МААМ-картинки

Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с ОВЗ

Людмила Черемных
Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Работа пальцев активизирует речевые зоны коры головного мозга. На основании многочисленных наблюдений и исследований выявлена такая закономерность: если движения пальцев рук ребенка соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы; если развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие. Подобная взаимозависимость наблюдается в дошкольном возрасте у детей и ослабевает по мере сформированности и созревания коры головного мозга. Итак, стимулировать развитие тонкой моторики полезно для всех детей, но в особенности для детей с нарушениями речи и многочисленной группы детей с ОВЗ. В начале каждого учебного года во всех ДОУ России логопеды проводят тщательное логопедическое обследование речевой деятельности детей, пришедших в логогруппы. Объективное исследование и наблюдение показывают, что дети с речевыми дефектами имеют отставание не только в психических процессах (2 слайд) (неустойчивость внимания, недостаточный объем памяти, эмоциональную возбудимость, речевое отставание и т. п., но и общую соматическую ослабленность физического здоровья, одной из составляющих которого является общая моторная сфера. Обследуя общую двигательную активность, видим неточности координаций в движениях, неустойчивость удержания определенных поз тела (стойка на одной ноге, прыжки на одной ноге) отсутствие целенаправленных тонких движений пальцев (нет поочередных сгибаний, только одновременные движения, неловкость движений и неподвижность пальцев при застегивании пуговиц, шнуровании, завязывании узлов, бантов, скрещивании пальцев, синхронности и переключаемости движений рук с одного на другое, неумение держать и рисовать карандашом и т. п.). Дети недоуменно смотрят на свои ладошки, пальчики, которые не хотят выполнять задание и двигаться, видят неподвижность и ограниченность движений своих рук.

Публикация «Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах

К сожалению, сегодня приходится констатировать постоянный рост детей с отклонениями в развитии, и более обширной чем все остальные является группа детей с речевой патологией. Как говорилось ранее, параллельно дети отстают и в развитии двигательной сферы.

В данной ситуации актуальными являются системный, комплексный подходы к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Восстановление и укрепление общей и мелкой моторики позволяет сформировать необходимую по возрасту ребенка координацию основных движений, развить речевую и умственную деятельность, подготовить дошкольника к успешному обучению в школе.

Для стимуляции речевого развития детей через импульсы пальцев рук базовыми являются традиционные общепринятые средства и методы : шнуровки, застежки, гимнастика пальчиков, обводка по внешнему и внутреннему контуру плоских трафаретов, штриховка, завязывание бантов, узлов, лепка, аппликация, мозаика, конструирование из мелких деталей, игра на музыкальных инструментах, собирание пирамидок, теневой театр, выкладывание фигурок из палочек, шнура (3 слайд) и др.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Моторная речь - это, прежде всего, результат деятельности мозга, которая является законодательным органом. Там происходит отбор движений, нужных для произнесения тех или иных звукосочетаний, устанавливается их последовательность, то есть составляется программа, по которой должны действовать мышцы артикуляционного аппарата.

На начальном этапе жизни ребенка именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Тема исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, ученых - исследователей связи развития руки и мозга физиологов И. П. Павлова, В. М. Бехтерева. Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Тематические блоки

• Крупная (общая) моторика

Развитие координации, равновесия

• Парные упражнения

Развитие навыков ходьбы и бега

Мелкая моторика

• Пальчиковая гимнастика

• Работа с мелкими предметами

• Работа с художественными материалами

Средства традиционной мелкой моторики

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики зачастую предлагают :

- мозаику;

- пористые губки (сжимать – разжимать) ;

- клубочки ниток (для наматывания) ;

- пособия по застёгиванию пуговиц;

- наборы верёвочек для завязывания и заплетания;

- различные пособия со шнуровками;

- палочки (выкладывать узоры) и многое другое.

= су-джок

- пазлы

- обводки

- графические диктанты и т. д.

Средства развития мелкой моторики

По средствам чего можно развивать наши пальчики? Используем пластилин, бумагу, бросовый природный материал, работаем с песком, с крупой, бусами. Ленты применяем для плетения кос, завязывания бантов, шнурки - учим завязывать, плести, играем с водой, куклами. Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка : его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

Для этого используются приемы:

• систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.

• последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно.

• все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оцененным;

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.

Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики - кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д.).

При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки.

Игры с пластилином

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

Игры с крупой, бусами

Ракушка» - круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.

Игры с крупами

Прячем ручки

Пересыпаем крупу

Дождь, град

Покормим птичек

Разложи по тарелочкам

Вкусная кашка

Найди игрушку

«Отгадай, какая крупа в мешочке»

«Сухой бассейн» из гороха и фасоли

Игры с природным материалом

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обращаем внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Рисование Ракушка» - круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.

Игры с песком - Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

- Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.

Массаж кистей руки пальцев

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

массаж тыльной стороны кистей рук

массаж ладони

массаж пальцев рук

Упражнения с мячами

1. учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;

2. катать мяч по часовой стрелке;

3. держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Пальчиковая гимнастика

. Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.

