Ирина Рослик
Семинар-практикум для родителей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями приобщения детей к здоровому образу жизни в условиях детского сада.
2. Познакомить родителей с некоторыми русскими народными играми.
3. Предоставить возможность поделиться собственным опытом по данной теме.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Родительские собрания в детском саду
- Русские народные игры
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Участники семинара-практикума приглашаются занять свои места.
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня практикум будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.
На сегодняшний день, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потере здоровья.
Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо всем, как взрослым так и детям.
Задание 1.
Уважаемые родители! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники практикума выполняют задание).
Задание 2.
А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих детей? (Участники практикума выполняют задание)
Предлагаю вам посмотреть видеофильм «Интервью детей» и послушать, что говорят дети о своем здоровье : «Здоровый – это тот, кто моет руки, слушается взрослых, делает зарядку. Кто не боится врачей. Здоровье надо беречь! Мама всегда говорит: «было бы здоровье»; Здоровый человек, который всё может».
В дошкольном учреждении для сохранения и укрепления здоровья детей педагоги проводят различные мероприятия, направленные на развитие двигательной активности. Это гимнастика, физкультурные занятия, спортивные досуги и развлечения, но и, конечно же, подвижные игры.
Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно - сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Сегодня мы вас познакомим с русскими народными подвижными играми. В народных играх много юмора, соревновательного задора, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьёвками.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них отображается образ жизни людей, их быт, труд, представления о смелости, мужестве, выносливости. Они дают возможность проявить смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Народная игра помогает в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, развивается внимание, мышление, воображение, память. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры. Народные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками, развивается интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору, происходит знакомство с календарными народными играми.
При проведении подвижных игр учитываются возрастные особенности детей, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения. Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка появилась очень давно, для того чтобы распределить трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, справедливо распределить роли. Например:
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить.
Выходи — тебе водить!
А сейчас предлагаю вам поиграть в русские народные подвижные игры.
Игра Огородник
Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем. Игроки становятся в круг. Один - Огородник – выходит в середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:
- Кто там?
- Огородник.
- Зачем пришел?
- За репой!
После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:
Сверху репа зелена,
Посередине толста.
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Кто с ней ни пойдет,
Всяк за вихор возьмет.
Огородник должен назвать, кто из ребят Репа. Если угадает, то Репа от него убегает, а он - за ней.
Игра Горшки
Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится горшками и садится на пол. Другая команда – хозяева. Они встают за горшками. Водящий изображает покупателя. Он подходит к одному из хозяев и спрашивает:
- Почем горшок?
- По денежке.
- А он не с трещиной?
- Попробуй.
Покупатель легко ударяет по горшку пальцем и говорит:
-Крепкий! Давай сговор!
Хозяин и покупатель протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары,
Собирайтесь, гончары,
По кусту, по насту,
По лебедю горазду!
Вон!
Со словом «вон!» и хозяин, и покупатель бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первый прибежит к купленному горшку – тот становится хозяином. А опоздавший делается водящим.
Игра Пирожок
Игроки встают друг за другом, держась за пояс. Впереди стоит булочник, он ведущий, последний — пирожок. К булочнику подходит покупатель и спрашивает: «Где мой пирожок?» Булочник отвечает: «За печкой лежит». Последний игрок - пирожок кричит: «Я бегу, бегу!» С этими словами он бежит в сторону ведущего, а покупатель старается его поймать. Если пирожок успеет встать впереди ведущего, он становится булочником, а последний игрок — пирожком, и покупатель вновь идет покупать. Если же пирожок будет пойман, то он выполняет роль покупателя, а покупатель — булочника.
Игра Ручейки и озера
Участники стоят в трех-пяти колоннах (в зависимости от количества участников) с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те, которые быстрее построят круг.
Правила игры : бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
Игра Большой мяч
Для игры нужен большой мяч. Играющие берутся за руки и становятся в круг. Водящий с мячом становится в середине круга и старается выкатить мяч из круга ногами. Тот, кто пропустит мяч между ногами, становится водящим, но остается за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом к центру, а в середину встает пропустивший мяч. Игра повторяется. Правила игры. Играющие в течение всей игры не берут мяч в руки, а перекатывают его только ногами.
Русские народные подвижные игры мы проводим на прогулке и включаем в образовательную деятельность по физической культуре, в развлечения. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от влияния негативных эмоций на собственный организм.
Предлагаю вам посмотреть видеофильм с участием ваших детей «Проведение народных игр на прогулке».
Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем народные традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей. Народные игры и сегодня являются школой жизненного опыта, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры. Они не должны быть забыты. Но эти игры дадут положительные результаты только тогда, когда исполнят своё главное назначение – подарят детям радость и веселье; научат играть вместе.
Уважаемые родители! Сегодня вы стали участниками семинара-практикума «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры» Надеюсь, это время было проведено с пользой для вас, вы убедились в значимости народных подвижных игр, и полученные знания пригодятся вам в воспитании ваших детей. Мы заканчиваем встречу. Спасибо за понимание и сотрудничество.
Список используемой литературы:
1. А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов мира». Издательство «Просвещение» Москва, 1988.
2. М. Ф. Литвинова «Народные подвижные игры». Издательство «Просвещение» Москва, 1986.
3. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений» СПб: «Детство-пресс», 2004.