Чугунова Татьяна
Опыт эффективного взаимодействия специалистов коррекционных групп с родителями, воспитывающими детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт эффективного взаимодействия специалистов коррекционных групп с родителями, воспитывающими детей с ЗПР
Чернухина Ольга Александровна
Учитель-логопед
Погорелова Наталья Петровна
Учитель-дефектолог
Чугунова Татьяна Валентиновна
Педагог-психолог
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение детский сад
комбинированного вида № 334
г. Самара, Россия
Опыт эффективного сотрудничества специалистов коррекционных групп
Публикация «Опыт эффективного взаимодействия специалистов коррекционных групп с родителями, воспитывающими детей с ЗПР» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
с родителями, воспитывающими дошкольников с
задержкой психического развития
Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы воспитания в семье дошкольников с задержкой психического развития, описаны родительские позиции по отношению к участию в коррекционной работе и раскрыты направления работы с родителями.
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, коррекционная работа, родительские позиции, содержание работы с родителями.
Работая много лет с детьми с задержкой психического развития и их семьями, мы отмечаем, что степень участия семьи в коррекционной работе с ребенком, имеющим отставание в развитии, и ее готовность к сотрудничеству со специалистами во многом зависит от эмоционально-личностных особенностей самих родителей. Практический опыт взаимодействия с родителями, воспитывающих дошкольников с задержкой психического развития, помог нам выделить наиболее часто встречающиеся родительские позиции по отношению к участию в коррекционной работе :
• Пассивная – обнаруживается у родителей, которые отстраненно, в роли пассивного наблюдателя воспринимают информацию об особенностях развития ребенка. Чаще всего эти родители эмоционально подавлены, растеряны, безучастно выполняют рекомендации специалистов. Они послушно по рекомендации специалистов приобретают различные развивающие игрушки и пособия для детей, но в домашних занятиях с ребенком их даже не используют. По собственной инициативе они редко обращаются за консультациями.
• Отрицающая – характерна для родителей, которые эмоционально болезненно воспринимают информацию об особенностях развития ребенка. Они беспокоятся исключительно о нормализации его соматического состояния, с недоверием относятся к педагогическим специалистам и убеждены в пользе исключительно медицинского воздействия или нетрадиционных методов лечения.
• Отвергающая – наблюдается у тех родителей, которые эмоционально не готовы принять ребенка с отклонениями в развитии. Они скрывают наличие проблем даже от ближайших родственников и чаще всего перекладывают заботу о воспитании ребенка и успешности коррекционной работы на специалистов.
Эти родители часто боятся, что их ребенок будет привлекать внимание окружающих своим «нестандартным» поведением. По этой причине они замыкаются в себе, в своей проблеме, отдаляются от своих друзей и родственников.
• Активная – родители эмоционально принимают ребенка и особенности его развития, искренне заинтересованы в успехах коррекционной работы. Они хорошо ориентируются в педагогических и медицинских терминах, характеризующих уровень развития ребенка, стремятся овладеть приемами коррекционно-развивающего воздействия, активно задают вопросы педагогам, читают специальную литературу, активно сотрудничают со специалистами. [2, с. 127]
Исходя из описанных родительских позиций, мы определили, что одной из важнейших задач коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку.
Условно процесс организации сотрудничества педагогов и родителей можно разделить на три этапа [3, с. 63] :
1. Подготовительный (мотивационный). Цель данного этапа- формирование положительной мотивации родителей к сотрудничеству с педагогами, приобретение системы знаний, необходимых для ее осуществления. Реализуя данный этап, специалисты организуют различные мероприятя для родителей. Так, например, нами был подготовлен и проведен тренинг «К детям с радостью!», где родители познакомились друг с другом, узнали об увлечениях детей группы, личностных особенностях и сильных сторонах каждого ребенка. Таким образом, в рамках мотивационного этапа мы формируем у родителей мотивацию, интерес к взаимодействию со специалистами и готовность к созданию условий для самостоятельной коррекционной работы семьи в условиях дома. На данном этапе родители так же посещают индивидуальные занятия специалистов. Такие посещения носят характер родительского практикума, в ходе которого родители «меняются местами» с педагогом. После показа педагогических приемов специалистом, родители сами предлагают аналогичные упражнения детям. Сначала многие родители выражают неуверенность. Однако очень скоро они включаются в работу с собственным ребенком.
В результате подготовительного этапа мы видим изменения в позиции многих родителей и приобретаем активных помощников.
2. Основной этап (когнитивный). Цель – организация психолого-педагогической поддержки (сопровождения) в процессе воспитания и обучения ребенка с ЗПР, приобретение родителями знаний и опыта. В рамках данного этапа специалисты организуют тренинги для родителей «Техники эффективного общения с особенным ребенком», «Аутотренинг для родителей», «Как справляться со стрессом?», а так же «круглый стол» : «Как подготовить ребенка к школе?», «Детские капризы и упрямство», «Особенный ребенок в среде сверстников». В рамках когнитивного направления мы расширяем осведомленность родителей, имеющих детей с задержкой психического развития, начальные педагогические и психологические знания, информируем о разнообразии приемов коррекционно-развивающей работы с детьми дома. В ходе данного направления родители посещают занятия специалистов с группой детей. Кроме того, специалисты размещают на информационном стенде для родителей примеры упражнений для развития мелкой моторики, или речевой материал по лексическим темам.
Для родителей проводятся методические консультации, в ходе которых им представляется возможность познакомиться с возрастными требованиями к развитию ребенка, оценить эффективность своей работы.
Результатом данного этапа становится активная родительская позиция, осведомленность родителей о работе специалистов, овладение основными приёмами коррекции и развития.
3. Заключительный этап (поведенческий). Цель – дальнейшее развитие сотрудничества между педагогами и родителями, творческое использованное наработанных знаний, умений, навыков. На данном этапе мы анализируем организованную работу с помощью бесед с родителями и анкетирования, а так же намечаем совместные мероприятия. На поведенческом этапе мы формируем у родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, практическую готовность к использованию методов и приемов коррекционно-развивающей работы в условиях семьи. Данное направление включает так же организацию мастер-классов для родителей, в процессе которых педагог демонстрирует приемы обучения детей грамоте, первоначальным математическим представлениям, приемы формирования коммуникативных навыков. Родители присоединяются к разным видам детской деятельности, тем самым отрабатывают применение демонстрируемых педагогами приемов в своей деятельности.
На данном этапе мы «включаем» родителей в коррекционный процесс как полноправных, активных, творческих и компетентных партнёров, способных, наравне с педагогами, оказывать эффективную помощь своему ребенку с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, результатом нашей деятельности является: повышение знаний родителей о возрастных особенностях и основных закономерностях развития детей с задержкой психического развития, повышение положительного влияния семьи на развитие ребенка. Все это помогает оптимизировать работу по вовлечению родителей в коррекционно-педагогический процесс, облегчить процесс социализации детей с задержкой психического развития в общество [1, с. 224].
Список литературы
1. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. – М. : Просвещение, 2008. – 239 с.
2. Мастюкова Е. М., Москвина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
3. Устинова Е. В. Я сам! Методическое пособие по формированию навыков самообслуживания для специалистов службы семьи, работающих с детьми с ограниченными возможностями. – Самара: Изд-во «Офорт», 2014 г. – 104 с.