Ольга Бородачева
Консультация «Конфликты среди детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст это сложный период становления ребенка, формирование его личности. Приходя в детский сад дети имеют разный запас знаний и умений, уровень требований, эмоциональный фон и когда дети начинают взаимодействовать друг с другом, порой возникают сложные ситуации, которые влияют на ребенка. Не все дети одинаково относятся к требованиям, у некоторых детей это выливается в малообщительное отношение, а у других в агрессивное поведение, третьи же относятся нормально, так как дома родители тоже предъявляют требования.
Публикация «Консультация „Конфликты среди детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Чем старше становится ребенок, тем больше у него растет потребность в общении, но общение детей и взрослых разительно отличается, взрослые могут себя контролировать, а дети могут с легкостью отобрать игрушку, стукнуть, обидеть. Дети очень любят играть вместе, но иногда происходят ссоры, обиды переходящие в конфликты.
Конфликт между дошкольниками- это нарушение отношений между сверстниками.
Причины конфликтов между детьми:
- Разные знания и умения.
- Разрушение игры (дети ломают постройки)
-«Из- за игрушек»- (дети не могут поделить одну и ту же игрушку)
- «Из-за ролей» - все хотят играть главные роли.
- «Выбор темы игры»- когда дети не могут прийти к общей теме игры и другие причины.
Ученые условно разделили детей на группы детей которые могут провоцировать конфликтные ситуации:
Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
Всезнайки – считают себя выше, умнее других
Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом.
Важной частью профессиональной деятельности педагога является умение решать конфликтные ситуации, правильно находить решение. Самое важное не довести конфликт до пиковой точки, вовремя остановить и урегулировать.
Воспитатель должен выступать в качестве посредника, помочь сблизиться конфликтующим, найти общее решение.
При разрешении конфликтной ситуации деятельность воспитателя должна быть планомерной и логической, включать в себя следующие этапы:
- Определение участников конфликта, причин, избавление от зрителей.
- Оценка целей конфликта, обсуждение конфликта с конфликтующими.
- Обратить внимание на психологическое состояние конфликтующих, помочь успокоиться, провести с ними гимнастику на разрядку эмоций.
- Предложить детям рассказать что случилось, причем воспитатель занимает позицию слушателя и дает детям высказаться, прислушивается к объяснениям детей.
- Найти методы решения конфликтной ситуации, можно применить творческий подход, предложить детям самим выбрать путь решения,
- Определить динамику развития конфликта, возможно привлечь психолога, родителей.
Методы и приемы профилактики конфликтов среди дошкольников.
- В группе нужно формировать здоровый психологический климат.
- Учить детей уважительно относиться к друг другу.
- Авторитет воспитателя, личный пример для подражания, мягкие приемы общения, культура обращения и другое.
- Дисциплина.
- Контроль за деятельностью детей.
Вовлечение в сюжетно- ролевые игры, психологические тренинги по сплочению детей.
- Чтение и обсуждение поступков героев, что такое хорошо, а что такое плохо? Учить детей самостоятельно оценивать поступки героев, высказывать свою точку зрения.
Воспитатель должен быть для детей другом, он должен помочь дошкольнику освоить нормы поведения, учить строить отношения со сверстниками, должен научить детей видеть окружающих и понимать что у каждого из детей, тоже есть свои интересы и потребности. Не нужно забывать, что через конфликты формируется личность, это приводит к росту детей, конфликты учат детей жить и взаимодействовать в обществе.