Надежда Новожилова
Тренинг для педагогов ДОУ «Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать возможность «проживания» педагогом роли ребенка, конкретизировать правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной модели общения, осознание собственных стратегий общения с детьми.
Задачи:
1. Содействовать повышению уверенности общения в коллективе.
2. Упражнять педагогов в использовании метода наблюдения в общении с детьми.
Публикация «Тренинг для педагогов ДОУ „Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
3. Развивать навыки эмоционального, вербального, визуального общения с детьми.
4. Обучение взрослых навыкам самоанализа.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наш тренинг посвящен построению конструктивного общения в парах «взрослый – ребенок».
Итак, начнем с известной мудрой байки.
«На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, те ответили по-разному. Один сказал: “Я кладу кирпичи”. Другой: “Я зарабатываю на жизнь”. А третий ответил: “Я строю храм”».
Вы сами выбираете, какую занять позицию и какой выбрать способ общения с детьми. Возможно, сегодня вы просто просите убрать игрушки, подвинуть стул, взять кого-то за руку, но Как вы скажете свою просьбу, повлияет на стиль общения ребенка в дальнейшем.
Продолжить нашу встречу я хочу с упражнения «Салфетки» : перед вами на столе лежат совершенно одинаковые бумажные салфетки. Возьмите одну салфетку и строго выполняйте мои инструкции:
- разверните салфетку;
- оторвите правый уголок;
- сверните салфетку пополам;
- оторвите правый уголок;
- сверните салфетку пополам;
- оторвите правый уголок;
- сверните салфетку;
- разверните салфетку.
- Посмотрите, что получилось. Все салфетки разные, хотя вы все выполняли одну и ту же инструкцию. Почему же так получилось? Потому что мы с вами разные. Каждый из нас по-своему воспринимает одну и ту же информацию, ситуацию, по-разному выполняет одни и те же действия.
А чтобы посмотреть насколько мы с вами в нашем коллективе разные или одинаковые я предлагаю выполнить
Упражнение «Разогревки - самооценки».
Задания:
• если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
• если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
• если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
• если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
• если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
• если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, стукните по столу;
• если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
• если вы, входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем – то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
• если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подмигните;
• если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
• если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.
-Уважаемые коллеги! Наше занятие-тренинг я предлагаю продолжить Упражнением «Общение»
Педагогам раздаются карточки с вариантами обращений к детям. Рядом с каждой фразой указана интонация, с которой педагоги должны будут их произнести.
Я предлагаю вам сказать по очереди друг другу, глядя в глаза, фразы:
Ты играл с этой игрушкой! Отнеси ее на место! (На повышенных тонах.)
Ты играл с этой игрушкой? Отнеси ее на место. (Спокойным голосом.)
Зачем ты так сделала! Это просто невыносимо! (На повышенных тонах.)
Мне неприятно, что ты так сделала, ты хорошая девочка, но поступила плохо, пожалуйста, будь в следующий раз аккуратнее. (Спокойным голосом.)
Проследите за своими ощущениями, когда слушаете и когда говорите. Часто сложно говорить спокойно, и в некоторых случаях это не сработает. Но постоянно отдавайте себе отчет, когда повышенный тон идет на пользу, а когда нет. Отношения с людьми зарождаются и интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Все это приводит к агрессивному поведению, конфликтам, отгороженности, замкнутости в более взрослом возрасте.
Давайте рассмотрим Три установки в общении с детьми (зачитываются вслух). Каждую установку обсудить с воспитателями.
УПРАЖНЕНИЕ «РУКИ»
Соедините ладони рук на уровне груди, а затем надавите правой ладонью на левую ладонь. По опыту проведения данного упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таковых действий ведущим не производится. Вывод – в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
Физкультминутка игра «Найди пару»
Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом.
На прогулку косолапый вышел мишка погулять.
Участники расходятся по комнате.
По тропинке громко топал, друга он пошел искать.
«Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!»
Двигаются по комнате произвольно.
Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить».
Каждый участник находит своего партнера и пожимает ему руку.
Мишка с другом покружился…
Кружатся.
Он в лесу устроил бал.
А потом остановился,
По головке гладить стал.
Гладят друг друга по голове.
Спины звери почесали…
Поворачиваются друг к другу спинами.
Вправо, влево, вверх и вниз.
Трутся спинами.
И немного потолкались.
Слегка толкаются.
Крепко-крепко обнялись.
Обнимают друг друга.
Упражнение «Жизнь без частицы “не”»
Мы все знаем, как детям не нравятся запреты взрослых. И если взрослый задает тон общения, то давайте задумаемся, как можно заменить в общении с ребёнком употребление частицы «не», чтобы не оказывать лишнего негативного воздействия на психику ребёнка.
Заменяйте слова частицей «не» на слова - действия. Например, говорите
«стой» вместо «не беги», «помолчи» вместо «не болтай».
Упражнение «Измени фразу»
Воспитателям раздаются карточки с предложениями. Педагогам предлагается заменить фразу с частицей «не».
НЕ ХОДИ ТУДА НЕ КРИЧИ
НЕ УПАДИ НЕ БЕРИ КАМЕНЬ
НЕ БЕГАЙ НЕ ДЕРИСЬ
НЕ ТРОГАЙ СТЕНЫ НЕ ПРЫГАЙ
НЕ ПЛАЧЬ НЕ БАЛУЙСЯ
Частицу «не» сложно заменить в конкретной ситуации. Когда Саша бьет Машу, вам нужно сначала остановить действие, а потом комментировать. В таких случаях скажите ребенку: «Стоп!». Затем поясните ему: «Драться запрещено». Говорите ровным, спокойным тоном, как будто предлагаете просто попить.
Исключите агрессию. Давайте потренируемся.
Упражнение «Ситуация–слово педагога»
Дети могут конфликтовать друг с другом. Что делает ребенок, которого обидели? Дошкольник бежит к воспитателю или лезет в драку. Вам нужно научить ребенка решать конфликты самостоятельно, без вашей помощи и кулаков. Давайте потренируемся. Я буду называть ситуации, а вы по очереди отвечать, что должен сказать воспитатель. Например, если ребенок бежит по группе, выговорите ему: «Стоп! По группе мы ходим шагом». Не забывайте про правило: употреблять фразы без частицы «не».
Пример. Ситуации для воспитателей:
Ситуация 1. Миша отнимает у Даши игрушку.
Ситуация 2. Вася и Петя спорят, потому что не поделили один стул.
Ситуация 3. Маша и Лена вместе рисуют, Маша кричит, что Лена испортила ее рисунок.
Ситуация 4. Коля ударил Ваню лопаткой.
Помните: «Нас научили бережно относиться к вещам, но не научили бережно относиться к людям». Одну и ту же информацию можно донести до человека с разным эмоциональным посылом. Уважайте личность в каждом ребенке. Давайте беречь другу друга.
Я желаю нам всегда оставаться в работе мудрыми, спокойными, ни смотря, ни на что, проявлять своё мастерство, профессионализм, не ущемлять права детей и всегда чувствовать себя абсолютно счастливыми!
Упражнение «Лицензия на счастье»
Притча: «Все в твоих руках»
Мудрец передавал своему ученику все тайны бытия. Это продолжалось много лет. Однажды ученик решил проверить мудреца, насколько тот мудрый.
Тогда ученик подошел к учителю со сжатыми ладонями, в которых была живая бабочка, и спросил: «У меня в руках живое или мертвое?». Ученик решил, что если мудрец скажет, что живая, он сожмет ладони, и бабочка умрет. Если скажет, что мертвое, - он раскроет ладони, и бабочка улетит.
Ответ мудреца был такой: «Все в твоих руках».
Таким образом, только от Вас зависит, будет ли Ваше взаимодействие с детьми, ярким, плодотворным, или наоборот.
А теперь, напишите на листочках, не переворачивая их, Что вам нужно в работе, в общении с детьми, с коллегами, чтобы чувствовать себя абсолютно счастливым человеком? Сначала напишите имя участника, дату и выполняйте работу.
После завершения работы участники переворачивают листы, на которых они писали. Там (заранее) уже сделана надпись: «Лицензия на счастье»
Таким образом, каждый участник получает собственную лицензию на счастье.