1 группа. Упражнения для кистей рук

2 группа. Упражнения условно статические

3 группа. Упражнения для пальцев динамические

Народные пальчиковые игры

Штриховка, трафареты, лабиринты.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Необходимо соблюдать основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев, и подготовке ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

Совместно с родителями в группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.

В работе мной были использованы следующие методы и приё мы:

"Пальчиковый игротренинг".

1. Игры с пальчиками.

2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

3. Пальчиковые игры со скороговорками.

4. Пальчиковые игры со стихами.

5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

Родители принимают активное участие в создании развивающей среды нашей группы и с удовольствием ищут новые решения для её обогащения.

Итак, осветив методы и способы развития мелкой моторики в традиционном ключе, хочется подытожить, что развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятие у детей позволяет дошкольникам овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Подбор и изобретение таких игр и упражнений на мелкую мускулатуру, способствующих возрастанию у детей интереса к активной работе пальчиками, вызыванию динамичной продолжительной речи, можно отнести к инновационным технологиям в коррекционной педагогике. Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и повышает эффективность коррекционного воздействия.

Рассмотрим некоторые из них.

«Друг наш - Самомасссаж» - совокупность массажных движений пальчиков, речевых зон лица и речи. Массаж ушных раковин (Аурикулотерапия) - это массаж множества нервных окончаний, осуществляющих связь с центральными и вегетососудистыми отделами ЦНС и внутренними органами, включаем его на логопедических занятиях в совокупности с пальчиковым. Используем здесь самые простые движения : поглаживание ушек, разминание, легкое оттягивание мочек, похлопывание и т. п. Самомассаж глаз включает поглаживание век, обведение окологлазных впадин, сжатие век одновременное и поочередное.

Пальчиковую гимнастику можно связать с артикуляционной и корригирующей гимнастикой для глаз, например, упр. «Часики» - одновременное движение рук, язычка и глаз, «Качели» - аналогично, «Киска умывается» - движения яз., ладоней и глаз по кругу, «Лошадка» - щелканье яз. и пальцев в сочетании с движениями глаз влево - вправо и т. д.

Полезной и инновационно занимательной признана технология

В. Цвынтарного «Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем».

В ней используются элементы мелкой моторики в органичном сочетании с развитием фонематического слуха по подражанию и закреплением артикуляционных укладов для точного воспроизведения того или иного звука.

В свободной деятельности детей и на индивидуальных занятиях предлагаются следующие игры и упражнения: «Пальчиковый бильярд», «Пристежки», «Ищем клад» (использование сухих бассейнов, прокатывание колесика, надетого на карандаш, плетение косичек, сматывание ниток в клубок, составление цепочек из металлических скрепок, раскладывание фишек для заполнения заданной фигуры, складывание карточек, открыток, нанизывание на леску или проволоку бусин, откручивание и закручивание крышек на баночках; надевание на каждый пальчик пробок из – под флаконов с духами; выкладывание в ячейки формочек для льда бумажных шариков, или заполнение цветными капельками таблетниц с помощью пипеток и т. п.

-«Пальчиковый бильярд» (тренирует динамичные толчки пальцами обеих рук, движения группировки и сжатия пальцев одновременно).

-«Надень наперсток» (надевание наперстка, пробочек от флаконов на каждый пальчик) - нетрадиционный самомассаж пальчиков поочередно.

«Чистильщик обуви» ( чистка обуви щеткой: щетку можно держать

всеми пальцами, тремя или двумя поочередно, ритмично

двигая кистью вперед - назад)

- «Веселые щелчки» (пощелкивание кнопочками на полиэтиленовых упаковках - сжатие подушечек пальцев по два одновременно).

- «Игры – пристежки» (захват деталей целого двумя руками одновременно и прижатия к пазам кнопок на твердой поверхности) - массаж подушечек пальцев.

- «Сказочные секреты» (круговые движения всей кистью руки для раскручивания крышек на пластмассовых баночках с «секретами» - картинками).

- «Волшебные картинки» (захват 2 -3 мя пальцами палочек из –под мороженого

и выкладывание картинок).

-«Натюрморт», «Цветочная композиция» (захват 3 – мя или 5 -тью пальцами связанных плоских фигурок фруктов или цветов с мягкой магнитной лентой и перемещение, укладывание их в композицию на металлической досточке (ритмичные соразмеренные движения всей кисти руки).

Рассматривая нетрадиционные техники развития мелкой моторики у детей, следует упомянуть и о «Оригами». Она мало используется в коррекционной логопедической практике, но у ребят пользуется спросом, и популярность ее сейчас начинает возрастать.

Инновационная техника «Бусография» привлекает и вовлекает своей необычностью, кропотливостью старших дошкольников. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность, совершенствует сенсомоторику - согласованность в работе глаз и рук, координацию движений и их точность, конструктивный праксис, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность речевого аппарата, монологическую речь.

