Лучший педагог года

Примерная циклограмма оперативного контроля на учебный год дошкольного отделения

Зухра Мамчуева
Примерная циклограмма оперативного контроля на учебный год дошкольного отделения
▼ Скачать + Заказать документы

Примерная циклограмма оперативного контроля на 2024 -2025 учебный год дошкольного отделения

Вопросы контроля Месяцы

IX X XI XII I II III IV V VI

Готовность групп к реализации образовательного процесса + +

Подготовка воспитателя к образовательной деятельности + + + + + + + + + +

Предметно-развивающая среда по игровой деятельности +

Соблюдение режима дня + + + + + + + + + +

Организация и проведение образовательной деятельности + + + + + + + + + +

Предметно-развивающая среда для развития двигательной активности +

Организация питания в группах + + + + + + + + + +

Проведение утренней гимнастики + +

План воспитательно-образовательной работы с детьми + + + + + + + + + +

Взаимодействие с родителями (собрания, наглядная информация) + + + + + + + + + +

Подготовка к летне-оздоровительной работе + + +

По мере необходимости работы в течение года структурным подразделением могут быть добавлены дополнительные темы проведения оперативного контроля.

План и результаты оперативного контроля

на сентябрь ___ года

Вопросы контроля Группы Контроль осуществляет

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Санитарное состояние

Старшая медсестра

Охрана жизни и здоровья

Старший воспитатель

Завхоз

Выполнение режима прогулки

Старший воспитатель

Ст. воспитатель ФИЗО

Проведение фильтра

Старшая медсестра

Подготовка воспитателей к занятиям

Старший воспитатель

Содержание книжных уголков

Старший воспитатель

Содержание физкультурных уголков

Ст. воспитатель ФИЗО

Содержание музыкальных уголков

Старший воспитатель

Оборудование для сюжетно-ролевых игр Старший воспитатель

План воспитательно-образовательной работы с детьми Старший воспитатель

Проведение родительских собраний Старший воспитатель

Оценка: О – отлично Выводы: ___

Х – хорошо ___

У – удовлетворительно ___

П – плохо

Оперативный контроль

Оперативный контроль и анализ предполагают сбор информации «количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает. Проводится или не проводится тот или иной вид деятельности, есть или нет опасности для жизни и здоровья детей, подготовлен ли материал для работы в книжном уголке и т. д.

Разновидностью оперативного контроля является предупредительный контроль. Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме:

• Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;

• Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;

• Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;

• Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;

• Совместного просмотра работы опытного педагога с руководителем или старшим воспитателем, чтобы обратить внимание на эффективные приёмы работы педагога-мастера.

Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т. д.

Материалы оперативного контроля хранятся 1 год.

Тематический контроль

Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды, целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т. д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т. д.

Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой — выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию. Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:

• развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;

• внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т. д.

Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:

• изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН, что позволит выявить степень овладения ими программой;

• определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,

• состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

• анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.

Исходя из цели, отбирается содержание, т. е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т. д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня; для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т. д.

Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля:

1. Наблюдение педагогического процесса. При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно - образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу.

Схемы можно посмотреть: Голицына Н. С. "Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ" М. : Скрипторий 2003, 2008г.

В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе занятия будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного.

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.

2. Итоговые занятия Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия смотри по списку литературы.

3. Проверка календарных планов Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки.

4. Беседы с детьми Это один из методов выявления уровня знаний детей группы и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса.

5. Анализ детских работ Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т. д.

Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам.

В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.

• если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

• при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

• недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях возможно компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

• при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т. д. ;

• если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.

Рекомендации составлены на основе материалов лекций заведующей кафедрой дошкольной педагогики и методики МИОО К. Ю. Белой.

