Удалить
Тренинг для детей подросткового возраста «Учимся разрешать конфликты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для детей подросткового возраста
«Учимся разрешать конфликты»
Цель: актуализация личного опыта подростков, связанного с использованием различных стилей поведения в конфликте. Самоанализ стилей поведения в конфликте.
Оборудование:
- мультимедиа
- листы А4
- карандаши
- бланки для тестирования
Условия проведения: пространство для свободного перемещения участников.
Ход тренинга:
1. Разминка
Ведущий:
Публикация «Тренинг для детей подросткового возраста „Учимся разрешать конфликты“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Треннинги для подростков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
- Часто ли у вас вспыхивают ссоры, возникают конфликтные ситуации в отношениях с товарищами, учителями, родителями? В чем вы видите их причину?
- Была ли у вас ссора за последнее время? Кто виноват в этом? Как и кем он был разрешен?
Завершите фразу словами, которые считаете наиболее подходящими в данном случае: «Я стараюсь не портить отношения с тем, кто …»
2. Основная часть
Упражнение «Встреча на узком мостике». Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. Прохождение 2-3х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту» :
1 пара – договориться, как пройти мост;
2 пара – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;
3 пара – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.
Учащие наблюдают за поведением участников упражнения по следующей схеме:
– Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?
– Было ли решения ситуации эффективным?
– Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?
Обсуждение упражнения: Проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации.
Упражнение «Рисунок вдвоем»
Подростки делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять один карандаш вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.
Обсуждение:
- Почему нарисовали именно это?
- Кто что нарисовал?
- Как вам рисовалось?
Выясняется, что люди вели себя в этой ситуации по-разному. Почему это так? Оказывается, в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт, можно вести себя совершенно по-разному, в зависимости от выбранного стиля поведения.
Упражнение «Кулак»
Подростки делятся на пары. Один из ребят сжимает правую руку в кулак. Задача второго – разжать кулак партнера любыми средствами (за исключением болевых воздействий). По истечении нескольких минут участники меняются ролями, независимо от того, достигнут ли результат.
Жизнь показывает, что варианты поведения в этой ситуации очень разнообразны: от просьб, подкупов, шантажа до соревнования.
В ходе обсуждения формируются основные способы поведения в конфликте :
- соперничество (стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому);
- компромисс (для того, чтобы принять решение, которое устроит обе стороны, необходимо в чем-то уступить);
- избегание (как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей);
- приспособление (принесение в жертву собственных интересов ради другого);
- сотрудничество (участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон).
Игра «Камушек в ботинке»
Цель: В этой игре используется метафора, с помощью которой дети могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают.
Время от времени имеет смысл проводить эту игру в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказывать о своих проблемах.
Инструкция:
Расскажите мне, что происходит, когда в ваш ботинок попадает камушек?
Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете всё как есть. Может быть, так случается, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утором надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек.
Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете ботинок и вытряхиваете камушек. Однако на ноге уже может быть маленькая ранка, и тогда маленькая проблема становится большой.
Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся и вытащим его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы и не малые.
Если вы нам скажите «У меня камушек в ботинке», то мы все поймём, что вам что-то мешает, и мы сможем об этом поговорить. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Если нет, то скажите «У меня нет камушка в ботинке», а если есть, то давайте обсудим ваш «камушек».
Необходимо дать детям возможность поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудить отдельные «камушки».
Обговорить алгоритм разрешения конфликта :
1. Что я делаю?
2. Зачем я это делаю?
3. Какого результата я жду?
4. Как я узнаю, что я его достиг?
Мозговой штурм «Как можно погасить собственную агрессию»
Обобщить способы, например:
- побить подушку,
- порвать или помять газету,
- нарисовать свою злость в виде какого-нибудь чудовища и заштриховать его или порвать,
- а иногда просто посчитать до 10.
Какие способы используете лично вы? Эффективны ли они?
3. Рефлексия:
- Что запомнилось на занятии?
- Что нового вы узнали?
- Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали раньше?
4. Итоговый вывод:
Сегодня мы с вами узнали, что такое конфликт и откуда он берется. Любой конфликт – это маленькая война, которая может идти продолжительное время. А любая война только разрушает. Поэтому наша задача – не провоцировать конфликт и уж тем более не «подогревать» его и «не подливать масла в огонь». Но если уж конфликт вспыхнул, надо искать выход из него, ведь после преодоления конфликта человек становится мудрее. Хочу завершить нашу встречу двумя афоризмами. Это китайские пословицы: «Причина любой войны – в незнании ее результатов». И вторая: «Лучший способ выиграть войну – это избежать ее». Давайте чаще вспоминать эти мудрые слова.
Спасибо вам за работу! Удачи вам в разрешении и, главное, предупреждении всех конфликтов в вашей жизни!