Вера Шкурдода
Тренинг для педагогов детского сада «Профилактика конфликтов и конфликтных ситуаций»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов детского сада "Профилактика конфликтов и конфликтных ситуаций в системе взаимоотношений педагог-родитель".
Подготовила старший воспитатель
ГБДОУ №114 Шкурдода В. С.
Публикация «Тренинг для педагогов детского сада „Профилактика конфликтов и конфликтных ситуаций“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Цель тренинга : Предоставить возможность педагогам получить практический опыт конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в системе взаимоотношений педагог-родитель.
Задачи:
- обучить способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации;
- помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности;
- способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;
- развивать умения и навыки командного взаимодействия.
Ход.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня мы обсуждаем тему конфликтов и конфликтных ситуаций в работе с родителями. Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт. Умение решать конфликты относится к коммуникативным способностям, которые являются частью профессиональной культуры педагога.
Предлагаю начать наш тренинг с небольшого упражнения.
Один педагог занимает место на стуле, другой встает перед ним. Соприкасаются ладонями друг с другом. Один – давит на ладони, другой – сопротивляется. Затем педагоги меняются местами.
- Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?
- В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?
- В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Мы устроены, к сожалению, весьма несовершенно: болезненно реагируем на обиды и оскорбления, проявляем ответную агрессию. Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.
Групповая дискуссия.
Обоснование своей точки зрения - как личной, так и профессиональной, - важный инструмент в общении с семьями обучающихся. Я приведу Вам несколько спорных тезисов, касающихся взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Каково Ваше мнение на этот счёт? Согласны ли Вы с приведёнными утверждениями или нет? Как бы поступили Вы?
• Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
• В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания и стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
• Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнетесь сами.
• Оценочный стиль общения - естественный стиль общения между воспитателем и родителем.
• Родители должны услышать то, что им сказал педагог.
Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?
Со стороны родителей это:
• с ребенком мало занимаются в саду;
• не создают должных условий для укрепления его здоровья;
• не могут найти подход к ребенку;
• используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические способы наказания);
• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики и тд);
• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
• часто жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (ударили, поцарапали).
У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:
• неуважительно относятся к персоналу детского сада;
• забывают оплатить за питание, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
• поздно забирают детей;
• чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку;
• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Предлагаю провести деловую имитационную игру, в основу которой легла одна из часто встречающихся конфликтных ситуаций в детском саду.
Ситуация :
Один из детей в группе раннего возраста часто кусает других. Конфликты между родителями удавалось урегулировать своими силами. Однажды ребёнок укусил девочку за щёчку. За девочкой пришёл папа и стал обвинять воспитателя в том, что его дочку укусили. Папу поддержали некоторые родители, присутствующие в раздевалке. Стал разгораться конфликт.
Роли:
Агрессивный папа. Задача: максимально проявлять агрессию, жаловаться, агитировать родителей принять свою сторону, вовлечь максимальное число участников в конфликт. Стиль «Конкуренция» : «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
Поддерживающие папу родители. Задача: изначально на стороне агрессора, но поддерживают того, кто говорит более убедительно.
Поддерживающие воспитателя родители. Задача: поддержать воспитателя, нейтрализовать агрессора.
Воспитатель. Задача: урегулировать конфликт, снизить агрессию. Принцип взаимодействия «Сотрудничество» : «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
Мама укусившего ребёнка. Задача: не дать в обиду ребёнка. Может принимать любую сторону при условии защиты ребёнка (т. е. может встать на сторону агрессора, если агрессор обвиняет во всём воспитателя, а не ребёнка).
Итог.
Конфликт - это уже состоявшийся спор, а конфликтная ситуация - это предконфликтный момент, где страсти накалены до предела, но конфликта ещё нет. Конфликтная ситуация, разрешенная мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Вопрос заключается в том, как это сделать.
Предлагаю Вам правила бесконфликтного общения :
Правило 1. Не употребляйте конфликтогены (агрессию, эгоизм, превосходство). Этим Вы сами провоцируете конфликт и способствуете созданию негативного образа педагога.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген. Не забывайте, что если не остановитесь сейчас, то позднее сделать это будет практически невозможно – так стремительно нарастает сила конфликтогенов!
Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику. Благожелательные посылы в адрес собеседника действуют противоположно конфликтогену. Сюда относится все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т. д.
Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.
Спасибо за внимание, всем добра!