Теплых Елена
Традиция семейного чтения как основа развития ребенка-читателя
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Почему дети не читают и не любят читать? Статистика детского чтения пугающая. Оказывается, решение такой глобальной проблемы лежит на поверхности: утрачена традиция семейного чтения.
Ключевые слова: семейное чтение, чтение с продолжением, мнемотаблица, мнемотехника.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Чтение, детская литература
- Темочки
Семейное чтение имеет особое значение для читательской судьбы ребёнка. «Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает и переживает за героев… Совместное чтение сближает членов семьи, наполняет важным содержанием радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце» [1]. Мудрые мысли Татьяны Дмитриевны Жуковой, автора книги «Семейное чтение в год семьи», могу подтвердить собственным опытом.
В нашей семье сохраняется традиция семейного чтения на протяжении нескольких поколений. Моему отцу рассказывала сказки и пела старинные русские песни его бабушка Екатерина. До сих пор с теплотой и нежностью вспоминает Анатолий Константинович (так зовут моего папу) о своей бабушке, которая пробудила в своём внуке потребность в чтении. И сейчас отец неразлучен с книгой, потому как уверен, что она (книга) не только воспитывает и просвещает, но и лечит душу человека.
С русским фольклором и детской литературой нас (меня и брата) начали знакомить рано. Активное участие в этом принимали и молодые родители, и бабушки с дедушками. Прасковья Ивановна, бабушка с маминой стороны, знакомила нас с библейскими притчами и историями, которые я слушала, затаив дыхание. Папа в раннем детстве больше любил именно рассказывать (что особенно нравится детям) прочитанные им ранее произведения. К тому же детских книг в посёлке было недостать, а общественной библиотеки в то время не было. Так, постепенно, с раннего детства, прививали нам любовь к художественному слову и к чтению в целом.
В семье выписывалось много периодической литературы, как для взрослых, так и для нас, детей. Сначала, журнал «Весёлые картинки», затем, по мере нашего взросления: «Мурзилка», «Пионер», «Костёр». Для себя родители выписывали «Юность», «Новый мир», «Здоровье», «Крестьянка», «Семья и школа», а так же множество газет.
Традицией в семье был и просмотр диафильмов, что способствовало развитию выразительного чтения у нас, детей. С удовольствием мы, дети, устраивали праздники (перед этим готовились, организовывали репетиции) для наших родителей: Новый год, День рождения; делали призы, подарки своими руками.
Анатолий Константинович увлекался фотографией, приобщал нас к спорту. Зимой каждое воскресение мы катались на лыжах, а летом – ежедневные пробежки или езда на велосипедах.
Все эти моменты хранятся в семейных альбомах, хронологически оформленных папой и мамой.
Так же вся семья любила ходить в лес за ягодами и грибами. Таким образом, учились любви к природе. Но чтению отдавался приоритет. Вечерами в гостиной каждый занимал удобное место и папа (в семье именно он был и остаётся мастером слова) читал выбранное произведение вслух.
В годы моего детства в журнале «Юность» печаталась повесть А. А. Лиханова «Последние холода». На меня эта повесть произвела неизгладимое впечатление, именно оттуда я узнала о тяготах и лишениях детей в годы Великой Отечественной войны. С удовольствием вечерами читали и слушали Гоголя, Шолохова, Шукшина.
Особое место занимала поэзия. Отец и мама наизусть читали стихи Пушкина, Некрасова, Есенина, Рождественского, Асадова, Высоцкого, поэтому я с детства люблю поэзию и с удовольствием читаю стихи наизусть.
Традицию семейного чтения продолжила уже в своей семье. Начиная с младенческого возраста, знакомила детей с русским фольклором, со стихами Барто, Чуковского, Михалкова, которые сын Леонид (наш первенец) в два года декламировал наизусть.
Купив еще до рождения детей удивительную книгу Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя» (французского педагога и просто замечательной мамы двух дочек, решила взять за основу ее методику обучения младших дошкольников чтению.
Буквы Леня выучил очень рано (в 2 года знал весь алфавит) по методике француженки. Не углубляясь, отмечу, что С. Лупан очень творчески подходит к приобщению маленького ребёнка к миру знаний. Опираясь на её рекомендации, вы сами сможете составить программу развития своего ребенка. В одном Сесиль непреклонна: «общаться с ребёнком и развивать его необходимо уже тогда, когда вы носите его под сердцем» [2].
По её же методике, основанной на том, что все произносимые нами слова имеют графическую форму, сын в 3 года научился читать. На каждый предмет в доме наклеивались карточки с его названием. Чтением Леня увлёкся сразу. Особенно любил детские энциклопедии и другую познавательную литературу.
