с родителями?
• Предъявляют ли родители какие-то претензии, а Вам?
• Какие ситуации наиболее сложные были в вашей работе?
Ответы участников обсуждаются и выявляются причины.
Информационный блок «Правила построения эффективного общения»
Общаясь с родителями, нужно не забывать, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношений к нам человека закладывается в первые 15 секунд. Для того, чтобы благополучно пройти по минному полю этих первых секунд, необходимо применить правило трех плюсов (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум при психологических плюса.
Самые универсальные способы – это:
- улыбка,
- имя собеседника
- комплимент.
Для эффективного общения вы сами должны демонстрировать готовность к общению. Необходима доброжелательная улыбка, искренний интерес.
Не забывать что имя человека – это самый важный и сладостный звук для него. При приветствии не забывать использовать имя отчество собеседника.
В общении можно применять косвенный комплимент. Похвалить можно не самого человека, а то, что ему дороже. Например: охотнику – ружье, а родителю – ребенок.
Помните, что усталые, загруженные после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому лучше сконцентрировать внимание на хорошем, расскажите об успехах только в конце тактично можно поведать о проблемах, которые сегодня или недавно произошли.
Игра «Тренировка интонации»
Цель: осознать значение интонации, проанализировать варианты воздействия в общении, выбрать наиболее приемлемые для общения с родителями.
Ведущий назначает одного участника который должен произнести стихотворение (про Бычка А. Борто) с оттенком иронии, затем другого участника упрека и так далее, с оттенком безразличия, агрессии, вопросительно, требовательно, доброжелательно. После окончания упражнения участники делают вывод, удалось ли на их взгляд достичь цели при общении и какая из продемонстрированных интонаций наиболее приемлемая в общении с родителями передать.
Игра «Волшебная шляпа»
Цель: упражнять воспитателей в умении высказывать комплименты родителям.
Когда зазвучит музыка, передаем шляпу по кругу, когда музыка остановится, тот у кого она окажется в руках, должен одеть её на голову и сказать комплимент, касающийся непосредственно родителей, а так же можно сказать, что то положительное о ребенке. По окончанию игры все участники обмениваются впечатлениями: легко ли было говорить комплименты, приятно ли слушать их.
Ведущий подводит итог занятия. Высказываются желающие.
Рефлексия «Что понравилось, что запомнилось, что будете применять?»
Передается мяч по кругу участник у кого мяч отвечает в свободной форме мнение о тренинге.
Литература.
1. Грецов А. «Тренинг развития с подростками: творчество, общение, самопознание».
2. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт. - сост. О. И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009 г.
3. Самоукина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.
Желаю вам творческих успехов дорогие коллеги!