Колядина Светлана
Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в группе с учетом ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.
Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Публикация «Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в группе с учетом ФГОС ДО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи экологического воспитания у дошкольников : формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой, воспитывать эстетические и патриотические чувства;
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой у дошкольников формируются экологические знания, любовь к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формирование умений и навыков деятельности в природе.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды.
Развивающая предметно – пространственная среда — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базисные компоненты развивающей среды обеспечивают разнообразие детской занятости по интересам, а также обладают релаксирующим воздействием на личность ребенка. Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии.
Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
В рамках экологического образования предметно – пространственная среда в дошкольном учреждении способствует:
• познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
• эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм);
• предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;
• оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
• формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
• формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
• экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.
Работа проводится по следующим направлениям:
• организация музыкальной деятельности, усиливающая эмоциональное восприятие ребенком природы;
• подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе, в том числе для сопровождения экологических игр.
• использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки, живопись, глиняные игрушки).
• закрепление материалов экологического воспитания в процессе рисования, аппликации, лепки;
• изготовление наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам.
• подбор художественных произведений к экологической тематике;
• изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала.
• изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.
• формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту через поручения, совместные действия и задания, как в группах, так и на территории
• реализация проектов для формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира).
• знакомство с миром профессий, связанных с экологией (наблюдение, рассматривание альбомов, иллюстраций).
• подготовка и проведение образовательной деятельности с детьми в центре природы группы, мини-лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке.
• участие в подготовке и проведении экологических праздников детского сада, инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных.
• дидактические игры, пальчиковый, кукольный театр на закрепление экологических понятий.
• чтение с обсуждением произведения.
• экологические акции и десант.
• наблюдения и работа на экологической тропе на территории ДОУ
• подборка наглядных пособий (например, календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов,
• включение современных средств обучения – мультимедийные презентации экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы).
Таким образом, создается развивающее пространство, которое позволяет стимулировать у детей познавательные способности.
Успешная реализация рабочей программы «Познавательное развитие» невозможна без тесного сотрудничества с семьей как постепенный и непрерывный процесс.
Целью взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию является повышение экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей в данном направлении.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека экологически грамотного.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.
В своей работе с родителями дошкольников в рамках рабочей программы используют традиционные и нетрадиционные формы общения, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию :
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
- Проведение развлекательных мероприятий, викторин экологической тематики
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей формирует у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достижение более высокого уровня их воспитанности.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, проводится анкетирование.
Пример анкеты:
• Что такое экология?
• Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?
• Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
• Посадили ли Вы дерево?
• Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
• Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
• Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
• Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
• Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
• Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?
• Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
• Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
• Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
• Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, обозначат проблемы, требующие педагогической помощи.
Также хорошей традицией стала систематическая забота о зимующих птицах. В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Птицы рядом с нами», «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Также ежегодно проводится экологическая акция «Покормите птиц зимой» В программе акции - конкурс «Лучшая кормушка для птиц»; выставки «Корм для разных птиц», «Чей корм вкуснее». Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.
В помощь родителям оформляется «Экологический стенд», где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Поэтому необходимо с раннего возраста прививать нашим детям любовь к окружающей нас природе и всему живому в ней.
Все выше сказанное позволяет сформулировать ряд рекомендаций воспитателям по вопросам экологического воспитания в современной образовательной среде ДОУ :
- Создание рациональной предметно – пространственной среды для успешного познания окружающего мира дошкольника, основанную на интеграции образовательных областей
- Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу. - Необходимо постоянно использовать в педагогической практике инновационные технологии, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности дошкольника.
- Мероприятия по использованию инновационных технологий должны охватывать все виды деятельности дошкольников.
Таким образом, путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.