Наталья Плотникова
Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДОУ
(слайд 1) «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - пространственной среды с учетом ФГОС ДОУ"
Наименование организации исполнителя практики: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Панаевский детский сад «Красная шапочка»
Авторы: Ниязова Ольга Максимовна, старший воспитатель; Плотникова Наталья Леонидовна, заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе.
Субъект Ямало-Ненецкий Автономный округ
Публикация «Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Обоснование актуальности (причина создания)
Дошкольное учреждение сегодня - это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям.
Введение инноваций в образовательный процесс - это неприхоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени и поэтому на сегодняшний день - актуально. Тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом, возникает потребность в инновациях. Организация развивающей среды в ДОУ с использованием инновационных технологий даёт возможность дошкольнику активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности.
(слайд 2) В результате анализа сложившейся практики в деятельности нашего дошкольного учреждения, работающих в инновационном режиме, было выявлено ряд проблем в том, что отсутствовала системность и целостность внедряемых педагогических инноваций; недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов. В результате анализа сложившейся практики в деятельности нашего дошкольного учреждения, было выявлено ряд причин: постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, стремление педагогического коллектива повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.
Решение этих проблем педагогический коллектив детского сада видит в создании инновационной деятельности, которая повысит эффективность процесса обучения и получение более качественных результатов.
6. Содержание практики (описание практики)
(Слайд 3) В настоящее время, наше дошкольное учреждение включено в сферу инновационной деятельности. При осуществлении инновационной деятельности педагоги детского сада определили следующие задачи :
• развитие индивидуальности воспитанников, инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
• повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
• стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д., интеллектуального уровня детей, развитие креативности и нестандартности мышления.
(слайд 4) Эти задачи реализуются педагогами нашего дошкольного учреждения с использованием таких инновационных технологий как здоровьесберегающие, технологии проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные, технологии проблемного обучения. Используем информационно-коммуникационные технологии компьютеры; интерактивные доски, панели.
(Слайд 5) Работая с интерактивной доской педагоги сами создают интерактивные игры «Кто кем работает?», «Знакомьтесь: профессия врач», «Убери лишнее», «Приглашаем вас в театр», «Найди подходящую картинку». В младших группах педагоги используют интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, разработанных в интерактивной системе «Сова». Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы. Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить чтение и письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или мягкого звука в слове, определение с помощью схемы места звука в слове — начало, середина или конец и т. п.). Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-путешествия, которые проводятся по типу квеста.
(Слайд 6) Проектная и исследовательская деятельность в детском саду предполагает комплексно- тематическое планирование по неделям «Вот она, какая, осень золотая», «Я и моя семья», «Мои друзья в природе», «Родина моя- Россия», которое включено в рабочую программу каждой возрастной группы, где результатом проекта развлечение создание альбома, выставка творческих работ, конкурсы, интеллектуальная игра «Эти забавные животные». В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности.
(Слайд 7) Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В нашем дошкольном учреждении используются медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, валеологического просвещения родителей. Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств : углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники, технологии профилактики заболеваний, витаминопрофилактика, санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
(Слайд 8) Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников: спортивные праздники, развлечения и досуги, недели здоровья; прогулки. Для снятия переутомления детей, снижения их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников и на состояние здоровья в целом, педагоги проводят физкультминутки, пальчиковую гимнастику («Ладонь- кулак», «По грибы», гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика («Послушаем свое дыхание», «Воздушный шар», гимнастика пробуждения («Весёлые ребята» «Забавные художники», коммуникативные игры «Две игрушки-поменяйтесь местами», «Эхо», игровой самомассаж («Кто пасётся на лугу?» «Божья коровка», сказкотерапию и релаксацию. Все упражнения систематизированы и оформлены в картотеки. В результате внедрения здоровьесберегающих технологий у детей сформированы навыки здорового образа жизни, улучшены и сохранены соматических показателей здоровья дошкольников.
(Слайд 9) Технология проблемного обучения позволяет воспитанникам быть активным участником воспитательно-образовательного процесса. Данную технологию воспитатели используют как в ООД, так и в НОД. Кроме того, в нашем детском учреждении широкой популярностью у дошкольников используется центр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности). В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать используют активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.
(Слайд 10) И как результат принимают участие в познавательно-исследовательских конкурсах разного уровня. Так, например, в исследовательском конкурсе «Что такое микроскоп?», «Как получить крахмал в домашних условиях?», «Почему осенью листопад?», «Почему белый мишка записан в красную книгу?». В результате использования данной технологии дети способны сформулировать вопрос и участвовать в дискуссии, у них развито логическое мышление, умение организовать познавательную деятельность самостоятельно, способен к самоконтролю, ярко выражен интерес к предмету.