Инна Владимировна Калиянц
Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством сплочения коллектива»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Современные образовательные стандарты предъявляют крайне высокие требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, навыкам и, конечно же, личностным характеристикам. Профессиональная деятельность педагогов является одной из наиболее интенсивных (с точки зрения психологии) видов деятельности и входит в группу профессий с большим количеством стрессовых факторов.
Публикация «Тренинг для педагогов ДОУ „Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством сплочения коллектива“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Одной из форм хронического стресса является эмоциональное выгорание, которое негативно влияет не только на отдельно взятого педагога, но и на образовательный процесс в целом. Увеличивается текучесть кадров (некоторые педагоги просто покидают профессию, появляется неблагоприятная атмосфера в коллективе и это, как следствие, отражается и на воспитанниках.
Данный тренинг был создан с целью профилактики эмоционального выгорания у педагогов нашего детского сада с помощью сплочения коллектива.
Цели: профилактика психологического здоровья педагогов. Сплочение коллектива.
Задачи: знакомство членов коллектива, повышение уровня сплоченности в коллективе, снижение уровня эмоционального напряжения.
Оборудование: пачка бумажных салфеток, листы бумаги, простые карандаши, карточки с различными видами спорта, плакат с изображением
лестницы.
Добрый день коллеги!
Я рада приветствовать вас на нашем тренинге. Любой тренинг имеет свои правила. Сегодня они такие: приветствуется активное участие в предлагаемых упражнениях, внимательно слушайте друг друга, не стесняйтесь, помните, что правильных или неправильных ответов и действие не существует.
Ход тренинга
1. Упражнение «Снежный ком»
Цель: знакомство друг с другом.
Конечно, мы уже знакомы, но я хочу познакомиться с вами по-новому.
Участники рассаживается по кругу. Первый участник представляется и подбирает по отношению к себе какой-либо эпитет. Это прилагательное должно начинаться с первой буквы имени участника. Второй выступающий сначала повторяет имя и прилагательное первого участника, затем добавляет собственную комбинацию. И так далее.
2. Упражнение «Салфетки»
Цель: знакомство, создание позитивной атмосферы.
Оборудование: пачка салфеток.
Участники сидят в кругу. По кругу передается пачка бумажных салфеток со словами «Возьмите, пожалуйста себе немного салфеток». После того как все взяли салфетки ведущий озвучивает задание: «Теперь каждого из вас я попрошу озвучить столько фактов о себе, сколько салфеток вы взяли».
3. Упражнение «Зоопарк»
Цель: проанализировать свое внутренне «Я».
Оборудование: листы бумаги и карандаши по количеству участников.
Представьте, что вы в зоопарке. Ваша задача – нарисовать двух животных, - разделите лист на 2 части, у вас получатся 2 клетки, в каждую из них необходимо заселить по одному животному. Это может быть кто угодно! Затем рядом с каждым животным напишите несколько характеристик, которые, по вашему мнению его характеризуют.
Интерпретация:
Животное, которое вы нарисовали первым – это тот идеальный образ, к которому вы стремитесь приблизиться. Те характеристики, которыми вы наделили обитателя первого вольера, говорят о том, каким вы хотели бы выглядеть в глазах окружающих.
Это ваше демонстрируемое напоказ «Я» - не зря же именно его вы нарисовали первым. В то время как второе животное – вы настоящий. Такой, какой есть. Возможно, вы не во всем довольны собой, и какие-то свои особенности предпочитали бы не афишировать.
Чем больше животные и их характеристики отличаются друг от друга, чем больше они противоположны, тем больше внутриличностный конфликт. Чем больше животные похоже между собой, тем меньше разрыв между желаемым и действительным. А значит, и в вашей душе царит гармония!
4. Упражнение «Немой телевизор»
Цель: сплочение коллектива.
Оборудование: изображения видов спорта.
Поможет понять, насколько хорошо мы понимаем друг друга.
Первому игроку показывается карточка со словом (это вид спорта, он его запоминает, поворачивается к следующему игроку и показывает загаданное слово с помощью мимики и жестов, как только следующий игрок понимает о каком слове идет речь, он поворачивается третьему игроку и тоже показывает его и так до конца цепочки. Последний игрок называет итоговое слово вслух. (теннис, плавание, баскетбол, бокс, конный спорт).
5. Релаксационное упражнение «Массажист»
Цель: снятие напряжения.
Участники становятся в круг, плечом к плечу, по команде ведущего поворачиваются налево и оказываются стоящими в кругу в затылок друг другу. Кладут руки на плечи друг другу и начинают делать массаж. Массажные движения могут быть разнообразными: от поглаживаний до сильных разминаний. Затем, также по команде ведущего, все разворачиваются и делают то же самое со своим соседом.
6. Упражнение «Ступеньки»
Цель: помочь участникам проанализировать свою самооценку.
Оборудование: плакат с изображением лестницы.
Участникам демонстрируется плакат с изображением пронумерованных ступенек от 1 до 10. Предлагается мысленно расположить себя на любой из этих ступенек. На это дается 1 мин. Далее дается ключ: 1-4 ступенька – самооценка занижена, 5-7 ступенька – самооценка адекватна, 8-10 ступеньку – самооценка завышена.
От уровня самооценки зависит качество жизни человека, его успех, и даже здоровье. Люди с высокой самооценкой, как правило, не склонны к постоянным сомнениями, адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия. Человек со средним уровнем самооценки время от времени чувствует необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований. При низком уровне самооценки человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение окружающих, сильно страдает от избыточной застенчивости.
7. Упражнение «Наш коллектив»
Цель: разряжение обстановки.
Оборудование: лист бумаги, карандаши по количеству участников.
Участникам дается лист со скрытой фразой «наш коллектив». Участник должен написать любое прилагательное и так же крыть его, затем передать лист следующему игроку. В конце лист передается ведущему, и он зачитывает получившееся описание коллектива.
8. Рефлексия
Педагоги делятся впечатлениями о прошедшем тренинговом занятии. Отмечают какие упражнения им понравились, какие не очень. Обсуждают актуальность выбранной темы лично для них.
Заключение
Эмоциональное выгорание – это многогранный синдром, характеризующийся чувством межличностной разобщенности, снижением жизненной активности и хронической усталостью. Как показывают исследования, выгорание возникает из-за постоянного воздействия стрессов, связанных, в том числе, с работой.
Существует множество методов профилактики эмоционального выгорания в коллективе, но именно тренинговые занятия показали себя наиболее эффективными. Они позволяют формировать прогностические, информационные, коммуникативные, аналитические, конструктивные, организаторские умения и навыки, необходимые педагогу для успешного осуществления педагогической деятельности.