Ольга Тараторкина
Материал для педагогического часа «Конфликты среди детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал для педагогического часа с воспитателями
Тема: "Детские конфликты"
Цель: дать рекомендации по профилактике конфликтных ситуаций среди детей.
В детском возрасте с конфликтными ситуациями мы сталкиваемся постоянно, и порой бывает очень трудно в них разобраться.
Публикация «Материал для педагогического часа „Конфликты среди детей“» размещена в разделах
Причины возникновения конфликтов различные. И длительность конфликтной ситуации также бывает разная. Иногда она может тянуться несколько дней, а иногда завершиться за несколько минут.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, которые требуют согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.
Дети в таких ситуациях не всегда находят нужные способы поведения, и это приводит к конфликту. Ребёнок дошкольного возраста еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Вот почему нам педагогам важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.
В каждой группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные.
К популярным детям относятся: – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные;
а к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью.
Но все дети разные и ведут себя по- разному. В ситуации победы их переполняет чувство радости, а другие могут и злорадствовать при неудаче другого ребёнка. Все эти аспекты, конечно могут спровоцировать конфликт.
Давайте вместе с вами попробуем разобраться в группах детей, которые часто идут на конфликт.
Охарактеризуйте группы детей :
К Агрессивистам относят каких детей (задирают других и раздражаются сами, если их не слушают)
К Жалобщикам (всегда на что-нибудь жалуются)
К Молчунам (спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно)
К Сверхпокладистым (со всеми соглашаются)
К Всезнайкам (считают себя выше, умнее других)
К Нерешительным (медлят с принятием решений, боятся ошибиться)
К Максималистам (хотят чего-то прямо сейчас)
К Скрытым (затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика)
К Невинным лгунам (вводят других в заблуждение ложью и обманом)
Поэтому, мы должны научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить своё желание, выслушать желание другого, договориться.
• Предлагаю вам подумать и продолжить фразу «разрешение конфликта – это….»
(минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия;
устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
изменение целей участников конфликта;
достижение соглашения по спорному вопросу между участниками
При возникновении конфликтной ситуации воспитатель должен высказывать детям, свое отношение к случившемуся.
Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).
При наблюдении за детьми в конфликтной ситуации вы часто видите, что дети по- разному разрешают возникшие проблемы.
Поделитесь своими наблюдениями.
Одни дети пытаются разрешить спор силовыми методами для достижения своих целей.
Дети, хорошо владеющие коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирными ненасильственными способами.
Вот вы и озвучили два основных способа разрешения конфликтной ситуации
Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», либо привлечение внешних средств для разрешения конфликта «Позову воспитателя и она заставит всех играть», либо агрессивное её разрешение «Всех побью и заставлю играть»)
Конструктивный выход из конфликта предполагает продвижение в ситуации и её разрешения «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»)
• Уважаемые коллеги, поделитесь своим опытом работы как вы решаете конфликтные ситуации возникающие у вас в группе.
Спасибо!
Разрешение конфликта во многом зависит от умения воспитателя вовремя заметить момент перерастания разногласия, дискомфорта в конфликтную ситуацию.
В разрешении детских конфликтов каждый воспитатель должен обеспечить нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
И здесь педагогу важно следить за тем, чтобы дошкольники учились объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.
Я думаю, что нам следует подвести итоги нашего разговора. Каких же принципов поддерживаться воспитателям:
Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать.
Очень важен личный пример воспитателя, когда его оценки касаются только поступков детей.
Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда дети знакомы с определенными стандартами, правилами, регуляторами, которые помогают в к/с.
Развитие навыков общения детей со сверстниками.
Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует.
Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как:
«Уголок доверия» «Уголок для друзей»
«Островок доверия» «Секретная комната»
«Стол переговоров» «Коврик мира»
«Мирные стулья»;
Спасибо вам за работу! Я желаю вам, чтобы конфликтных ситуаций в ваших практике встречалось как можно меньше. Чтобы каждый из вас умел вовремя заметить тот момент, когда можно предотвратить конфликт между детьми.