План проведения тематической проверки

Тема: ___

Цель: ___

Дата проведения: ___

Вопросы контроля Методы контроля Цель контроля Срок Ответственный

Знания, умении, навыки детей Наблюдения

Беседа

Анализ детских работ

Анализ результатов обследования детей

Итоговые занятия

Планирование работы Взаимоконтроль

Самоанализ

Анализ В-О планов по изучаемому вопросу

Создание условий Наблюдение

Анализ предметно-развивающей среды

Знания, умении, навыки воспитателей Наблюдения

Собеседование

Анализ В-О планов по изучаемому вопросу

Анкетирование

Анализ предметно-развивающей среды

Анализ проведения занятия

Работа с родителями Анкетирование

Собеседование

Анализ агитационно-просветительских материалов.

Итоги тематической проверки

Дата проведения: ___

Цель: ___

Содержание контроля Результаты контроля

ЗУН детей

Планирование работы

Создание условий

ЗУН воспитателей

Работа с родителями

Материалы тематического контроля хранятся 5 лет.

Итоговый контроль

В деятельности старшего воспитателя постоянно возникает необходимость проведения результативности работы за разные периоды, т. е. подведение итогов по самым разным вопросам: за квартал, за полугодие, за учебный год, итоги летней оздоровительной работы. Инструментарием здесь является итоговый контроль.

• За квартал: для оценивания уровня содержания воспитательно-образовательной работы и реализации поставленной задачи;

• За полугодие: если запланирован педсовет по итогам полугодия;

• За учебный год: для выявления уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года;

Для проведения мониторинга руководителя необходимо выделить небольшое количество исходных показателей, характерных для данного отрезка наблюдаемого пед. процесса. Затем методом повторных наблюдений накапливается и анализируется информация в динамике, чтобы произвести сравнение с нормативными или возрастными показателями. Сравнение реальных результатов помогает дать содержательную объективную оценку и качественную информацию для построения дальнейшего шага в развитии ДОУ.

При проведении контроля по итогам учебного года выделяются следующие элементы:

Уровень педагогического мастерства:

- уровень образования, возрастные критерии;

- текучесть кадров;

- повышение квалификации: курсы повышения квалификации

самообразование педагогов

обучение в учебных заведениях;

- участие педагогов в городских, окружных, внутри сада мероприятиях.

Условия, созданные для педагогической деятельности:

- административно-хозяйственные работы (ремонты, приобретение оборудования);

- подборка педагогической литературы;

- оснащение кабинетов, групп, территории.

Усвоение детьми образовательных программ:

- анализ выполнения всех разделов программы (физкультурно-оздоровительная работа, психическое развитие, коррекционное, умственное (сенсорное, окружающий мир, развитие речи, ФЭМП, нравственное, трудовое, художественно-эстетическое (худ. литер., изодеятельность, конструирование, ручной труд, музыкальное воспитание, культурно-досуговая деятельность, игровая деятельность.

- отдельно выделяется уровень подготовки детей к школьному обучению.

Выполнение поставленных задач:

- проведение мероприятий для решения поставленных задач: для педагогов

для специалистов

для детей

для родителей

- анализ и уровень выполнения, достижения поставленных целей и задач.

Желательно, при анализе каждого из элементов, сразу отмечать и выявленные проблемы. Это Вам поможет при постановке задач на следующий учебный год.

Материалы итогового контроля хранятся 5 лет.

Публикации по теме:

Циклограмма контроля на сентябрь, октябрь Вопросы контроля Инструментарий проведения контроля 1-я неделя: 1–2 сентября Проверить, соответствует ли игровой развивающий материал теме.

Циклограмма плана работы с родителями 2017–2018 учебный год (подготовительная группа) 1 Оформление родительских уголков 2 Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм 3 Индивидуальные беседы 4 Консультация «Режим детского.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Примерная циклограмма оперативного контроля на учебный год дошкольного отделения
Опубликовано: 11 марта 2025 в 12:18
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Примерная циклограмма оперативного контроля на учебный год дошкольного отделения» (включая файлы) размещена пользователем Зухра Мамчуева (УИ 2501313) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД