МААМ-картинки

Традиционные русские народные игры в развитии у дошкольников представлений об окружающей действительности

Ковальчук Светлана
Традиционные русские народные игры в развитии у дошкольников представлений об окружающей действительности
▼ Скачать + Заказать документы

Традиционные русские народные игры в развитии у дошкольников представлений об окружающей действительности.

… через детей последующих поколений

детские игры снова повторяются, снова

оживляются в памяти живущих поколений

и снова молодеют…

Е. А. Покровский

Публикация «Традиционные русские народные игры в развитии у дошкольников представлений об окружающей действительности» размещена в разделах

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Русские народные игры очень многообразны : детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов». Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр?

Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий, диалогическая речь, стихотворный текст.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалами. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Игры можно разделить по видам движений: игры с бегом, прыжками, метанием; некоторые из них можно проводить как в тёплое, так и в холодное время года. Есть игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке.

В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили народные традиции, лишены игрового зачина.

Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок и занятий физической культурой. К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. Задача взрослого – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)

Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры : «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры : «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.

Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)

Игры с ведущим (водящим)игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке»).

Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам», «Баба сеяла горох», и др.

Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)

Народные игры позволяют решать следующие задачи:

• - развитие умений выполнять игровые образы;

• - развитие творческой индивидуальности;

• - развитие музыкального и эстетического вкуса;

• - развитие всех психических процессов;

• - формирование понимания красоты речи;

• - формирование духовной сферы, патриотических чувств;

• - развитие эмоциональной сферы;

• - формирование физических качеств, здоровья;

• - формирование коммуникативных качеств.

• - приобщение к народной культуре, традициям.

В своей работе я использую следующие методы:

• - словесный;

• - наглядный;

• - практический.

Словесный метод:

• - рассказы об игре, её правилах;

• - объяснение значений старинных слов;

• - беседы с элементами диалога;

• - вопросы - ответы;

• - заучивание текста народных игр,

Наглядный метод:

• - рассматривание иллюстраций к играм;

• - рассматривание предметов старинной утвари, мебели;

• - рассматривание костюмов;

• - показ презентаций.

Практический метод:

• - проведение игр;

• - изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;

• - проведение праздников и развлечений;

• - консультации для родителей;

• - консультации для педагогов.

В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм используется :

• - знакомство с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;

• - личный пример при разучивании игр;

• - пример ребёнка при создании игрового образа;

• - использование костюмов, атрибутов.

Для педагога положительный эффект в том, что народная игра :

• воспитывает у детей нравственность и создает благоприятное эмоциональное отношение и к самой игре и к народной культуре;

• обеспечивает физиологически необходимую двигательную активность и благоприятное психоэмоциональное состояние детей;

• помогает переключать детей с одного вида деятельности на другой незаметно, переводя обучаемость детей в интересную игру.

Для детей:

• укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость, творчество;

• знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;

• формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;

развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;

развивает эмпатичные способности,

• формирует чувства принадлежности к своему народу.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми. Развивая потребность в двигательной активности детей при помощи подвижных, народных, спортивных игр, физических упражнений, у детей формируется потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту! Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственным детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие славянских народных игр. Побуждая детей к двигательной активности на прогулке, в играх, мы продолжаем укреплять и охранять здоровье детей. С помощью подвижных игр создавать у детей бодрое, радостное настроение. Но и через народные подвижные игры прививать любовь к родному краю, к своему городу, селу, к своим традициям и обычаям.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легкодоступны для семейной физкультуры. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у детей чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности; настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.

Не один народный праздник не обходится без спортивных состязаний, эстафет, подвижных игр. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми, сохранять местные традиции и обычаи. Во время проведения народных подвижных игр формируется правильная осанка, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко. Расширяются представления детей о родной стране, о народных праздниках, формируется интерес к событиям в стране, воспитывается любовь к Родине, к родному краю.

Игра даёт ребенку много радости, удовольствия, делает жизнь интересной, веселой и занимательной, она надолго остается в памяти ребенка, иногда на всю жизнь.

Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.

Народные игры, так любимые ребятами и передаваемые из поколения в поколение, постепенно подготовят детей ко взрослой жизни. Закалят волю и дадут уверенность в свои силы, разовьют ум и сообразительность, смелость и железную выдержку, доброту и чувство справедливости. Не говоря уж о крепком здоровье. Что пожелать вам напоследок? Только мы педагоги сможем возродить сегодня эти удивительные, неповторимые народные игры. Пусть ко всем детям, во все дворы, в большие и маленькие города, в поселки и деревни придет этот радостный, шумный и веселый праздник! Отправимся вместе с детьми в волшебное царство Старинных Русских Игр!

Библиографический список

1. Зимина А. Н. «Народные игры с пением». Изд-во: Гном и Д., 2000-64с.

2. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.- 79с.

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и

младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003.- 368с.

4. Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.

5. С. К. Якуб «Вспомним забытые игры» 1990г.

6. Н. А. Тимошкина «Методика использования русских народных игр в ДОУ». 2008г. -64с.

Список литературы, где можно найти правила наиболее известных русских народных игр : Былеева Л. В. Игры народов СССР/Сост. Л. В. Былеева, В. М. Григорьев. - М. : Физкультура и спорт, 1985.- 269с. ; Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР : пособие для воспитателей детского сада/ Под. ред. Т. И. Осокиной. - М. : Просвещение, 1988.- 239с. : ил. ; Кузнецова З. М. Народные игры на уроках физической культуры/ З. М. Кузнецова. - Набережные Челны, 1996.- 160с. ; Якуб С. К. Вспомним забытые игры/ С. К. Якуб. - М. : Детская литература, 1988.- 159с. : ил.

Игра в «Звонари».

А играли на Руси в неё так.

Выбирались двое ребят: один с колокольчиком-»звонарь», другой-»жмурка».

Все играющие вставали в круг, а «звонарь» и «жмурка» выходили на середину круга.

«Жмурке» завязывали глаза.

«Звонарь», приговаривая: «Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон!»-увёртывался от «жмурки», который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.

Игра «Змейка».

Рисовали большой круг, вокруг которого садились играющие. За кругом ходил водящий.

Неожиданно он бросал на середину круга веревку-»змейку».

Все вскакивали, стремясь как можно быстрее встать на неё. Кому места не хватит, выбывал из игры.

Водящий, бросая «змейку» в круг, постепенно укорачивал её до тех пор, пока на неё смог встать только один участник игры.

Этот участник становился водящим, и игра начиналась сначала.

Игра «Уголки»

А вот игра «Уголки». Она вырабатывает внимание, ловкость, чувство такта, здесь перебежки сопровождаются подпевкой. Подпевки имеют место в народных играх :

Мышка, мышка

Продай уголок

За шильце, за мыльце

За белое полотенце, за зеркальце!

После этих слов все играющие меняются уголками, а водящий старается занять освободившийся уголок. В эту игру мы с ребятами играем на веранде, чтобы иногда переждать непогоду.

Игра «Башмачки»

А вот игра «Башмачки» развивает у детей аккуратность, быстро и правильно обуваться, (часто малыши неправильно надевают обувь). Суть игры состоит в том, что дети снимают свою обувь и составляют с другой обувью, чтобы не очень легко было отыскивать пару. Затем все вместе проговаривают текст;

Вот сидит малыш

До чего же хорош

До чего же хорош -

Ну, а ножки то босы!

Раз, два, три,

К башмакам беги!

Игра считалась законченной, когда все дети находили и аккуратно надевали свою обувь.

Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила, как это видно в игре «Золотые ворота»

Игра «Золотые ворота»

Проходите детвора

Первой мать пройдет

Всех детей проведет

Первый раз - прощается

Второй – запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!

Мы привлекаем детей к сложным хороводным играм, таким как «Ручеек», «Бояре». Эти игры хороши тем, что в них нет явного ведущего. Руководство игрой воспитателем остается практически незаметным для детей.

Игра "Телефон"

Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, то телефон. Ведущий на ухо быстро ему говорит какое-то слово или короткое предложение. То, что он услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь передаёт это слово следующему игроку и так до последнего играющего. После этого все говорят, что они слышали. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются ближе к телефону. Каждый ребёнок может исполнять роль телефона один раз, после чего садится в конце ряда.

Игра "Летает - не летает"

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т. д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего предмета или же не поднимет при назывании летающего - платит фант. Иногда играют и так: все становятся в круг и при назывании летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, они стоят на месте.

Игра «Жмурки»

"Обыкновенные жмурки"

Одному из играющих - жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например: "Кот, кот, на чём стоишь?" - "На квашне". - "Что в квашне?" - "Квас". - "Лови мышей, а не нас". После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила.

1. Если жмурка подойдёт близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: "Огонь!"

2. Нельзя кричать "Огонь!" с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него.

3. Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко.

4. Играющие могут увёртываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках.

5. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.

Указания к проведению.

Игру можно проводить как в комнате, так и на участке. Граница игровой площадки должна быть точно определена, и выходить за неё участники игры не должны. Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом "Огонь!" Дети должны бегать неслышно около жмурки. Смелые игроки могут тихо подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и так же неслышно убежать; могут за спиной у жмурки произнести короткое слово: "Ку-ку!", "Ау!"

Публикации по теме:

Формирование у детей опыта безопасного поведения в окружающей действительности В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных.

Картотека «Русские народные игры» Один из средств создания положительной эмоциональной атмосферы, как в семье, так и в детском саду, установления более тесных контактов между.

Сценарий досуга «Русские народные игры» Конспект развлечения «Русские народные игры» Цель: создать позитивный настрой у детей; продолжать знакомить детей с русскими народными играми.

Консультация для родителей «Загадка и её роль в познании окружающей действительности» Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируется любовь к народному творчеству, родному.

Мастер-класс для воспитателей ​ «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Задачи:.

Мастер-класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Мастер – класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Цель: Систематизировать представления.

Русские народные бытовые сказки, их роль в развитии детей дошкольного возраста РУССКИЕ НАРОДНЫЕ БЫТОВЫЕ СКАЗКИ Детская литера ВВЕДЕНИЕ Народная сказка входит в жизнь ребёнка очень рано и остаётся с ним.

Семинар-практикум для родителей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить.

Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с ОВЗ Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Работа пальцев.

Экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Подготовили и провели воспитатели: Кайтан И. М. Шлекис О. А. На.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиционные русские народные игры в развитии у дошкольников представлений об окружающей действительности
Опубликовано: 28 мая 2018 в 23:51
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиционные русские народные игры в развитии у дошкольников представлений об окружающей действительности» (включая файлы) размещена пользователем Ковальчук Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД