Наталья Романова
Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка в повседневной жизни детского сада
Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они что–нибудь напевают, играя или рисуя, или мастеря? Часто ли они слышат музыку?
А ведь музыка в большей степени доступна ребенку, чем какой – либо другой вид искусства. Младенец рождается с неразвитым зрением, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонацию.
Публикация «Консультация для педагогов „Музыка в повседневной жизни детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем мире уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, одежда, коляска, стены комнаты ребенка были яркими, жизнерадостными, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это очень важно для здоровья и состояния нервной системы ребенка.
Малыш растет, всё большую роль в его системе воспитания играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему очень мало обращаем внимания.
И вот результат: большинство детей равнодушны к звуковому морю, которое их окружает. У них очень слабо развито слуховое внимание и слуховая память, они не музыкальные. Из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат по ТВ и на дисках. Они не умеют петь, а самое главное – у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получая от этого удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу. А нужно ли им это? Да, очень нужно.
Мы знаем, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать их в себе. Но ведь не любая форма их разрядки приемлема. Истерика, агрессия хоть и помогают снять напряжение, порождают другое тягостное состояние – чувство вины.
Искусство же позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме. Истинная музыка – это источник духовного насыщения ребенка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно – прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него сформируется правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус» т. е. способность отличать красивое от банального или безобразного.
Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребенка. Вся работа детского сада по музыкальному воспитанию на это нацелена.
Воспитатель и музыкальный руководитель непосредственно взаимодействуют с ребенком в процессе организации его общения с музыкой. От уровня нашей компетентности во многом зависит качество музыкального образования ребенка – дошкольника.
Музыкальное воспитание ребенка осуществляется на музыкальных занятиях и в повседневной жизни детского сада.
В отличии от самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, включение музыки в повседневную жизнь определяется четким руководством воспитателя, который использует различные произведения в ходе других занятий, утренней гимнастики, на прогулках, в часы досуга.
Музыка на прогулке.
Музыка в зависимости от создавшейся ситуации влияет на детей по разному.
Во время наблюдений музыка усиливает восприятие красоты окружающей природы, вызывает интерес.
Когда дети идут на экскурсию, они с удовольствием напевают бодрую песню.
Когда дети на участке кормят крошками воробьев, воспитатель может предложить спеть им песню «Воробей» музыка Еремеевой или «Зима пришла» музыка Метлова.
Проведение какой-либо музыкальной игры может быть запланировано заранее. Это внесёт весёлое оживление и закрепит приобретенные навыки.
Летом, наблюдая за цветами, воспитатель может спросить: «Какую песню о полевых цветах вы знаете? Давайте споём». Дети называют «Полевые цветы» музыка Тиличеевой и поют её вместе с воспитателем.
Если дети в какой-либо ситуации не могут вспомнить подходящую песню, педагог помогает им в этом.
Например, дети с удовольствием строят домик из песка. Воспитатель, наблюдая за игрой, поёт песню Тиличевой «Строим дом», которую ребята охотно подхватят.
Все эти примеры свидетельствуют о том, что во время экскурсий, прогулок, игр может и должна звучать разнообразная, знакомая детям музыка: песенная, хороводная, танцевальная.
Музыка в ходе других занятий.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по ИЗО музыка поможет найти широкое применение.
Например, рассказывая сказки «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иванушка», «Три поросёнка» воспитатель иллюстрирует их исполнением небольших песенок, характеризующих действующих персонажей.
Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности образа, обогащает детские впечатления.
Например, пьеса Д. Ковалевского «Клоуны», прослушанная в начале занятия, дает им возможность по-своему изобразить этого веселого и смешного клоуна в рисунке.
Если воспитатель знакомит малышей со стихотворением А. Барто «Лошадка», то будет полезным прослушать в грамзаписи пьесу Потоловского одноименного названия. В старших группах перед разучиванием стихотворений об осени впечатляюще звучат пьесы «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» П. И. Чайковского из альбома «Времена года».
Музыка в детских играх.
В разнообразных играх детей часто используется музыка. Ребята играют в «музыкальное занятие», в «концерт», танцуют, исполняют песни, выученные на занятиях. В этих играх воспитатель помогает распределить роли, подобрать подходящую музыку народных плясовых мелодий, других танцевальных произведений.
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. Игры развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают усваивать в увлекательной форме начальные элементы нотной грамоты. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет полученные детьми знания на музыкальных занятиях и знакомит их с новыми музыкально – дидактическими играми.
Музыка и развлечения.
Развлечение с использованием музыки (концерты, музыкальные игры – драматизации, кукольные спектакли, весёлые соревнования и т. д., являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствование музыкального восприятия.
Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.
Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром. Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни (отношение к природе, любовь к родному краю и т. д., обнаруживая непосредственную связь с воспитательными и образовательными задачами детского сада.
Насыщенность развлечений эмоциональными моментами повышает заинтересованность, а следовательно, активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.
Итак, в заключение всего сказанного можно сделать следующий вывод.
Вся доступная ребенку музыкальная деятельность и должна быть предметом внимания воспитателя группы. При этом очень важно, чтобы он сам имел музыкальный слух, владел всем детским репертуаром, играл на различных детских музыкальных инструментах, мог показать образец исполнения. Во многом от воспитателя зависит, чтобы музыка вошла в жизнь детей, стала их насущной потребностью.
Понимая воспитательную силу музыки, педагог заботиться о создании условий для её постоянного использования в жизни группы.
Музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формировать внутренний духовный мир ребенка, побуждать к творчеству.