«Бусографией» рекомендуют начинать заниматься с младшего возраста для освоения простейших приемов работы с бусами : массаж пальчиков, пальчиковый бассейн из бус, упражнения на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, сортировка бус по цвету. Сначала дети знакомятся с бусами, берут их в руки, исследуют (это мощная импульсация в кору головного мозга). затем отбирают бусы по цвету, размеру и нанизывают их на проволоку или шнурок по выбору предложенных образцов. Старшие дошкольники, занимаясь «бусографией», используют уже свой замысел (придумывают объект, подбирают нужный материал и действуют по знакомому алгоритму выполнения. Помощь взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку посчитать необходимое количество бусинок, провести чередование по цвету и правильно провести соединение линий, получая ту или иную геометрическую фигуру. Результат успешно проделанной работы является сильнейшим психологическим стимулом для развивающейся личности ребенка, а сама техника «бусография» оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Су - Джок терапия считается одной из лучших систем самооздоравления.

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду. В результате использования Су-джок терапии:

• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

развивается координация движений и мелкая моторика;

развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Мы применяем вариативность использования Су-Джок массажёров.

Изготавливаем дидактические пособия, которые выполнены для закрепления сенсомоторных навыков. Благодаря таким чувствам, как зрение, слух, осязание ребенок закрепляет понятия цвет, величина, форма, поверхность предмета в игре с колючим шариком Су-джок-массажером. Данные приёмы мы используем в своей работе и можем с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей, что подтверждают результаты диагностики.

Для развития мелкой моторики и заинтересованности в тренировке тонких движений пальцев нашим детям были предложены спирографы. Спирограф, по сути - это линейка, прямоугольная, с вырезами-кругами и фигурными вставками, которая позволяет делать удивительные орнаменты, легко и просто.

Пользоваться спирографом могут и дети, и взрослые.

С его помощью можно оформлять рисунки, открытки, и т. п.

- стоит он недорого, цвета - в ассортименте, но цвет спирографа значения не имеет, так же как не имеет значения цвет обычной линейки.

Узоры получаются круговыми, идеально ровными. В зависимости от выбранной вставки и выреза-круга - очень разные узоры. У детей спирограф развивает не только мелкую моторику и координацию движения кисти, но и воображение, фантазию, творческое и логическое мышление, способность к рисованию. Улучшает характер почерка и увеличивает скорость письма. Учит моделированию цветов и пространственному мышлению. Совершенствует эстетические способности и повышает интеллект.

Как пользоваться спирографом.

Выбираем вырез-круг в прямоугольнике, берём одну из вставок (так, чтоб она по диаметру была меньше выреза, вкладываем вставку в вырез так, чтобы зубчики вставки закрепились, ставим ручку в любую из "дырочек" круга-вставки, и начинаем вращать круг внутри выреза по или против часовой стрелки. Ручка будет оставлять след-узор, удивите.

Если поставить ручку в другую "дырочку" - узор получится другой, даже если снова использовать тот же круг-вырез линейки и ту же вставку. А поскольку на каждой вставке дырочек много, узоров при помощи спирографа можно сделать огромное разнообразное количество.

Раздаём заготовленные шаблоны, предлагаем украсить определённые места узорами.

Публикации по теме:

Инновационные и традиционные технологии в работе с фольклорным ансамблем «Прялица» Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны со значительным обновлением содержания образования, с качественной реализацией.

Инновационные технологии для развития мелкой моторики дошкольников с ОВЗИнновационные технологии для развития мелкой моторики дошкольников с ОВЗ Выступление на втором этапе регионального конкурса профессионального мастерства педагогов казенных общеобразовательных учреждений Воронежской.

Инновационные технологии в развитии мелкой моторики посредством использования экологически безопасных материалов Всем известно, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации.

Консультация «Инновационные технологии в развитии речи дошкольников. Синквейн» Цель моей работы: Развитие связной речи дошкольников. Для достижения поставленной цели я определила ряд задач: 1. Формировать умения строить.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Консультация на РМО учителей-логопедов «Инновационные технологии на этапе развития мелкой моторики»Консультация на РМО учителей-логопедов «Инновационные технологии на этапе развития мелкой моторики» Одним из условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие ручных умений, или как принято.

Мастер-класс «Игровые технологии для развития мелкой моторики у дошкольников»Мастер-класс «Игровые технологии для развития мелкой моторики у дошкольников» Совсем недавно я проводила мастер-класс по развитию мелкой моторики для своих коллег и сейчас хочу поделиться с Вами своей работой. Прежде.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами пластилинографии Развитие мелкой моторики руки у детей с ОВЗ средствами пластилинографии Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в.

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников с ОВЗ нарушением зрения В современный век компьютеров и космических технологий, как никогда, ребёнок должен обладать крепким здоровьем. Плохая экология, неправильный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 19 марта 2018 в 14:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Черемных в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД