Юлия Пономарева
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде как к одному из условий реализации ООП
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда - специфические для каждой Программы Организации образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п. в соответствии с определенными принципами разделения пространства Организации.
Образовательная среда - весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия.
Публикация «Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде как к одному из условий реализации ООП» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Принципы построения развивающей предметно -пространственной среды (РППС).
Учет половых и возрастных различий детей (гендерное воспитание);
дистанции, позиции при взаимодействии;
активности, самостоятельности, творчества;
стабильности, динамичности, комплексирования и гибкого зонирования;
эмоциональности (эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого);
сочетание привычных и нетрадиционных элементов в эстетической организации среды;
открытость – закрытость РППС среды.
Требования ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде
РППС должна обеспечивать реализацию образовательной программы ДОУ;
реализацию двигательной активности детей;
возможность общения детей и взрослых в совместной деятельности;
учет индивидуальных особенностей и коррекции развития;
возможность для уединения;
необходимые условия в случае организации инклюзивного образования;
учет национально –культурных, климатических условий;
учет возрастных особенностей детей.
Требования ФГОС к РППС :
Содержательно – насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной и безопасной.
условия для организации инклюзивного образования, учет национально – культурных, климатических условий.
Примерный перечень зон для организации РППС
Игровая (СРИ, режиссерские, театральные) ;
познавательной активности (экспериментирование с материалами, развитие речи, математические представления);
самостоятельной деятельности (конструирование, художественно - продуктивная деятельность, литература, выставки детского творчества, центр патриотического воспитания);
двигательной активности (спортивные игры, соревнования);
настольно - печатных и развивающих игр;
экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (лаборатории, календарь природы, организация проектов) ;
отдыха (уединение, общение).
Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды в группе
Младший возраст
- Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности
Средний возраст
-формирование опыта совместного со сверстниками действия,
- развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.
Старший и подготовительный
возраст
- формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы,
- участие в преобразовании предметно – пространственной среды.
Что должен знать педагог при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе :
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Элементы РППС не должны:
Провоцировать ребенка на агрессивные действия ;
вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры ;
провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам;
провоцировать ребенка на негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
Элементы РППС должны обеспечить:
возможность гибко использовать элементы среды в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;
применение элементов среды в совместной деятельности;
дидактическую ценность;
эстетическую ценность.