В 6 лет Лёня прочитал все произведения Волкова, в 7 – Носова, Линдгрен, «Старика Хоттабыча» Лазаря Лагина. Естественно, это было его самостоятельным прочтением, но мы не забывали и про вечернее чтение всей семьёй. К тому времени научилась читать наша средняя дочь Даяна (в 4 года). С удовольствием читали народные – русские и зарубежные, и авторские сказки.
Повесть-сказка Астрид Линдгрен «Братья Львиное сердце» удивила необычным взглядом автора на продолжение жизни после смерти. Такие книги читали несколько дней, а то и недель. Этот процесс называется чтением с продолжением. Для того, чтобы ребенок ждал следующей встречи с книгой, надо подбирать произведения занимательные, динамичные, остросюжетные и заканчивать чтение на самом интересном и впечатляющем месте.
В начальной школе познакомила детей с Горьким, Астафьевым, Распутиным, Лидией Чарской, Борисом Жидковым, Беляевым и другими писателями.
10 лет мы прожили во втором Иркутске. В первый же год нашего пребывания там, я записала детей в детскую библиотеку имени Василия Стародумова. В 2009 году, мы, как самая читающая семья, приняли участие в конкурсе «Читающая семья 2009», который проходил в микрорайоне Юбилейный. На празднике «По книжному морю-океану всей семьёй» нами было представлено произведение Иркутского писателя Леонида Бородина «Год чуда и печали», которым прониклась вся семья без исключения [3].
Именно с отрывком из этого произведения Леонида Бородина младшая дочь Лидия в прошлом году стала победителем окружного этапа городского конкурса чтецов «Русское слово – 2019»
Не оставалась в тени и современная литература. С большим интересом была прочитана повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».
Дети взрослели и их чтение становилось всё более самостоятельным, но я, зная, какое воздействие и какую силу имеет истинное художественное слово, советовала в нужный момент книгу актуальную, значимую, интересную. Так дети познакомились с Михасенко («Милый Эп» и другие его произведения, Фраерманом («Дикая собака динго или повесть о первой любви», Фёдором Боровским («Рыжий»).
Благодаря своему кругозору и начитанности, Леонид и Даяна приняли участие и явились победителями многих конкурсов и научных конференций. За творческие успехи и отличную учебу Даяна в 2010 году была приглашена на Президентскую елку.
Сейчас старшим детям уже 23 и 21 год, но подрастает младшая дочь. Ей десять лет, учится в четвертом классе. Читать Лида научилась в 3 года. В данный момент читает светлую и смешную повесть о детстве Наринэ Абгорян «Манюня» (8-10 страниц в день).
Я не изменила своим вкусам: знакомились и заучивали буквы (звуки) с Лидой по методике Сесиль Лупан (знакомство с азбукой основано на ассоциациях: буква «А» – «Кто спрятал Бобика от дождика?»). А вот чтению обучала по букварю Н. С. Жуковой, у которой сочетаются традиционные и оригинальные логопедические методики. После знакомства с алфавитом и освоением послогового чтения, мы начали «издавать» с дочерью самодельные книжки, опять же опираясь на рекомендации С. Лупан. Это и развитие речи, и чтение, и письмо, и увлекательный творческий процесс! Создание собственных книжек до сих пор остаётся одним из любимых занятий дочери. Это книжки-ребусы, книжки-журналы, книжки-сюрпризы, а также личные дневники. Лида – творческий человек. Ей нравится что-то мастерить своими руками: лепить, клеить, рисовать, а ещё – выступать на сцене. Последнему желанию помогает реализоваться театральная студия «Родничок», которую она посещает четвертый год. В студии ребята разучивают стихи, басни, сценки и выступают перед детьми нашего микрорайона.
Развитие внимания и памяти очень важно для дошкольника. Эффективным тренажером здесь является заучивание стихов. Чтобы это не было скучно и сложно, подходим и к этому процессу творчески: рисуем стихи. Выражаясь научным языком: используем мнемотаблицы, которые составляем (рисуем) сами или подбираем картинки из интернета. Рисованное стихотворение легко запоминается, а самое главное – ребенку это интересно! Метод мнемотехники применяю на занятиях с детьми в логопедической группе при составлении рассказов и разучивании стихов.
Уверена, что представленный мной опыт нашей семьи доказывает огромную значимость традиции семейного чтения в становлении ребёнка-читателя и личности в целом.
Литература:
1. Семейное чтение в год семьи / Сост. : Т. Д. Жукова. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 320 с.
2. Лупан С. Поверь в свое дитя. Пер. с франц. Е. И. Дюшен, Н. Л. Суслович, З. Б. Ческис. – М. : Эллис Лак, 1993. – 255 с., ил.
3. Бородин Л. Год чуда и печали. – Франкфурт-на-Майне: Посев, 1981. – 194 с.